Лингвострановедческий словарь «Россия».

Монастырь/C1-C2: различия между версиями


Версия 11:11, 7 июля 2016

Monastir new.jpg
монасты́рь

1. Религиозная община монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни (устав) и соблюдающих религиозные обеты (особые клятвы, обещания).

2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других зданий такой общины, обнесённый, как правило, стеной.

Энциклопедическая справка

Слово монастырь происходит от греческого monasterion, то есть келья, жилище отшельника. В монастыре проходит вся жизнь монастырской общины. Бывают монастыри мужские и женские. Крупнейшие православные (см. православие) мужские монастыри в России, которые подчиняются непосредственно Патриарху, называются лаврами.

В названия некоторых монастырей входит слово пустынь - так в прошлом называлось небольшое монашеское поселение, обычно удалённое от основного монастыря, а также небольшой уединенный монастырь. Такой монастырь мог разрастаться, но в его названии слово пустынь сохранялось. Оптина пустынь, Засимова пустынь - в наше время одни из самых известных мужских монастырей.

Первые монастыри появились на Руси в конце X - начале XI в. вскоре после принятия христианства Киевской Русью (см. Русь). В первые века после Крещения Руси монастыри были центрами распространения письменности, вели летописи (см. летопись), собирали библиотеки. В XI-XII вв. наибольшее значение приобрёл Киево-Печерский монастырь. В XIV-XV вв. возникли Троице-Сергиев (см. Сергий Радонежский), Кирилло-Белозерский, Соловецкий (см. Соловецкие острова)и др. крупные монастыри. Они сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси.

Благодаря земельным и другим пожертвованиям монастыри быстро превратились в крупнейших феодалов. Они владели обширными землями и большим количеством монастырских крестьян (см. крестьянин). Рост монастырей замедлился при Петре I, который взял под контроль монастырские доходы и запретил монастырям скупать землю. В середине ХVIII в. при Екатерине II была проведена секуляризация церковных земель, то есть передача их в государственное владение. Но в ХIХ в. монастыри снова стали получать земли. К 1917 г. в России насчитывалось более тысячи православных монастырей. На территории многонациональной и многоконфессиональной России были и буддийские, и католические монастыри.

После Октябрьской революции 1917 г. имущество монастырей было национализировано, а сами они стали закрываться. Количество монастырей сокращалось. В Советском Союзе к 80-м гг. ХХ в. осталось лишь несколько православных монастырей с небольшим числом монахов.

Возрождение монастырей, связанное с общим возрождением религии в современной России, началось в конце 80-х гг. Сейчас в России и в зарубежных приходах Русской Православной Церкви более 800 монастырей. Свято-Данилов монастырь в Москве, где находится Московская патриархия, - духовно-административный центр Русской Православной Церкви.

В культуре

Многие православные монастыри России являются известнейшими историческими и архитектурными памятниками. С ними связаны значительные события в истории церкви, государства, русской духовной культуры. Монастыри исполняли роль крепостей, были центрами просвещения и иконописи, в них создавались библиотеки, школы, ремесленные мастерские. К таким монастырям относятся Новодевичий и Донской монастыри в Москве, Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Александро-Невская лавра в Петербурге, Соловецкий монастырь (см. Соловецкие острова) и другие. В советское время в них находились музеи, историко-архитектурные заповедники. Сейчас большинство монастырей вновь передано церкви, и храмы (см. храм) в них нередко соседствуют с музеями.

В языке и речи

В русском языке существует выражение подвести под монастырь − то есть поставить кого-либо в особенно затруднительное положение. У русских есть пословица: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Это значит, что попадая в новую компанию, общество, дом, фирму и т. д., надо приспосабливаться к их обычаям, порядкам, а не отстаивать свои.

Медиатека

Тексты

  1. Н.М. Рубцова. Стихотворение «Ферапонтово»

Репродукции

  1. А.Ф. Зубов. «Свято-Троицкая Александро-Невская лавра»
  2. И.И. Левитан. «Вечерний звон»
  3. В.А. Тропинин. «Монах со свечой»
  4. А.К. Саврасов. «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
  5. М.В. Нестеров. «Великий постриг»
  6. Б.Д. Клементьев. «Обитель Святого Даниила Московского»

Фотографии

  1. Богоявленский монастырь в Китай-городе
  2. Дивеевский монастырь
  3. Праздник в Троице-Сергиевой Лавре
  4. Троице-Сергиева Лавра
  5. Кирилло-Белозерский монастырь
Строка 46: Строка 46:  
# [[Медиатека:Праздник в Троице-Сергиевой Лавре|Праздник в Троице-Сергиевой Лавре]]<br />
 
# [[Медиатека:Праздник в Троице-Сергиевой Лавре|Праздник в Троице-Сергиевой Лавре]]<br />
 
# [[Медиатека:Троице-Сергиева Лавра|Троице-Сергиева Лавра]]<br />
 
# [[Медиатека:Троице-Сергиева Лавра|Троице-Сергиева Лавра]]<br />
 
+
# [[Медиатека:Кирилло-Белозерский монастырь|Кирилло-Белозерский монастырь]]<br />
       
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Религия]]
 
[[Категория:Религия]]