Традиционное название введения на Руси христианства в греко-православной (см. православие) форме как официальной государственной религии.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Первой на Руси, с целью укрепления торговых и политических связей с Византией, приняла христианство княгиня Ольга в 957 г. Массовое введение христианства как государственной религии было начато в 988-989 гг. её внуком – Великим киевским князем Владимиром Красное Солнышко. Крещение населения проводилось греческими священниками, приглашёнными князем из Византии. Тогда же были разрушены все языческие (см. язычество) капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и сброшен в Днепр. Покровителем всей Руси был объявлен апостол Андрей Первозванный. По существующей легенде, он, плывя к викингам по Днепру, остановился под горами, где через несколько веков возник Киев, и предсказал, что здесь будет святой город и христианская страна, в знак чего установил крест.
В культуре
Принятие христианства способствовало объединению русских земель, укреплению государства, расширению его международных связей, приобщению к христианскому миру; появлению письменности (см. кириллица), развитию образования и культуры, архитектуры и живописи.
Однако введение христианства на Руси проходило драматично, порой встречая непонимание и сопротивление народа. Новая религия не смогла полностью вытеснить язычество из русской народной культуры. Некоторые языческие верования влились в христианство и сохраняются до сих пор. Это проявляется, например, в особом почитании в России «святых мест» (в частности, водных источников) и в «замещении» языческих праздников христианскими, то есть приурочивании их к дням зимнего (см. зима) и летнего (см. лето) солнцестояния (см. Рождество Христово, Троица, двунадесятые праздники), к празднику урожая (1-й, 2-й и 3-й Спасы), в сохранении масленицы и святок и т. д. Описанию истории Крещения Руси посвящены многие страницы «Повести временных лет» (см. летопись).
Тема крещения Руси воплощена в знаменитых росписях Владимирского собора в Киеве. Самые известные из них – «Крещение князя Владимира» и «Крещение Руси» В.М. Васнецова и «Святая равноапостольная княгиня Ольга» М.В. Нестерова.
Памятники князю Владимиру стоят в Москве (автор С.А. Щербаков), в Белгороде, в Севастополе (автор В.М. Клыков); скульптурные изображения князя находятся в Великом Новгороде на памятнике «Тысячелетие России» (автор М.О. Микешин), в одной из ниш портиков Казанского собора Санкт-Петербурга (автор Пименов С.С.).
В 1988 г. (см. перестройка) 1000-летие Крещения Руси отмечалось на государственном уровне по всей стране.
В языке и речи
После Крещения Руси в русском языке появилось слово крестьянин, этимологически связанное с существительным христианин, но переосмысленное в соответствии с народным произношение слова крест. Первоначально оно называло крещёного человека.
Очевидно, что только после принятия на Руси христианства в русском языке могло появиться слово нехристь, имеющее значение «некрещёный человек». Постепенно из нейтрального именования человека не христианской веры или вообще не верующего оно превратилось в бранное слово, имеющее значение «жестокий, бессовестный человек».
Медиатека
Тексты
Репродукции
Фотографии
- Деревянный идол из раскопок в Новгороде
- Статуя киевского князя Владимира в Казанском соборе
- Князь Владимир на памятнике «Тысячелетие Руси»
- Памятник князю Владимиру в Севастополе
- Памятник Равноапостольному князю Владимиру Великому в Белгороде
- Памятник князю Владимиру на Боровицком холме в Москве
- Празднование 1000-летия Крещения Руси