Версия 12:44, 27 ноября 2014
монасты́рь
1. Религиозная община монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни (устав) и соблюдающих религиозные обеты (особые клятвы, обещания).
2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других зданий такой общины, обнесённый, как правило, стеной.
Энциклопедическая справка
Слово монастырь происходит от греческого monasterion, то есть келья, жилище отшельника. В монастыре проходит вся жизнь монастырской общины. Бывают монастыри мужские и женские. Крупнейшие православные (см. православие) мужские монастыри в России, которые подчиняются непосредственно патриарху, называются лаврами.
Первые монастыри появились на Руси в конце X − начале XI в. вскоре после принятия христианства Киевской Русью (см. Русь*). В первые века после Крещения Руси монастыри были центрами распространения письменности, вели летописи (см. летопись), собирали библиотеки. В XI−XII вв. наибольшее значение приобрёл Киево−Печерский монастырь. В XIV−XV вв. возникли Троице−Сергиев, Кирилло−Белозерский, Соловецкий и др. крупные монастыри. Они сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси.
Благодаря земельным и другим пожертвованиям монастыри быстро превратились в крупнейших феодалов. Они владели обширными землями и большим количеством монастырских крестьян (см. крестьянин). Рост монастырей замедлился при Петре I, который взял под контроль монастырские доходы и запретил монастырям скупать землю. В середине ХVIII в. при Екатерине II была проведена секуляризация церковных земель, то есть передача их в государственное владение. Но в ХIХ в. монастыри снова стали получать земли. К 1917 г. в России насчитывалось более тысячи православных монастырей. На территории многонациональной и многоконфессиональной России имелись и буддийские, и католические монастыри.
После Октябрьской революции 1917 г. имущество монастырей было национализировано, а сами они стали закрываться. Количество монастырей сокращалось. В Советском Союзе к 80−м гг. ХХ в. осталось лишь несколько православных монастырей с небольшим числом монахов.
Возрождение монастырей, связанное с общим возрождением религии в современной России, началось в конце 80−х гг. Сейчас в России и в зарубежных приходах Русской Православной Церкви более 800 монастырей. Свято−Данилов монастырь в Москве, где находится Московская патриархия, − духовно−административный центр Русской Православной Церкви.
В культуре
Многие православные монастыри России являются известнейшими историческими и архитектурными памятниками. С ними связаны значительные события в истории церкви, государства, русской духовной культуры. Монастыри исполняли роль крепостей, были центрами просвещения и иконописи, в них создавались библиотеки, школы, ремесленные мастерские. К таким монастырям относятся Новодевичий и Донской монастыри в Москве, Троице−Сергиева лавра в Сергиевом Посаде (см. Сергий Радонежский), Александро−Невская лавра в Петербурге, Соловецкий монастырь (см. Соловецкие острова) и другие. В советское время в них находились музеи, историко−архитектурные заповедники. Сейчас большинство монастырей вновь передано церкви, и храмы (см. храм) в них нередко соседствуют с музеями.
В языке и речи
В русском языке существует выражение подвести под монастырь − то есть поставить кого-либо в особенно затруднительное положение. У русских есть пословица: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Это значит, что попадая в новую компанию, общество, дом, фирму и т. д. надо приспосабливаться к тамошним обычаям, порядкам, а не отстаивать свои.
|
|
Строка 9: |
Строка 9: |
| Слово монастырь происходит от греческого ''monasterion'', то есть келья, жилище отшельника. В монастыре проходит вся жизнь монастырской общины. Бывают монастыри мужские и женские. Крупнейшие православные (см. [[Православие|православие]]) мужские монастыри в [[Россия|России]], которые подчиняются непосредственно патриарху, называются '''лаврами'''. | | Слово монастырь происходит от греческого ''monasterion'', то есть келья, жилище отшельника. В монастыре проходит вся жизнь монастырской общины. Бывают монастыри мужские и женские. Крупнейшие православные (см. [[Православие|православие]]) мужские монастыри в [[Россия|России]], которые подчиняются непосредственно патриарху, называются '''лаврами'''. |
| | | |
− | Первые монастыри появились на [[Русь|Руси]] в конце X − начале XI в. вскоре после принятия христианства Киевской Русью (см. Русь*). В первые века после [[Крещение Руси|Крещения Руси]] монастыри были центрами распространения письменности, вели летописи (см. [[Летопись|летопись]]), собирали библиотеки. В XI−XII вв. наибольшее значение приобрёл Киево−Печерский монастырь. В XIV−XV вв. возникли Троице−Сергиев, Кирилло−Белозерский, Соловецкий и др. крупные монастыри. Они сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси. | + | Первые монастыри появились на [[Русь|Руси]] в конце X − начале XI в. вскоре после принятия христианства Киевской Русью (см. Русь*). В первые века после [[Крещение Руси|Крещения Руси]] монастыри были центрами распространения письменности, вели летописи (см. [[Летопись|летопись]]), собирали библиотеки. В XI−XII вв. наибольшее значение приобрёл Киево−Печерский монастырь. В XIV−XV вв. возникли Троице−Сергиев, Кирилло−Белозерский, Соловецкий и др. крупные монастыри. Они сыграли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений на Руси. |
| | | |
| Благодаря земельным и другим пожертвованиям монастыри быстро превратились в крупнейших феодалов. Они владели обширными землями и большим количеством монастырских крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]). Рост монастырей замедлился при [[Пётр I|Петре I]], который взял под контроль монастырские доходы и запретил монастырям скупать землю. В середине ХVIII в. при [[Екатерина II|Екатерине II]] была проведена секуляризация церковных земель, то есть передача их в государственное владение. Но в ХIХ в. монастыри снова стали получать земли. К '''1917 г.''' в России насчитывалось более тысячи православных монастырей. На территории многонациональной и многоконфессиональной России имелись и буддийские, и католические монастыри. | | Благодаря земельным и другим пожертвованиям монастыри быстро превратились в крупнейших феодалов. Они владели обширными землями и большим количеством монастырских крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]). Рост монастырей замедлился при [[Пётр I|Петре I]], который взял под контроль монастырские доходы и запретил монастырям скупать землю. В середине ХVIII в. при [[Екатерина II|Екатерине II]] была проведена секуляризация церковных земель, то есть передача их в государственное владение. Но в ХIХ в. монастыри снова стали получать земли. К '''1917 г.''' в России насчитывалось более тысячи православных монастырей. На территории многонациональной и многоконфессиональной России имелись и буддийские, и католические монастыри. |
Строка 15: |
Строка 15: |
| После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]] имущество монастырей было национализировано, а сами они стали закрываться. Количество монастырей сокращалось. В [[Советский Союз|Советском Союзе]] к 80−м гг. ХХ в. осталось лишь несколько православных монастырей с небольшим числом монахов. | | После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]] имущество монастырей было национализировано, а сами они стали закрываться. Количество монастырей сокращалось. В [[Советский Союз|Советском Союзе]] к 80−м гг. ХХ в. осталось лишь несколько православных монастырей с небольшим числом монахов. |
| | | |
− | Возрождение монастырей, связанное с общим возрождением религии в современной России, началось в конце 80−х гг. Сейчас в России и в зарубежных приходах Русской Православной Церкви более 800 монастырей. Свято−Данилов монастырь в [[Москва|Москве]], где находится Московская патриархия, − духовно−административный центр '''Русской Православной Церкви'''. | + | Возрождение монастырей, связанное с общим возрождением религии в современной России, началось в конце 80−х гг. Сейчас в России и в зарубежных приходах Русской Православной Церкви более 800 монастырей. Свято−Данилов монастырь в [[Москва|Москве]], где находится Московская патриархия, − духовно−административный центр '''Русской Православной Церкви'''. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| + | |
| + | Многие православные монастыри России являются известнейшими историческими и архитектурными памятниками. С ними связаны значительные события в истории церкви, государства, русской духовной культуры. Монастыри исполняли роль крепостей, были центрами просвещения и [[Иконопись|иконописи]], в них создавались библиотеки, [[Школа|школы]], ремесленные мастерские. К таким монастырям относятся '''Новодевичий''' и '''Донской монастыри''' в [[Москва|Москве]], '''Троице−Сергиева лавра''' в '''Сергиевом Посаде''' (см. [[Сергий Радонежский]]), '''Александро−Невская лавра''' в [[Петербург]]е, '''Соловецкий монастырь''' (см. [[Соловецкие острова]]) и другие. В советское время в них находились музеи, историко−архитектурные заповедники. Сейчас большинство монастырей вновь передано [[Церковь|церкви]], и храмы (см. [[Храм|храм]]) в них нередко соседствуют с музеями. |
| + | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| + | |
| + | В русском языке существует выражение ''подвести под монастырь'' − то есть поставить кого-либо в особенно затруднительное положение. У [[Русские|русских]] есть пословица: ''В чужой монастырь со своим уставом не ходят''. Это значит, что попадая в новую компанию, общество, дом, фирму и т. д. надо приспосабливаться к тамошним обычаям, порядкам, а не отстаивать свои. |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
− | [[Категория:История страны]] | + | [[Категория:Религия]] |