Титул монарха, лицо носящее этот титул.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Слово царь восходит к латинскому caeser, затем – к общеславянскому цесарь, изменившемуся в ходе фонетических процессов.
Титул царя был принят впервые в 1547 г. великим князем московским Иваном IV (см. Иван Грозный). Во время церемонии венчания на царство митрополит Макарий возложил на него крест, золотую цепь, бармы (наплечные украшения) и шапку Мономаха (см. Владимир Мономах), а затем совершил обряд миропомазания: миром (благовонным маслом) помазал ему лоб, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая все это словами: «Печать и дар Духа Святого». С этого момента царь считался помазанником Божиим. К 1613 г. в состав регалий, вручавшихся царю, добавились скипетр – жезл с драгоценными камнями и резьбой и держава – золотой шар с крестом наверху. По такому обряду венчали на царство до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей (см. Пётр I) в 1682 г. При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введён обряд коронации. Несмотря на то, что с 1712 г. столицей России стал Петербург, коронация, как и венчание на царство, всегда проходила в Успенском соборе Московского Кремля. В Архангельском соборе Кремля была усыпальница русских великих князей (Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III), а затем и царей: Ивана Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и др. Начиная с XVIII в. русских императоров стали хоронить в Петропавловском соборе Петербурга.
Русские цари вели своё происхождение от варяжского (см. варяги) князя Рюрика и поэтому именовались Рюриковичами. Последним из Рюриковичей был бездетный царь Фёдор Иоаннович (1557-1598 гг.). В 1613 г. на русский престол был избран Михаил Фёдорович Романов – представитель знатного боярского (см. боярин) рода. С него началось более чем 300-летнее царствование династии Романовых. Вторым представителем Романовых на русском троне был его сын – Алексей Михайлович (Тишайший). От его брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился будущий царь Пётр I, который в 1721 г. принял титул императора. С этого времени слово царь перестало употребляться в официальном именовании монарха.
Последним русским царём (императором) был Николай II, после отречения которого (во время Февральской революции 1917 г.) Россия перестала быть монархией. Потомки династии Романовых в настоящее время живут за границей, некоторые из них считают себя наследниками русского престола, что является по сути символическим.
От некоторых имён русских царей (императоров), чьё царствование было продолжительным, получили названия периоды их правления, которые назывались эпохами: петровская эпоха (время правления Петра I, 1689-1725 гг.), александровская эпоха (время правления Александра I, 1801-1825 гг.), николаевская эпоха (время правления Николая I, 1825-1855 гг.). Но: эпоха Ивана Грозного и годы правления Павла I.
В культуре
Царь – традиционный персонаж русских народных сказок. Обычно имя царя в народной сказке не указывается, за исключением Царя Гороха (см. горох). Роль царя обычно ограничивается тем, что он отдает приказы своим сыновьям или подданным, испытывает молодых невесток или главного героя сказки. В некоторых сказках цари могут быть несправедливы и тогда получают наказание от героев. В авторской сказке эта традиция продолжалась. Например, царь Дадон из пушкинской «Сказки о золотом петушке» обманывает звездочёта и умирает от руки врага. В сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» хитрый и нечестный царь сварился в котле с кипятком.
Исторические образы русских царей (императоров) созданы в произведениях русской классической литературы: в трагедии «Борис Годунов» и в неоконченном романе А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» и романе А.Н. Толстого «Пётр Первый», в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, в драматической трилогии А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».
Живописные и скульптурные образы русских царей (императоров) созданы лучшими художниками России. Наиболее известны портреты и жанровые картины с изображением Петра I – «Пётр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н. Ге, «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, «Пётр I на закладке Петербурга» Д.А. Шмаринова, а также скульптуры Э. Фальконе «Медный всадник» и памятник Петру I в Петербурге работы М.М. Шемякина; с изображением Ивана Грозного – «Царь Иван Васильевич Грозный» В.М. Васнецова, скульптурный портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» М.М. Антокольского, картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», скульптурный портрет Павла I работы Ф.И. Шубина, портрет Александра III работы И.Н. Крамского и картина И.Е. Репина «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»; портреты Николая II работы И.Е. Репина и Вал.А. Серова.
Наиболее известной оперой М.П. Мусоргского стала опера «Борис Годунов» по одноименной трагедии А.С Пушкина.
В память об Александре II на месте его гибели поставлен Храм Воскресения Христова (архитекторы А.А. Парланд и И.В. Малышев), более известный под названием Спас на Крови.
В кино наиболее известные образы царей созданы Николаем Симоновым в художественном фильме «Пётр Первый» по роману А.Н. Толстого, Николаем Черкассовым в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный», Василием Ливановым в фильме В. Мотыля «Звезда пленительного счастья», Петром Мамоновым в фильме «Царь» П. Лунгина, Юрием Яковлевым в фантастической комедии Л. Гайдая по пьесе М.А. Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию».
В языке и речи
В русском культурно-историческом сознании царь воспринимался как наместник Бога на земле, отец нации. Его называли царь-батюшка, а также государь, царь-государь и государь-батюшка. Слово государь близко по значению к существительному господин, которое, в свою очередь, имело значение «правитель, обладающий высшей властью, повелитель».
До XVIII в. к царю обращались на «ты». Позднее в качестве обращения к императору стали употребляться слова Ваше императорское Величество.
Некоторые из русских царей получали прозвища: Ивана IV называли Грозным из-за сурового нрава, жестокости; Алексея Михайловича – Тишайшим, понимая под этим милосердие, богобоязненность, неустанную заботу о подданных, стремление к тишине правления – миру с соседями. Пётр I получил титул Великий. Александра I народ прозвал Благословенным, связывая его имя с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г., Александра II – Освободителем, так как в его правление в России было отменено крепостное право; Александра III – Миротворцем, потому что в его правление (1881-1894 гг.) Россия ни с кем не воевала.
Слово царь имеет переносное значение. Царём (чего-либо) называют того, кто подчиняет окружающих своему влиянию или превосходит всех в каком-либо отношении: царь леса – дуб, царь птиц – орёл, царь-рыба. Отсюда название стоящих в Московском Кремле и выдающихся по своим размерам и красоте – «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Определение царский употребляется в значении «роскошный, великолепный», например, царским подарком называют очень дорогой и ценный подарок. Слово по-царски имеет значение «щедро» (например, наградить по-царски) или – обычно в кулинарии – «изысканно» (уха по царски, блины по-царски).
Широко распространены фразеологизмы: при царе Горохе, то есть очень давно; без царя в голове – о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке; олух царя небесного – глупый человек, простофиля, бездельник, который ждет милости от Бога (Царя Небесного).
Медиатека
Тексты
- Манифест императора Александра III «О незыблемости самодержавия» (выдержки)
- Акт отречения от престола императора Николая II
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок)
- А.С. Пушкин. Поэма «Полтава». Песнь третья (отрывок)
- А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». («Царские палаты»)
- Ю.Н. Тынянов. Повесть «Подпоручик Киже» (отрывок)
- А.С. Пушкин. Эпиграмма «На Александра I»
Репродукции
- Неизвестный художник. Парсуна «Царь Михаил Федорович»
- Неизвестный русский художник. Портрет царя Алексея Михайлович
- Портрет Бориса Годунова
- К.В. Лебедев. «Венчание и принятие царского титула Иоанном IV»
- В.М. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный»
- И.Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
- Иоганн Готфрид Таннауер. «Петр I в Полтавской битве»
- А.П. Антропов. «Император Пётр Великий»
- В.И. Суриков. «Утро стрелецкой казни»
- Н.Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
- Д.А. Шмаринов. «Пётр I на закладке Петербурга»
- С.В. Иванов. «Царь. XVI век»
- В.Л. Боровиковский. «Портрет Павла I»
- Дж. Доу «Портрет императора Александра I на фоне Камероновой галереи»
- Е.И. Ботман. «Портрет императора Николая I»
- М.А. Зичи. «Коронация Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года»
- К.Е. Маковский. «Портрет императора Александра II». 1860-е
- И. Н. Крамской. «Портрет императора Александра III»
- И.Е. Репин. «Портрет Николая II»
- Древо династии Романовых
Фотографии
- Памятник царю Михаилу Федоровичу
- Памятник царю Алексею Михайловичу
- М.М. Антокольский. Скульптура «Царь Иван Васильевич Грозный»
- Э.М. Фальконе. Памятник Петру I на Сенатской площади
- М.М. Шемякин. Памятник Петру I в Петропавловской крепости
- Памятник Павлу I в Гатчине
- Памятник Александру I в Москве, в Александровском саду
- Памятник Александру II у храма Христа Спасителя
- Памятник Александру III в Санкт-Петербурге
- Памятник Николаю II в селе Тайнинское Московской области
- Шапка Мономаха
- Золотая монета Александра III (10 рублей)
- Трон Павла I
- Усыпальница российских императоров в Петропавловском соборе
- Усыпальница российских князей и царей в Архангельском соборе
Видеосюжеты
- Коронация Николая II и Александры Фёдоровны
- Празднование 300-летия царствования дома Романовых. 21 февраля (6 марта) 1913 года
- Фильм С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный». Серия 2 (фрагмент)
- Звезда пленительного счастья. Фильм В.Я. Мотыля (князь С.П. Трубецкой и Николай I)
- Фильм Л.И. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (фрагмент)
- Борис Годунов. Опера М.П. Мусоргского. Ария Бориса
- Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Конёк-Горбунок» (фрагмент)