Лингвострановедческий словарь «Россия». Пушкин А.С.

Пушкин А.С.

Pushkin s.jpg
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич

Великий русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Энциклопедическая справка

Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской семье (см. дворянин) 26 мая 1799 г., в Москве, где провёл детские годы. Прадедом Пушкина по материнской линии был африканец, сподвижник Петра I, Абрам Петрович Ганнибал. От него Пушкин унаследовал смуглую кожу, тёмные кудрявые волосы и «взрывной» темперамент. Сначала воспитывался дома французскими гувернерами и няней Ариной Родионовной. Уже ребёнком Пушкин хорошо знал французский язык, интересовался литературой, его первые поэтические опыты были написаны по-французски. В 1811 г. родители отправили сына учиться в лицей, который был открыт в Царском Селе в окрестностях Петербурга. Царскосельский лицей был мужским учебным заведением, предназначенным, главным образом, для подготовки высших государственных чиновников (см. чин). Свободная атмосфера лицея благотворно повлияла на будущего поэта. Здесь Пушкин встретил друзей – И.И. Пущина, А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера, с которыми был близок до конца жизни. Лицеисты издавали литературные журналы, многие писали стихи. Пушкин был признан первым поэтом среди лицеистов. На одном из экзаменов он читал свои стихи в присутствии знаменитого поэта XVIII в. Г.Р. Державина, который увидел в юноше незаурядный поэтический дар. Талант молодого Пушкина оценили и другие литераторы старшего поколения: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин. Первым опубликованным произведением Пушкина было стихотворение «К другу стихотворцу» (1814 г.).

В лирике лицейского периода большое место занимают стихотворения, посвящённые дружбе и любви, радости жизни, событиям русской истории, в частности – Отечественной войне 1812 года.

В 1817-1820 гг., после окончания Лицея, Пушкин жил в Петербурге, служил в Коллегии иностранных дел, посещал петербургские литературные кружки, был знаком со многими членами тайных обществ, будущими декабристами. В эти годы в его произведениях появляется тема «вольности святой», неприятия самодержавия как государственного устройства, протест против крепостного права («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). В 1820 г. он закончил большую поэму по мотивам народных сказок «Руслан и Людмила», которая принесла ему широкую известность. В этом же году за антиправительственные стихи Пушкин был отправлен на службу в Бессарабию. Он жил в Екатеринославе, в Кишинёве, на Кавказе и в Крыму. Постоянно был под наблюдением полиции, его письма вскрывались, отчеты о его поведении посылались в Петербург. В эти годы Пушкин написал несколько романтических поэм («Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и др.), множество лирических стихотворений, начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин». Много общался с офицерами, членами «Южного общества» декабристов. 1820-1824 гг. в литературоведении принято называть южной ссылкой поэта.

В 1824 г. был уволен со службы и сослан в имение отца Михайловское под Псковом, где пробыл два года. В этот период Пушкин отошёл от романтического мировосприятия, изображения исключительной личности. Предметом его поэзии стала обычная жизнь соседей-помещиков, сцены деревенского (см. деревня) быта. Он также много размышляет об историческом прошлом России, о роли личности в истории, пишет трагедию «Борис Годунов». В Михайловском Пушкин узнал о восстании декабристов, многие из которых были его друзьями. Позднее посвятил им стихотворения «Арион», «В Сибирь» и некоторые строфы романа «Евгений Онегин». В 1826 г. по решению нового императора Николая I, ставшего личным цензором поэта, был возвращён из ссылки, ему было разрешено проживание в Москве и в Петербурге. В Москве Пушкин встретился с Натальей Николаевной Гончаровой, которая в 1831 г. стала его женой. В 1829 г. самовольно ездил на Кавказ, чтобы встретиться с друзьями, сосланными в действующую армию за участие в восстании декабристов. По впечатлениям этой поездки написал «Путешествие в Арзрум». С 1830 г. и до конца жизни поэт жил в Петербурге. Осень 1830 г. провёл в своем имении Болдино в Нижегородской губернии. За три месяца там были написаны «Маленькие трагедии», цикл повестей в прозе «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», много лирических стихотворений. В произведениях Пушкина появляется новый герой – ничем не примечательный «маленький человек». Выражение болдинская осень, став крылатым, употребляется, когда говорят о наиболее плодотворном периоде в чьей-либо творческой биографии.

В 30-е гг. Пушкин завершил работу над романом «Евгений Онегин» (1831 г.), много работал над прозаическими произведениями на темы русской истории ХVIII столетия. После поездки в 1833 г. на Волгу и на Урал он написал историческое сочинение «История Пугачёва» и повесть «Капитанская дочка», посвящённые крестьянскому восстанию под предводительством Е.И. Пугачёва. Центральной темой поздних произведений Пушкина (поэма «Медный всадник», роман «Дубровский») стал конфликт личности и государства.

В последние годы жизни Пушкина значительно расширился круг его профессиональных интересов. Он занимается не только литературным творчеством, но и критикой, издательской деятельностью, изучает историю России. В 1836 г. начинает издавать журнал «Современник», который отражал его литературные вкусы и в котором он начал публиковать свои произведения. В эти годы обострился конфликт поэта с высшим светом, в частности из-за желания императора Николая I постоянно видеть при дворе жену поэта, считавшуюся одной из первых петербургских красавиц, украшением светских балов. Н.Н. Пушкина была окружена поклонниками, одним из них был приемный сын голландского посланника Геккерна – Жорж Дантес, вызывающее поведение которого заставило Пушкина защищать свою честь на дуэли. 27 января 1837 г. в пригороде Петербурга на Чёрной речке состоялась дуэль Пушкина и Дантеса, поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Общество восприняло смерть Пушкина как национальную трагедию. Поэт был похоронен в Святогорском монастыре недалеко от Михайловского.

В культуре

В 1880 г. в Москве на общественные деньги был установлен первый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина. Позже памятники великому русскому поэту были установлены в Петербурге и других городах страны (Киеве, Кишенёве, Пскове, Ростове-на-Дону, Минске, Твери и пр.). В Москве, в Петербурге, в Михайловском и многих других местах, где жил или бывал поэт, созданы литературные музеи. Самые знаменитые из них – мемориальный музей-квартира Пушкина в доме на р. Мойке в Петербурге; Национальный парк-заповедник Михайловское; музей-квартира Пушкина на Арбате в Москве. Каждый год в день рождения поэта, 6 июня, любители творчества Пушкина собираются в Москве у его памятника на Пушкинской площади и читают стихи. Пушкинский праздник поэзии проходит в этот день в Михайловском.

В России Пушкин считается вершиной русской культуры, безусловным авторитетом и эталоном для людей разных поколений, профессий, уровня образования. Об этом свидетельствуют высказывания выдающихся деятелей литературы и искусства: слова поэта А.А. Григорьева «Пушкин – наше всё»; слова В.Ф. Одоевского, назвавшего Пушкина «солнцем русской поэзии» (из некролога на смерть поэта); утверждение Н.В. Гоголя, что Пушкин – «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет!»

Пушкин объединил разные стилистические пласты русского языка, в своих художественных творениях синтезировал книжную и разговорно-обиходную речь, освободил литературный язык от искусственных запретов и канонов, чем открыл путь для его естественного саморазвития. Так был создан тот литературный русский язык, на котором говорят и пишут по сей день. Произведения Пушкина воспринимаются читателем как написанные на современном русском языке: временная дистанция почти не ощущается.

Изучением творчества Пушкина занимается особая отрасль литературоведения – пушкинистика. Огромными тиражами издаются не только произведения Пушкина, но и работы пушкинистов. Стихи и проза Пушкина включены в программу средней школы по литературе. Драматические произведения Пушкина не сходят со сцены русского театра, получая новые интерпретации. В XX в. по произведениям Пушкина были сняты художественные, телевизионные и анимационные фильмы.

Многие лирические стихотворения поэта положены на музыку и стали романсами. Пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где одинаково важны и музыка, и поэтическое слово. Стали классикой русского и мирового оперного репертуара «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П.И. Чайковского, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского.

В 1930-е годы Б.В. Асафьевым были написаны балеты по пушкинским поэмам «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и по повести «Барышня-крестьянка»; в 1949 г. Р.М. Глиэр написал балет «Медный всадник». Именем Пушкина названы улицы и площади многих городов России. Оно присвоено Музею изобразительных искусств (см. Пушкинский музей), Государственному институту русского языка, театрам в разных городах страны. Пушкинским Домом называется Институт русской литературы Российской академии наук.

Имя поэта, названия его произведений и имена персонажей используются в современной России как «обречённый на успех» бренд (в центре Москвы находится ресторан «Пушкин», популярен шоколад «Сказки Пушкина», конфеты «Золотой петушок», водка «Александр Пушкин», игральные карты «Пушкин» и т. д.), хотя присвоение таких названий бытовым товарам и предприятиям сферы обслуживания многими воспринимается как некорректное.

В 2021 году имя Пушкина получила государственная программа приобщения молодёжи к культуре, названной «Пушкинская карта». Получить такую карту может каждый молодой человек в возрасте от 14 до 22 лет. На каждую «Пушкинскую карту» из федерального бюджета перечисляется 5000 рублей, потрать которые молодой человек может на покупку билетов в театр, в кино, на выставку, или на концерт.

В языке и речи

Произведения Пушкина стали источниками нескольких сотен крылатых слов. Они воспроизводятся в самых разных ситуациях, используются как эпиграфы, как названия газетных и журнальных статей и т.д. Среди самых известных: названия произведений – Скупой рыцарь и Пир во время чумы; цитаты – Мороз и солнце; день чудесный!; Что пройдёт, то будет мило; Любви все возрасты покорны; Выпьем с горя; где же кружка?; Что день грядущий мне готовит?; Куда, куда вы удалились?; Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад; Ужасный век, ужасные сердца; Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой; Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать; Там русский дух, там Русью пахнет (см. также Александр I, «Борис Годунов», Евгений Онегин, «Евгений Онегин», Татьяна Ларина, Пётр I, Пугачёв Е.И.).

Медиатека

Тексты

Интерактивные уроки

  1. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок чтения для читателей
  2. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок чтения для учителей
  3. Учим отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
  4. Читаем сами отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
  5. А.С. Пушкин. «Я вас любил». Урок чтения для читателей
  6. А.С. Пушкин. «Я вас любил». Урок чтения для учителей
  7. Учим стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил»
  8. Читаем сами стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил»
  9. А.С. Пушкин. «Осень». Строфа V. Урок чтения для читателей
  10. А.С. Пушкин. «Осень». Строфа V. Урок чтения для учителей
  11. Учим строфу V из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
  12. Читаем сами строфу V из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
  13. А.С. Пушкин. «Осень». Строфы VII и VIII. Урок чтения для читателей
  14. А.С. Пушкин. «Осень». Строфы VII и VIII. Урок чтения для учителей
  15. Учим строфы VII и VIII из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
  16. Читаем сами строфы VII и VIII из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
  17. А.С. Пушкин. «Осень». Строфы X-XII. Урок чтения для читателей
  18. А.С. Пушкин. «Осень». Строфы X-XII. Урок чтения для учителей
  19. Учим строфы X-XII из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
  20. Читаем сами строфы X-XII из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
  21. А.С. Пушкин. «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Урок чтения для читателей
  22. А.С. Пушкин. «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Урок чтения для учителей
  23. Учим стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  24. Читаем сами стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  25. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 1. Урок чтения для читателей
  26. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 1. Урок чтения для учителей
  27. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 2. Урок чтения для читателей
  28. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 2. Урок чтения для учителей
  29. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 3. Урок чтения для читателей
  30. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 3. Урок чтения для учителей
  31. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 4. Урок чтения для читателей
  32. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 4. Урок чтения для учителей
  33. А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе». Урок чтения для читателей
  34. А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе». Урок чтения для учителей
  35. Учим стихотворение А.А. Ахматовой из цикла «В Царском Селе»
  36. Читаем сами стихотворение А.А. Ахматовой из цикла «В Царском Селе»
  37. Д.И. Рубина. Рассказ «Всё тот же сон!..». Урок чтения для читателей
  38. Д.И. Рубина. Рассказ «Всё тот же сон!..». Урок чтения для учителей