Православие/C1-C2: различия между версиями
Версия 09:17, 18 июля 2016
Одно из основных и старейших направлений в христианстве (наряду с католицизмом), окончательно обособившееся и организационно оформившееся в XI в. в результате разделения христианской церкви на восточную - православную и западную - католическую.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Православие сложилось на территории Византийской империи и впоследствии распространилось в других странах, главным образом на Ближнем Востоке, на Балканском полуострове и в Восточной Европе. С самого начала своего возникновения не имело единого центра. Церковная власть была сосредоточена в руках глав самоуправляющихся (автокефальных) поместных церквей. В настоящее время в православии имеется 15 автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Болгарская, Сербская, Румынская и др.; и 4 автономных церкви (Синайская, Финляндская, Критская, Японская). При всей независимости автокефальных церквей их связывает общность вероучения, основных норм церковной жизни и главных элементов обрядности, хотя имеются и национальные различия (в языках, на которых ведется богослужение, в культе местных святых, в некоторых церковных праздниках и т. д.).
Православное вероучение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном предании (решения первых 7 Вселенских соборов и трудов отцов церкви II—VIII вв.). Основные принципы православия изложены в 12 пунктах (членах) символа веры, принятого на первых двух Вселенских соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.). Важнейшими постулатами православного учения являются догматы триединства Бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей (о главенстве и непогрешимости Папы Римского, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии и др.), объявляются православием ошибочными и противоречащими Священному писанию и Священному преданию. Основу обрядности православия, как и католицизма, составляют семь таинств, которые обычно совершаются в храмах (церквях): крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение, но имеются различия в их отправлении.
От католицизма православие отличается тем, что является более аскетической, подвижнической верой. Только в православии существуют такие явления, как пустынничество (отшельничество) и старчество (направление монашеской жизни, в основе которого лежат советы и поучения, преподаваемые опытным духовным наставником — старцем, в женском монастыре — старицей). Православным свойственно самоотречение и смирение. Важнейшим элементом православного культа являются строгие посты (см. пост): многодневные и однодневные — всего более 200 дней в году. Православные отрицают догмат о непогрешимости Папы Римского и его главенстве над всеми христианами.
Для православия характерен сложный, детально разработанный культ богослужения: в православии оно продолжительнее, чем в других христианских конфессиях, и включает в себя множество ритуалов. Главным православным богослужением является литургия (обедня). Богослужения в православии ведутся на национальных языках, используются и так называемые мертвые языки (например, церковнославянский - в Русской Православной Церкви). Важная роль отводится праздникам, главные из которых - общехристианские: Рождество Христово, Пасха и др. При составлении церковного календаря большинство православных церквей придерживается нового стиля — григорианского календаря. Русская Православная Церковь использует старый стиль - юлианский календарь.
Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монахи, дающие обет безбрачия). Епископом может стать только монах, высшим епископским чином является патриарх. Имеются мужские и женские монастыри.
Проникновение православия на русскую землю началось с середины IX в., а в 988 г. оно было объявлено государственной религией Киевской Руси (см. Крещение Руси). В середине XV в. Русская Православная Церковь стала самостоятельной - автокефальной. С конца XVI в. по 1721 г. и с 1917 г. по настоящее время возглавляется Патриархом Московским и всея Руси. В дореволюционной России православие было государственной религией и основой государственной идеологии, обозначавшейся словами «Православие, самодержавие, народность». После Октябрьской революции 1917 г. церковь была отделена от государства, но до сих пор нередко православие считают «главной» религией в России и по его историческим корням, и по числу церквей и верующих, хотя современная Россия является многоконфессиональной страной.
Русская Православная Церковь - самая крупная из ныне существующих автокефальных православных церквей.
В культуре
Развитие культуры России на протяжении веков связано с православием. Принятие православия повлияло на становление и развитие письменности (см. Кирилл и Мефодий), на формирование жанров древнерусской литературы; архитектурного стиля Древней Руси (см. собор) и иконописи. Глубокая связь с православной традицией сохранилась в классической русской художественной литературе XIX века (произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. А. Фета, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и др.) и в изобразительном искусстве (картины на библейские сюжеты А. А. Иванова, М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, Г. И. Семирадского и др.) и музыке (произведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова и др.).
С конца 1980-х гг. православие в России переживает этап возрождения: восстанавливаются старые и строятся новые храмы и монастыри; публикуется религиозная литература, работы русских религиозных философов (Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренского и др.), произведения русских религиозных писателей (И. С. Шмелёв и др.); переиздаются сочинения писателей-классиков, поднимающие вопросы религии; православные каналы появились на радио и телевидении; проходят православные фестивали музыки и православные выставки-ярмарки; праздник Рождество Христово причислен к государственным праздникам России; Патриарх Московский и Всея Руси (или его представители) участвуют в работе различных общественных органов, преимущественно в гуманитарной сфере.
В 2010 году в школьную практику был введен курс по выбору «Основы православной культуры»; проводится Всероссийская олимпиада.
В языке и речи
Верующие христиане, придерживающиеся православия, называются православными. Слово православные активно использовалось в старой России как публичное обращение к простому народу.
Медиатека
Тексты
- А. С. Пушкин «Отцы пустынники»
- М. Ю. Лермонтов «Молитва»
- И. С. Шмелёв. Повесть «Лето Господне». Великий пост (отрывок)
- Наум Коржавин. Стихотворение «Церковь Покрова на Нерли»
Репродукции
- Андрей Рублёв. Троица. Икона
- Богоматерь Донская. Икона
- В. М. Васнецов. Фреска «Крещение Руси» (фрагмент)
- А. А. Иванов. «Явление Христа народу»
- В. М. Васнецов. «Нестор-летописец»
- М. В. Нестеров. «Пустынник»
- М. В. Нестеров. «Три старца»
- И. И. Левитан. «Вечерний звон»
- М. В. Нестеров. «Философы»
- И. С. Глазунов. «Вечная Россия»
Фотографии
- Памятник Кириллу и Мефодию в Москве
- Церковь Покрова на Нерли
- Смоленский собор Новодевичьего монастыря
- Дмитриевский собор во Владимире
- Купель для крещения младенцев
- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
- Венчание в церкви
Аудиозаписи
- Литургия Иоанна Златоуста С. В. Рахманинова («Отче наш»)
- Г.В. Свиридов. Песнопения и молитвы (Цикл «Неизреченное чудо»)
- Романс «Благославляю вас, леса…»