Богородица/C1-C2
Богорóдица
В христианстве одна из главных святых, Мария − мать Иисуса Христа. Слово Богородица − перевод с греческого theotocos, то есть Богоматерь, Матерь Божия.
Энциклопедическая справка
Сведения из жизни Богородицы содержит Священное писание, а также предания и апокрифы. По преданию, её родители, Иоаким из Назарета и Анна из Вифлеема, долго были бездетными, после молитв им был дан знак, что у них родится ребенок. Родившаяся девочка была отдана на воспитание в храм. На четырнадцатом году она была обручена с Иосифом. Архангел Гавриил объявил ей о том, что у неё родится Спаситель. Мария родила Иисуса, оставаясь девственницей. Она прожила до 48 лет, умерла и была похоронена в Гефсиманском саду, а потом взята на небо.
С почитанием Богоматери в Православии связаны богородичные праздники: Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю) в память рождения Девы Марии − Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря (21 ноября по старому стилю) в память о дне, когда трёхлетнюю Деву Марию родители впервые привели в храм на служение Богу. Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю) в память о дне, когда, по преданию, Дева Мария получила благую (хорошую, счастливую) весть от архангела Гавриила о том, что она станет матерью Богочеловека. Исстари на Руси существовала традиция в этот день отпускать на волю птиц. Успение Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) как день ухода из жизни Девы Марии. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула. Пост, проходящий с 14 по 27 августа, называется Успенским. С культом Богородицы связан также очень распространённый православный праздник Покровá Богородицы, установленный на Руси с XII в., который празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). В народе этот праздник называют просто Покров. Историческая основа праздника − события 910 г., когда во время осады Константинополя арабами два христианина на молитве увидели Богоматерь, которая раскрыла своё покрывало над собравшимися в храме и молилась об избавлении их от бедствия. Праздник Покрова связан в народном календаре с первым выпавшим снегом, который тоже покрывает землю.
К Богоматери обращена специальная молитва: «Богородице Дево, радуйся».
В культуре
В русской народной культуре Богоматерь воспринималась как самая близкая к простому человеку святая, которую молили о заступничестве и милости. Православная церковь почитает Богоматерь в первую очередь как Мать Спасителя и защитницу всех людей.
Богоматери посвящены несколько типов икон (см. икона): «Умиление», «Одигитрия» (в переводе с греческого − путеводительница) и «Оранта» (в переводе с латинского − молящаяся). «Умиление» наиболее близко выражает русское отношение к Богородице как к Матери Божией. На иконах этого типа Богоматерь изображается с младенцем на руках, она смотрит прямо на молящегося, как бы защищая своего ребёнка от страстей этого мира. Этот образ в русской православной традиции воспринимается как материнское сострадание ко всем живущим.
На иконе «Одигитрия» Богоматерь правой рукой указывает на Иисуса, сидящего у неё на левой руке и благословляющего всех, идущих путём совершенствования.
На иконе «Оранта» Богоматерь изображается с поднятыми вверх руками, часто с медальоном на груди, на котором изображается Иисус Христос.
Фигура Богоматери присутствует и на других иконах: «Снятие с креста», «Положение во гроб». В деисусном чине иконостаса икона Богоматери ближайшая к центральной иконе Спаса и находится справа от неё.
В православии не получил распространения очень популярный в католической традиции иконописный сюжет, когда на иконе изображалась Богоматерь, кормящая грудью младенца.
Самые известные на Руси богородичные иконы, считающиеся чудотворными: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская и Богоматерь Казанская.
В Православии считается, что икона Богоматерь Владимирская написана евангелистом Лукой с живой Богоматери. Это единственная в России подлинная древняя икона. Название Владимирская она получила в 1160 г. по городу Владимиру (см. «Золотое кольцо»), в Успенском соборе которого находилась до конца ХIV в. Икона осталась невредимой во время пожара 1185 г., спалившего Успенский собор, и при разорении Владимира войском хана Батыя в 1237 г. В 1395 г., когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, было решено перенести Владимирскую икону в Москву. В тот день, когда икону перенесли в Успенский собор Московского Кремля, Тамерлан со своим войском безо всяких видимых причин покинул пределы Руси. Счастливое избавление от неминуемой беды русский народ единодушно приписал заступничеству Богородицы. С Владимирской иконой предание связывает и спасение столицы от всех последующих татарских нашествий (см. монголо−татарское иго).
С освобождением от монголо−татарского ига связано и прославление иконы Богоматерь Донская. Название икона получила по именованию Донской церкви Успения в Коломне, где она хранилась. Церковь была заложена князем Дмитрием Ивановичем (см. Дмитрий Донской) накануне Куликовской битвы. В 1552 г. Иван Грозный, отправляясь в поход на Казань, молился перед этой иконой, взял её с собой и после победы над татарами поставил в Благовещенский собор Московского Кремля. Считается, что в 1591 г. молитвой царя Фёдора Иоанновича перед иконой Донской Богоматери Москва была спасена от нашествия хана Казы Гирея. В память об этом событии был основан Донской монастырь.
Икона Богоматерь Казанская известна с конца ХVI в. Название связано с городом Казанью, где, по преданию, она была найдена. В 1612 г. список с иконы находился в ополчении К. Минина и Д. Пожарского (см. Смута). Считается, что заступничество Казанской Богоматери помогло им освободить Москву от поляков. С XVIII в. икона Казанской Богоматери рассматривается как покровительница новой столицы − Петербурга. В начале XIX в. для иконы был построен грандиозный Казанский собор на Невском проспекте. Во время Великой Отечественной войны крестный ход с иконой совершался вокруг осаждённого Ленинграда.
Богоматери посвящены многочисленные храмы, среди них: Успенский собор в Московском кремле и во Владимире, Покровский собор (см. Храм Василия Блаженного) на Красной площади.
Тема Богоматери трансформировалась в русском светском искусстве ХХ в., в частности, в творчестве К. С. Петрова−Водкина. Его полотно «1918 год в Петрограде» перекликается с изображениями Богоматери на древнерусских иконах и на картинах итальянских живописцев, поэтому картину позднее стали называть «Петроградская мадонна».
Название знаменитой трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (1922−1941 гг.) о судьбах русской интеллигенции в революции ассоциируется с христианской легендой, в православной традиции названной «Хождение Богородицы по мукам».
Обращение к Богородице часто встречается в творчестве русских поэтов. Наиболее известные стихотворения: «Мадонна» А. С. Пушкина, «Молитва» М. Ю. Лермонтова. Известны строки А. А. Ахматовой, написанные в начале Первой мировой войны:
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат.
В языке и речи
Слова Богородица и Матерь Божия русские используют чаще, чем Святая Дева или Дева Мария. Выражение Матерь Божья! употребляют как восклицание для выражения удивления или ужаса.