Двунадесятые праздники/C1-C2: различия между версиями
Версия 14:24, 13 мая 2015
Важнейшие православные церковные праздники (см. церковь, Православие).
Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери − Богородицы. Этих особых праздников − двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (от древнерусского два на десяте − двенадцать).
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Двунадесятые праздники организуют православный календарь. Они делятся на непереходящие, фиксированные по датам календаря, и переходящие, отсчитывающиеся от дня Пасхи, дата которой меняется и рассчитывается по специальным таблицам − пасхалиям. Пасха считается у православных праздником праздников и не входит в число двунадесятых праздников.
Русской Православной Церковью двунадесятые праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты − по новому стилю и старому стилю.
В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.
К Господским праздникам относятся:
Рождество Христово − отмечается 7 января (25 декабря) в память о рождении Иисуса Христа.
Крещение Господне − отмечается 19 января (6 января) в память о крещении Иисуса в реке Иордан.
Сретение Господне − отмечается 15 (2 февраля) февраля. Слово сретение в церковнославянском языке означает «встреча». Согласно Евангелию, на 40−й день после рождения, в соответствии с законом, младенца Иисуса принесли в Иерусалимский храм. Туда же пришёл и праведник Симеон, которому было предсказано, что он не сможет умереть, пока не увидит нового Бога − Христа. Симеон увидел Иисуса и поблагодарил Бога за то, что теперь он может спокойно уйти из жизни.
Вход Господен в Иерусалим − отмечается за неделю до Пасхи в память о дне, когда Иисус приехал в Иерусалим, а народ приветствовал его пальмовыми листьями. В России в этот день вместо пальмовых ветвей верующие украшают храмы ветками вербы − первого распускающегося весной кустарника. Освящённые букетики вербы ставят и дома.
Вознесение Господне − отмечается на 40−й день после Пасхи в честь дня, когда Иисус Христос завершил свою земную жизнь и поднялся в Небо, или вознесся.
Троица (День Святой Троицы) − один из главных христианских праздников. В христианском учении Святая Троица − это Бог, единый в трёх лицах: Бог−Отец, Бог−Сын и Бог−Дух Святой. Праздник установлен, по преданию, в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50−й день после Пасхи. Отсюда другое название праздника − пятидесятница. Это событие трактуется церковью как начало широкого распространения христианства.
Преображение Господне − отмечается 19 августа (6 августа) в память о дне, когда Христос во время молитвы преобразился перед учениками, явив свою божественную сущность: его лицо начало излучать сияние, одежда стала белой. В это время с неба раздался голос Бога−Отца, который произнёс: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».
Воздвижение Креста Господня (Воздвижение честного и животворящего креста Господня) − отмечается 27 сентября (14 сентября) как праздник в честь нахождения места казни Иисуса, Гроба Господня и креста, на котором был распят Иисус Христос. Единственный из двунадесятых праздников, не связанный непосредственно с земной жизнью Христа.
К Богородичным праздникам относятся:
Рождество Пресвятой Богородицы − отмечается 21 сентября (8 сентября) в память рождения Девы Марии − Богородицы.
Введение во храм Пресвятой Богородицы − отмечается 4 декабря (21 ноября) в память о дне, когда трёхлетнюю Деву Марию родители впервые привели в храм на служение Богу.
Благовещение Пресвятой Богородицы − отмечается 7 апреля (25 марта) в память о дне, когда, по преданию, Дева Мария получила благую (хорошую, счастливую) весть от Архангела Гавриила о том, что она станет матерью Богочеловека.
Успение Пресвятой Богородицы − отмечается 28 августа (15 августа) как день ухода из жизни Девы Марии. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула. Пост, проходящий с 14 по 27 августа, называется Успенским.
На двунадесятые праздники проходят особенно торжественные богослужения, церкви и храмы посещают многие верующие.
В культуре
Именами двунадесятых праздников часто называются церкви и соборы (см. собор), центральное место в которых занимают иконы, посвящённые соответствующему празднику: например, в Благовещенском соборе Московского Кремля храмовой иконой является икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» (ХVII в.), в Троицком соборе Свято−Троицкой Сергиевой Лавры − «Троица» (ХIV в.) Андрея Рублева.
Темы двунадесятых праздников отражаются и в росписи соборов. Иконы с изображением двунадесятых праздников обычно составляют праздничный чин русского иконостаса. Триединство Бога−Отца, Бога−Сына и Бога−Духа Святого отражено на знаменитой иконе Андрея Рублëва, созданной им для Свято−Троицкой Сергиевой Лавры Сергия Радонежского. Этот образ Троицы русская церковь считает лучшим и каноническим. «Троица» Рублёва хранится в Третьяковской галерее. Репродукции иконы часто помещаются не только в церковной литературе, но и в светских книгах о русской культуре, одним из символов которой «Троица» считается и в наше время.
Темы и сюжеты двунадесятых праздников занимают значительное место в русской классической живописи. Широко известны: картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1855 г.), росписи киевского Владимирского собора (1885−1893 гг.) В. М. Васнецова, мозаики и иконы церкви Спаса−на−крови в Петербурге (1894−1897 гг.) М. В. Нестерова. О месте двунадесятых праздников в жизни русских, о праздничных традициях рассказывается в знаменитой книге И. С. Шмелëва «Лето Господне» (где слово лето означает ‘год’).
Двунадесятые праздники связаны со многими бытовыми традициями православных русских.
Сретение как «встреча» связывается со сменой времён года. По народным поверьям, в этот день зима с весной встречаются, а если на Сретение оттепель, то весна будет ранней и теплой.
На Троицу храмы и дома украшают берёзовыми ветками (см. берёза).
В субботу накануне Троицы (Троицкая суббота) ходят на кладбища и поминают (см. поминки) умерших.
На Благовещение на Руси существовала традиция отпускать на волю птиц.
Считается, что только к празднику Преображения Господня созревают яблоки (см. яблоко). В этот день в церкви яблоки и другие плоды освящают.
В языке и речи
Существуют и народные названия Двунадесятых праздников: Вход Господен в Иерусалим имеет бытовое название − Вербное Воскресенье. Преображение называют Яблочным Спасом.
Медиатека
Репродукции
- Двунадесятые праздники
- Андрей Рублёв. Рождество Христово. 1405 г.
- Крещение Господне. Около 1408 г.
- Сретение Господне. Первая половина XVI в.
- Андрей Рублёв. Благовещение. 1405 г.
- Вход Господень в Иерусалим. 1497 г.
- Андрей Рублёв. Вознесение Господне. 1408 г.
- Андрей Рублёв. Троица. 1425−1427 гг.
- Андрей Рублёв. Преображение Господне. 1405 г.
- Дионисий. Успение Богоматери. Около 1500 г.
- Рождество Пресвятой Богородицы. XIV в.
- Воздвижение Креста Господня. Первая половина XVI в.
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. XV в.
- Суходольский П. А. «Троицын день» (фрагмент). 1884
Фотографии
- Христорождественский собор. Рязань. ХV в.
- Богоявленский собор (Елоховский). Москва. 1835−1845 гг.
- Церковь Сретения Господня. Вологда. 1731−1735 гг.
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Арзамас. 1775−1784 гг.
- Церковь Входа Господня в Иерусалим. Тотьма. 1794 г.
- Вознесенский войсковой кафедральный собор. Новочеркасск. 1891−1904 гг.
- Троицкий собор Свято−Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад. 1422−1423 гг.
- Спасо−Преображенский собор. Хабаровск. 2001−2004 гг.
- Успенский собор. Смоленск. 1740 г.
- Собор Рождества Богородицы. Звенигород
- Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Омск. 1870 г.
- Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Лефортово. Москва. 1829 г.
- Васнецов Виктор Михайлович. Рождество Христово. Росписи Владимирского собора в Киеве. 1885−1896 гг.