Лингвострановедческий словарь «Россия».

Чехов А.П./C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 12:02, 27 мая 2022

Chehov s.jpg
Че́хов Анто́н Па́влович

Великий русский писатель, классик русской литературы ХIХ в.

Энциклопедическая справка

Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по старому стилю) в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературным творчеством.

В 1884 г. окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый опыт общения с людьми разных сословий, отразившийся позже в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником И.И. Левитаном, их дружба продолжалась всю жизнь.

Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами Человек без селезёнки, Брат моего брата, Антоша Чехонте. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пёстрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).

С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек – инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие чётко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию.

В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов» (1887 г.), несколько водевилей: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.), «Свадьба» (1890 г.), «Юбилей» (1891 г.).

В 1888 и в 1890 гг. вышли ещё два сборника рассказов – «Рассказы» и «Хмурые люди». В них вошли знаменитые рассказы: «Беззащитное существо», «Каштанка», «Полинька», «Спать хочется», «Скучная история» и др. В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей.

Важным событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров Сахалин, её итогом стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин».

В 1892 г. уже знаменитый писатель и врач купил имение Мелихово, где лечил крестьян, организовывал пункты по борьбе с холерой, строил школы (см. школа) и писал рассказы, повести, пьесы.

Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: он отправлял книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I.

В 1895 г. писатель вновь обратился к драматургии, однако постановка его новой пьесы «Чайка» в Петербургском Александринском театре в 1896 г. оказалась неудачной. Это стало одной из причин обострения болезни (туберкулеза). Осень и зиму 1897-1898 гг. Чехов провел на юге Франции, в Ницце.

В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. МХАТ) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры», и «Вишнёвый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен. Это обстоятельство закрепило за театром имя дома Чехова.

1890-е и 1900-е гг. – время расцвета дарования писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Чёрный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики».

В 1900 г. Чехов был избран почётным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук.

Последние годы писатель жил в Ялте, лечился за границей. Умер в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В культуре

До сих пор в России Чехов – один из самых популярных писателей. Его рассказы и пьесы включены в школьную программу по литературе.

В Таганроге, в Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя.

Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссёрами.

По сюжетам рассказа «Дама с собачкой» и пьесы «Чайка» написаны балеты Р.К. Щедриным, по рассказу «Анна на шее» – балет «Анюта» В.А. Гаврилина.

Самый знаменитый портрет Чехова О.Э. Браза находится в Москве в Третьяковской галерее.

Памятники писателю стоят на его родине в Таганроге, в Москве рядом с МХТ, в Ялте, в Южно-Сахалинске, а также в Германии, в Японии и других странах.

В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. Чехов признан отцом драматургии XX в.

В языке и речи

Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли; на деревню дедушке (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо (см. Ванька Жуков); В Москву, в Москву, в Москву! (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); сюжет для небольшого рассказа; Они хочут свою образованность показать (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); Волга впадает в Каспийское море (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); Сюжет, достойный кисти Айвазовского (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо по капле выдавливать из себя раба или что краткость – сестра таланта.

Стали фразеологизмами выражения: лошадиная фамилия (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); двадцать два несчастья (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья).

Стали нарицательными имена некоторых чеховских персонажей, например: унтер Пришибеев (так могут назвать блюстителя порядка, считающего себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания); человек в футляре – тот, кто боится всяких новшеств, любых перемен.

В русском языке существует выражение чеховский интеллигент. Так могут назвать интеллигентного (см. интеллигенция) человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстием героев чеховских пьес и рассказов.

Медиатека

Тексты

  1. Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину
  2. А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад». Действие 2 (отрывок)
  3. А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад». Действие 4 (отрывок)
  4. А.П. Чехов. Рассказ «Дама с собачкой» (отрывок)
  5. А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие первое (отрывок)
  6. А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)
  7. А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)
  8. А.П. Чехов. Комедия «Чайка». Действие первое (отрывок)
  9. А.П. Чехов. Комедия «Чайка». Действие второе (отрывок)
  10. К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова в Москву осенью 1903 года)
  11. К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)

Репродукции

  1. И.И. Левитан. «Портрет Антона Чехова»
  2. О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»
  3. В.А. Серов. «Портрет А.П. Чехова»
  4. В.П. Цветкова. «Портрет А.П. Чехова»
  5. П. Антипов. «Портрет А.П. Чехова» (фрагмент)
  6. С.А. Алимов. Иллюстрация к комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
  7. В.Г. Бритвин. Рисунок для журнала «Вишнёвый садъ»
  8. Кукрыниксы. Иллюстрации к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»
  9. В.А Симов. Эскиз декорации к пьесе А.П. Чехова «Три сестры»
  10. Обложка первого издания пьесы А.П. Чехова «Три сестры»
  11. Афиша премьеры спектакля по пьесе А.П. Чехова «Чайка». МХТ
  12. Афиша фильма «Чайка»

Фотографии

  1. А.П. Чехов. Фотография 1889 года
  2. А.П. Чехов. Фотография 1900 года
  3. Памятники А.П. Чехову в городах России
  4. Памятники А.П. Чехову в городах мира
  5. Памятники героям произведений А.П. Чехова
  6. Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
  7. Сцена из спектакля «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. МХТ
  8. Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ
  9. Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра

Видеосюжеты

  1. Фильм И.Е. Хейфица «Дама с собачкой» (Первая встреча)
  2. Фильм-балет Б.Д. Галантера «Дама с собачкой» по спектаклю Большого театра (фрагмент)
  3. Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад» (фрагмент)
  4. Фильм-спектакль «Три сестры». Четвёртое действие (последняя сцена)
  5. Фильм М. Тереховой «Чайка» (фрагмент)
  6. Фильм-балет В.А. Гаврилина «Анюта» (фрагмент)
  7. Мультфильм Л.С. Зарубина «Ванька Жуков» (На деревню дедушке)

Интерактивные задания

Афористика

  1. Крылатые слова А.П. Чехова
  2. По словам Ваньки Жукова

Прецедентные феномены

  1. А.П. Чехов. Жизнь и творчество
  2. Что написал А.П. Чехов?
  3. «Вишнёвый сад» А.П. Чехова
  4. «Дама с собачкой» А.П. Чехова
  5. «Три сестры» А.П. Чехова
  6. «Чайка» А.П. Чехова
  7. А.П. Чехов о Ваньке Жукове
  8. Портреты русских писателей в Третьяковской галерее
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)Строка 48: Строка 48:     
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: ''В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли''; ''на деревню дедушке'' (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо); ''В Москву, в Москву, в Москву!'' (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); ''сюжет для небольшого рассказа''; ''Они хочут свою образованность показать'' (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); ''Волга впадает в Каспийское море'' (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); ''Сюжет, достойный кисти Айвазовского'' (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо ''по капле выдавливать из себя раба'' или что ''краткость – сестра таланта''.
+
Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: ''В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли''; ''на деревню дедушке'' (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо (см. [[Ванька Жуков]]); ''В Москву, в Москву, в Москву!'' (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); ''сюжет для небольшого рассказа''; ''Они хочут свою образованность показать'' (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); ''Волга впадает в Каспийское море'' (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); ''Сюжет, достойный кисти Айвазовского'' (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо ''по капле выдавливать из себя раба'' или что ''краткость – сестра таланта''.
    
Стали фразеологизмами выражения: ''лошадиная фамилия'' (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); ''двадцать два несчастья'' (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья).
 
Стали фразеологизмами выражения: ''лошадиная фамилия'' (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); ''двадцать два несчастья'' (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья).
Строка 63: Строка 63:  
# [[Медиатека: Комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отрывок 2)|А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад». Действие 4 (отрывок)]]<br />
 
# [[Медиатека: Комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отрывок 2)|А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад». Действие 4 (отрывок)]]<br />
 
# [[Медиатека: Рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой» (отрывок)|А.П. Чехов. Рассказ «Дама с собачкой» (отрывок)]]<br />
 
# [[Медиатека: Рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой» (отрывок)|А.П. Чехов. Рассказ «Дама с собачкой» (отрывок)]]<br />
# [[Медиатека:Пьеса А.П. Чехова «Три сестры». Действие первое (отрывок)|А.П. Чехов. Пьеса «Три сестры». Действие первое (отрывок)]]<br />
+
# [[Медиатека:Драма А.П. Чехова «Три сестры». Действие первое (отрывок)|А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие первое (отрывок)]]<br />
# [[Медиатека:Пьеса А.П. Чехова «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)|А.П. Чехов. Пьеса «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)]]<br />
+
# [[Медиатека:Драма А.П. Чехова «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)|А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)]]<br />
# [[Медиатека:Пьеса А.П. Чехова «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)|А.П. Чехов. Пьеса «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)]]<br />
+
# [[Медиатека:Драма А.П. Чехова «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)|А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)]]<br />
# [[Медиатека:Пьеса А.П. Чехова «Чайка». Действие первое (отрывок)|А.П. Чехов. Пьеса «Чайка». Действие первое (отрывок)]]<br />
+
# [[Медиатека:Комедия А.П. Чехова «Чайка». Действие первое (отрывок)|А.П. Чехов. Комедия «Чайка». Действие первое (отрывок)]]<br />
# [[Медиатека:Пьеса А.П. Чехова «Чайка». Действие второе (отрывок)|А.П. Чехов. Пьеса «Чайка». Действие второе (отрывок)]]<br />
+
# [[Медиатека:Комедия А.П. Чехова «Чайка». Действие второе (отрывок)|А.П. Чехов. Комедия «Чайка». Действие второе (отрывок)]]<br />
 
# [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 1)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова  в Москву осенью 1903 года)]]<br />
 
# [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 1)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова  в Москву осенью 1903 года)]]<br />
 
# [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 2)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)]]<br />
 
# [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 2)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)]]<br />
Строка 92: Строка 92:  
# [[Медиатека:Памятники героям произведений А.П. Чехова|Памятники героям произведений А.П. Чехова]]<br />
 
# [[Медиатека:Памятники героям произведений А.П. Чехова|Памятники героям произведений А.П. Чехова]]<br />
 
# [[Медиатека:Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»|Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»]]<br />
 
# [[Медиатека:Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»|Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Нина Заречная – О.Л. Книппер-Чехова, Тригорина – К. С. Станиславский|Сцена из спектакля «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. МХТ]]<br />
 +
# [[Медиатека:Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ|Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ]]<br />
 
# [[Медиатека: Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра|Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра]]<br />
 
# [[Медиатека: Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра|Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра]]<br />
# [[Медиатека:Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ|Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ]]<br />
+
 
# [[Медиатека:Нина Заречная – О.Л. Книппер-Чехова, Тригорина – К. С. Станиславский|Сцена из спектакля «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. МХТ]]<br />
+
== Видеосюжеты ==
 +
# [[Медиатека: Фильм И.Е. Хейфица «Дама с собачкой» (фрагмент 1)|Фильм И.Е. Хейфица «Дама с собачкой» (Первая встреча)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Фильм-балет Б.Д. Галантера «Дама с собачкой» по спектаклю Большого театра (фрагмент). 1986|Фильм-балет Б.Д. Галантера «Дама с собачкой» по спектаклю Большого театра (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад». 1983 г. (фрагмент)|Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад» (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Фильм-спектакль по пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Постановка МХТ им. А.П. Чехова. 1984 г. Четвертое действие (последняя сцена)|Фильм-спектакль «Три сестры». Четвёртое действие (последняя сцена)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Фильм М. Тереховой «Чайка» (отрывок)|Фильм М. Тереховой «Чайка» (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Фильм-балет В.А. Гаврилина «Анюта» (фрагмент)|Фильм-балет В.А. Гаврилина «Анюта» (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Мультфильм Л.С. Зарубина «Ванька Жуков» (фрагмент 2)|Мультфильм Л.С. Зарубина «Ванька Жуков» (На деревню дедушке)]]<br />
    
= Интерактивные задания =
 
= Интерактивные задания =