Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово общедоступный, хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический и он стал называться – Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя Максима Горького, и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького.
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес А. П. Чехова «Чайка» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «Три сестры» (1901 г.) и «Вишнёвый сад» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой.
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена пьеса Горького «На дне». В процессе работы над этими спектаклями формировалась и новая режиссура, и новый тип актера, и новый тип театра.
Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.
Среди лучших постановок дореволюционного МХТ – «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).
С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа – Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
На протяжении всей истории МХТ в нём, помимо русской классики, ставились спектакли, отражающие дух времени и историю России. Октябрьская революция 1917 г., годы Великой Отечественной войны, советская эпоха – нашли своё отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе, это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г., желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вместе с Ефремовым в театр пришли известные актёры (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин), в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов: «Заседание парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Валентин и Валентина» и «Эшелон» М. М. Рощина и др. Театральным событием стал спектакль по пьесе чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в котором участвовали ветераны театра – Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин.
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством О.Н. Ефремова), другая – Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П. Чехова стал О.П. Табаков. При нём обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актёры, для постановки спектаклей приглашались ведущие режиссёры страны, была проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок была открыта Новая сцена.
В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова вернулся к историческому названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский.
МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идёт детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко.
В культуре
История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них – «Театральный роман» М.А. Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20-х – начала 30-х гг. ХХ в.
С 1923 г. существует музей МХАТ. Основа его собрания – фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.
В год столетия театра в Камергерском переулке был открыт памятник А.П. Чехову (скульптор М. Аникушин).
В 2014 г. перед зданием МХТ открыт памятник основателям театра В.И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому (скульптор и архитектор А. Морозов).
В языке и речи
Сегодня мхатом называют оба театра – и МХТ им. А.П. Чехова, и МХАТ им. М. Горького, уточняя адрес театра (в Камергерском или на Тверском бульваре), о котором идет речь. От аббревиатуры МХАТ образовались слова мхатовец и мхатовцы (так называют актёров, творческая судьба которых связана с этим театром) и мхатовский (мхатовские спектакли, мхатовские байки).
Медиатека
Тексты
Фотографии
- МХТ им. А.П. Чехова
- МХАТ им. М. Горького
- А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка»
- К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
- О.П. Табаков и М.В. Зудина в спектакле «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского. МХТ
- Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве
- Занавес МХАТ (МХТ)
- Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»
- О.П. Табаков
- Т.В. Доронина
- Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»
- Музей МХАТа
- Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХАТ им. М. Горького