Че́хов Анто́н Па́влович
Великий русский писатель, классик русской литературы ХIХ в.
Энциклопедическая справка
Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по старому стилю) в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературным творчеством.
В 1884 г. окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый опыт общения с людьми разных сословий, отразившийся позже в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником И.И. Левитаном, их дружба продолжалась всю жизнь.
Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами Человек без селезёнки, Брат моего брата, Антоша Чехонте. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пёстрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).
С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек – инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие чётко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию.
В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов» (1887 г.), несколько водевилей: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.), «Свадьба» (1890 г.), «Юбилей» (1891 г.).
В 1888 и в 1890 гг. вышли ещё два сборника рассказов – «Рассказы» и «Хмурые люди». В них вошли знаменитые рассказы: «Беззащитное существо», «Каштанка», «Полинька», «Спать хочется», «Скучная история» и др. В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей.
Важным событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров Сахалин, её итогом стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин».
В 1892 г. уже знаменитый писатель и врач купил имение Мелихово, где лечил крестьян, организовывал пункты по борьбе с холерой, строил школы (см. школа) и писал рассказы, повести, пьесы.
Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: он отправлял книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I.
В 1895 г. писатель вновь обратился к драматургии, однако постановка его новой пьесы «Чайка» в Петербургском Александринском театре в 1896 г. оказалась неудачной. Это стало одной из причин обострения болезни (туберкулеза). Осень и зиму 1897-1898 гг. Чехов провел на юге Франции, в Ницце.
В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. МХАТ) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры», и «Вишнёвый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен. Это обстоятельство закрепило за театром имя дома Чехова.
1890-е и 1900-е гг. – время расцвета дарования писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Чёрный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики».
В 1900 г. Чехов был избран почётным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук.
Последние годы писатель жил в Ялте, лечился за границей. Умер в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В культуре
До сих пор в России Чехов – один из самых популярных писателей. Его рассказы и пьесы включены в школьную программу по литературе.
В Таганроге, в Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя.
Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссёрами.
По сюжетам рассказа «Дама с собачкой» и пьесы «Чайка» написаны балеты Р.К. Щедриным, по рассказу «Анна на шее» – балет «Анюта» В.А. Гаврилина.
Самый знаменитый портрет Чехова О.Э. Браза находится в Москве в Третьяковской галерее.
Памятники писателю стоят на его родине в Таганроге, в Москве рядом с МХТ, в Ялте, в Южно-Сахалинске, а также в Германии, в Японии и других странах.
В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. Чехов признан отцом драматургии XX в.
В языке и речи
Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли; на деревню дедушке (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо (см. Ванька Жуков); В Москву, в Москву, в Москву! (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); сюжет для небольшого рассказа; Они хочут свою образованность показать (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); Волга впадает в Каспийское море (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); Сюжет, достойный кисти Айвазовского (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо по капле выдавливать из себя раба или что краткость – сестра таланта.
Стали фразеологизмами выражения: лошадиная фамилия (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); двадцать два несчастья (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья).
Стали нарицательными имена некоторых чеховских персонажей, например: унтер Пришибеев (так могут назвать блюстителя порядка, считающего себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания); человек в футляре – тот, кто боится всяких новшеств, любых перемен.
В русском языке существует выражение чеховский интеллигент. Так могут назвать интеллигентного (см. интеллигенция) человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстием героев чеховских пьес и рассказов.
Медиатека
Тексты
- Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину
- А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад». Действие 2 (отрывок)
- А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад». Действие 4 (отрывок)
- А.П. Чехов. Рассказ «Дама с собачкой» (отрывок)
- А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие первое (отрывок)
- А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)
- А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)
- А.П. Чехов. Комедия «Чайка». Действие первое (отрывок)
- А.П. Чехов. Комедия «Чайка». Действие второе (отрывок)
- К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова в Москву осенью 1903 года)
- К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)
Репродукции
- И.И. Левитан. «Портрет Антона Чехова»
- О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»
- В.А. Серов. «Портрет А.П. Чехова»
- В.П. Цветкова. «Портрет А.П. Чехова»
- П. Антипов. «Портрет А.П. Чехова» (фрагмент)
- С.А. Алимов. Иллюстрация к комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
- В.Г. Бритвин. Рисунок для журнала «Вишнёвый садъ»
- Кукрыниксы. Иллюстрации к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»
- В.А Симов. Эскиз декорации к пьесе А.П. Чехова «Три сестры»
- Обложка первого издания пьесы А.П. Чехова «Три сестры»
- Афиша премьеры спектакля по пьесе А.П. Чехова «Чайка». МХТ
- Афиша фильма «Чайка»
Фотографии
- А.П. Чехов. Фотография 1889 года
- А.П. Чехов. Фотография 1900 года
- Памятники А.П. Чехову в городах России
- Памятники А.П. Чехову в городах мира
- Памятники героям произведений А.П. Чехова
- Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»
- Сцена из спектакля «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. МХТ
- Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ
- Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра
Видеосюжеты
- Фильм И.Е. Хейфица «Дама с собачкой» (Первая встреча)
- Фильм-балет Б.Д. Галантера «Дама с собачкой» по спектаклю Большого театра (фрагмент)
- Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад» (фрагмент)
- Фильм-спектакль «Три сестры». Четвёртое действие (последняя сцена)
- Фильм М. Тереховой «Чайка» (фрагмент)
- Фильм-балет В.А. Гаврилина «Анюта» (фрагмент)
- Мультфильм Л.С. Зарубина «Ванька Жуков» (На деревню дедушке)
Интерактивные задания
Афористика
- Крылатые слова А.П. Чехова
- По словам Ваньки Жукова
Прецедентные феномены
- А.П. Чехов. Жизнь и творчество
- Что написал А.П. Чехов?
- «Вишнёвый сад» А.П. Чехова
- «Дама с собачкой» А.П. Чехова
- «Три сестры» А.П. Чехова
- «Чайка» А.П. Чехова
- А.П. Чехов о Ваньке Жукове
- Портреты русских писателей в Третьяковской галерее
|
|
(не показаны 44 промежуточные версии этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Шаблон:Заголовок статьи|name=Че́хов Анто́н Па́влович|image=Chehov s.jpg}} | | {{Шаблон:Заголовок статьи|name=Че́хов Анто́н Па́влович|image=Chehov s.jpg}} |
| | | |
− | Статья в работе
| + | Великий русский писатель, классик русской литературы ХIХ в. |
| | | |
− | Писатель, драматург, театральный деятель.
| + | = Энциклопедическая справка = |
| + | Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по [[Старый стиль (календарь)|старому стилю]]) в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после окончания [[Гимназия|гимназии]] поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературным творчеством. |
| | | |
− | = Энциклопедическая справка =
| + | В 1884 г. окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый опыт общения с людьми разных сословий, отразившийся позже в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником [[Левитан И.И.|И.И. Левитаном]], их дружба продолжалась всю жизнь. |
− | Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после окончания [[Гимназия|гимназии]] поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературной работой.
| + | |
− | В 1884 г. Чехов окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый жизненный опыт, отразившийся в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником И.И. Левитаном, их дружба продолжалась до конца дней. | + | Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами ''Человек без селезёнки'', ''Брат моего брата'', ''Антоша Чехонте''. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пёстрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.). |
| + | |
| + | С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек – инженер, врач, студент, офицер, помещик, [[Крестьянин|крестьянин]]. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие чётко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию. |
| + | |
| + | В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов» (1887 г.), несколько водевилей: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.), «Свадьба» (1890 г.), «Юбилей» (1891 г.). |
| + | |
| + | В 1888 и в 1890 гг. вышли ещё два сборника рассказов – «Рассказы» и «Хмурые люди». В них вошли знаменитые рассказы: «Беззащитное существо», «Каштанка», «Полинька», «Спать хочется», «Скучная история» и др. В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей. |
| + | |
| + | Важным событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров Сахалин, её итогом стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин». |
| + | |
| + | В 1892 г. уже знаменитый писатель и врач купил имение Мелихово, где лечил крестьян, организовывал пункты по борьбе с холерой, строил школы (см. [[Школа|школа]]) и писал рассказы, повести, пьесы. |
| + | |
| + | Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: он отправлял книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I. |
| + | |
| + | В 1895 г. писатель вновь обратился к драматургии, однако постановка его новой пьесы «Чайка» в Петербургском Александринском театре в 1896 г. оказалась неудачной. Это стало одной из причин обострения болезни (туберкулеза). Осень и зиму 1897-1898 гг. Чехов провел на юге Франции, в Ницце. |
| | | |
− | Крупным событием в жизни Чехова была поездка в 1890 г. на остров Сахалин, ее итогом стала вышедшая в 1894 г. документальная книга «Остров Сахалин».
| + | В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. [[МХАТ]]) [[Станиславский К.С.|К.С. Станиславским]] и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена [[Чайка (пьеса)|«Чайка»]], а за ней и написанные для МХТ пьесы [[Три сестры (пьеса)|«Три сестры»]], и [[Вишнёвый сад (пьеса)|«Вишнёвый сад»]]. Успех чеховских спектаклей был огромен. Это обстоятельство закрепило за театром имя дома Чехова. |
| | | |
− | Несмотря на то, что Чехов был профессиональным литератором, он не оставлял работы врача. В 1892 г. купил имение Мелихово, где лечил крестьян, организовывал пункты по борьбе с холерой, строил школы (см. школа). Чехов много занимался общественными делами, в том числе в своем родном городе Таганроге: он отправлял книги для местной библиотеки, много времени отдал установке памятника Петру I. В 1895 г. вновь обратился к драматургии, однако постановка его новой пьесы «Чайка»* в Петербургском Александринском театре в 1896 г. оказалась неудачной. Это стало одной из причин обострения болезни (туберкулеза). Осень и зиму 1897–1898 гг. Чехов провел на юге Франции, в Ницце.
| + | 1890-е и 1900-е гг. – время расцвета дарования писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Чёрный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики». |
| | | |
− | В 1900 г. избран почетным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук. | + | В 1900 г. Чехов был избран почётным академиком Пушкинского отделения Российской Академии наук. |
| | | |
− | Последние годы Чехов жил в Ялте, лечился за границей. Умер в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. | + | Последние годы писатель жил в Ялте, лечился за границей. Умер в июле 1904 г. на немецком курорте Баденвейере. Похоронен в [[Москва/C1-C2|Москве]] на Новодевичьем кладбище. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
− | Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пестрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).
| + | До сих пор в России Чехов – один из самых популярных писателей. Его рассказы и пьесы включены в школьную программу по литературе. |
− | | |
− | С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. С 1884 г. по 1888 г. он создал около 350 произведений, определяя их жанр как этюды. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек — инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие четко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию.
| |
| | | |
− | В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов» (1887 г.), несколько водевилей: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.), «Свадьба» (1890 г.), «Юбилей» (1891 г.). | + | В Таганроге, в Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя. |
| | | |
− | В 1888 и в 1890 гг. вышли еще два сборника рассказов — «Рассказы» и «Хмурые люди». В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей.
| + | Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссёрами. |
| | | |
− | В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. МХАТ) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры», и «Вишневый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен. Это обстоятельство закрепило за театром имя дома Чехова.
| + | По сюжетам рассказа «Дама с собачкой» и пьесы «Чайка» написаны балеты Р.К. Щедриным, по рассказу «Анна на шее» – балет «Анюта» В.А. Гаврилина. |
| | | |
− | 1890-е и 1900-е гг. — время расцвета дарования писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Черный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики».
| + | Самый знаменитый портрет Чехова О.Э. Браза находится в Москве в Третьяковской галерее. |
| | | |
− | До сих пор в России Чехов — один из самых популярных писателей. Его рассказы и пьесы включены в школьную программу по литературе. В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. Чехов признан отцом драматургии XX в.
| + | Памятники писателю стоят на его родине в Таганроге, в Москве рядом с МХТ, в Ялте, в Южно-Сахалинске, а также в Германии, в Японии и других странах. |
− | В Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя.
| |
| | | |
− | Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. В разных странах проходят фестивали чеховской драматургии. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссерами.
| + | В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. Чехов признан отцом драматургии XX в. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
− | Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: ''В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли''; ''на деревню дедушке'' (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо); ''В Москву, в Москву, в Москву!'' (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); ''сюжет для небольшого рассказа''; ''Они хочут свою образованность показать'' (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); ''Волга впадает в Каспийское море'' (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); ''Сюжет, достойный кисти Айвазовского'' (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо ''по капле выдавливать из себя раба'' или что ''краткость – сестра таланта''. | + | Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: ''В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли''; ''на деревню дедушке'' (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо (см. [[Ванька Жуков]]); ''В Москву, в Москву, в Москву!'' (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); ''сюжет для небольшого рассказа''; ''Они хочут свою образованность показать'' (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); ''Волга впадает в Каспийское море'' (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); ''Сюжет, достойный кисти Айвазовского'' (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо ''по капле выдавливать из себя раба'' или что ''краткость – сестра таланта''. |
| | | |
| Стали фразеологизмами выражения: ''лошадиная фамилия'' (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); ''двадцать два несчастья'' (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья). | | Стали фразеологизмами выражения: ''лошадиная фамилия'' (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); ''двадцать два несчастья'' (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья). |
Строка 48: |
Строка 60: |
| == Тексты == | | == Тексты == |
| # [[Медиатека:Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину|Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину]]<br /> | | # [[Медиатека:Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину|Письмо А.П. Чехова А.С. Суворину]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отрывок 1)|А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад». Действие 2 (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (отрывок 2)|А.П. Чехов. Комедия «Вишнёвый сад». Действие 4 (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой» (отрывок)|А.П. Чехов. Рассказ «Дама с собачкой» (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Драма А.П. Чехова «Три сестры». Действие первое (отрывок)|А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие первое (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Драма А.П. Чехова «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)|А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие четвертое (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Драма А.П. Чехова «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)|А.П. Чехов. Драма «Три сестры». Действие четвертое (последняя сцена)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Комедия А.П. Чехова «Чайка». Действие первое (отрывок)|А.П. Чехов. Комедия «Чайка». Действие первое (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Комедия А.П. Чехова «Чайка». Действие второе (отрывок)|А.П. Чехов. Комедия «Чайка». Действие второе (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 1)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова в Москву осенью 1903 года)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 2)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)]]<br /> |
| + | |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека:Левитов И.И. Портрет А.П. Чехова|И.И. Левитан. «Портрет Антона Чехова»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Браз О.Э. «Портрет А.П. Чехова». 1898 |О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Серов В.А. Портрет А.П.Чехова|В.А. Серов. «Портрет А.П. Чехова»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Цветкова В.П. портрет А.П. Чехова|В.П. Цветкова. «Портрет А.П. Чехова»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Антипов П. Портрет А.П. Чехова|П. Антипов. «Портрет А.П. Чехова» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Алимов С.А. Иллюстрация к комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». 1985|С.А. Алимов. Иллюстрация к комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: В.Г. Бритвин. Рисунок для журнала «Вишнёвый садъ». 2012|В.Г. Бритвин. Рисунок для журнала «Вишнёвый садъ»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Кукрыниксы. Иллюстрация 1 к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой». 1946-1947 гг.|Кукрыниксы. Иллюстрации к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:В.А Симов. Эскиз декорации к пьесе А.П. Чехова «Три сестры». МХТ, 1901 г.|В.А Симов. Эскиз декорации к пьесе А.П. Чехова «Три сестры»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Обложка первого издания пьесы А.П. Чехова «Три сестры». 1901|Обложка первого издания пьесы А.П. Чехова «Три сестры»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Афиша премьеры спектакля по пьесе А.П. Чехова «Чайка». МХТ. 1898|Афиша премьеры спектакля по пьесе А.П. Чехова «Чайка». МХТ]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Афиша фильма «Чайка» М. Тереховой. 2005 г.|Афиша фильма «Чайка»]]<br /> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
| # [[Медиатека:Чехов А.П. Фотография 1889 года|А.П. Чехов. Фотография 1889 года]]<br /> | | # [[Медиатека:Чехов А.П. Фотография 1889 года|А.П. Чехов. Фотография 1889 года]]<br /> |
| # [[Медиатека: А.П. Чехов. Фотография 1900 года|А.П. Чехов. Фотография 1900 года]]<br /> | | # [[Медиатека: А.П. Чехов. Фотография 1900 года|А.П. Чехов. Фотография 1900 года]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Памятники А.П. Чехову в российских городах|Памятники А.П. Чехову в городах России]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Памятники А.П. Чехову в городах мира|Памятники А.П. Чехову в городах мира]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Памятники героям произведений А.П. Чехова|Памятники героям произведений А.П. Чехова]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»|Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Нина Заречная – О.Л. Книппер-Чехова, Тригорина – К. С. Станиславский|Сцена из спектакля «Чайка» по пьесе А.П. Чехова. МХТ]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ|Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХТ]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра|Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» в постановке Малого театра]]<br /> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека: Фильм И.Е. Хейфица «Дама с собачкой» (фрагмент 1)|Фильм И.Е. Хейфица «Дама с собачкой» (Первая встреча)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Фильм-балет Б.Д. Галантера «Дама с собачкой» по спектаклю Большого театра (фрагмент). 1986|Фильм-балет Б.Д. Галантера «Дама с собачкой» по спектаклю Большого театра (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад». 1983 г. (фрагмент)|Фильм В.Г. Мартенса по постановке И.В. Ильинского «Вишневый сад» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм-спектакль по пьесе А.П. Чехова «Три сестры». Постановка МХТ им. А.П. Чехова. 1984 г. Четвертое действие (последняя сцена)|Фильм-спектакль «Три сестры». Четвёртое действие (последняя сцена)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм М. Тереховой «Чайка» (отрывок)|Фильм М. Тереховой «Чайка» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм-балет В.А. Гаврилина «Анюта» (фрагмент)|Фильм-балет В.А. Гаврилина «Анюта» (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Мультфильм Л.С. Зарубина «Ванька Жуков» (фрагмент 2)|Мультфильм Л.С. Зарубина «Ванька Жуков» (На деревню дедушке)]]<br /> |
| + | |
| + | = Интерактивные задания = |
| + | == Афористика == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/chekh_af_1 Крылатые слова А.П. Чехова]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/af/vanzhuk_af_1 По словам Ваньки Жукова]<br /> |
| + | |
| + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/Persona/chekh_pf_0c А.П. Чехов. Жизнь и творчество]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/chekh_pf_1c Что написал А.П. Чехов?]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/vishsad_pf_1 «Вишнёвый сад» А.П. Чехова]<br/> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/damsob_pf_1 «Дама с собачкой» А.П. Чехова]<br/> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/3sesrty_pf_1 «Три сестры» А.П. Чехова]<br/> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/chaika_pf_1 «Чайка» А.П. Чехова]<br/> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/vanzhuk_pf_3 А.П. Чехов о Ваньке Жукове]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/muzei/tg_portr_pf_2c Портреты русских писателей в Третьяковской галерее]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Художественная литература]] | | [[Категория:Художественная литература]] |