Лингвострановедческий словарь «Россия».

Достоевский Ф.М./C1-C2: различия между версиями


Версия 10:27, 27 августа 2019

Dostoevsky photo new s.jpg
Достое́вский Фёдор Миха́йлович

Русский писатель, журналист, публицист.

Энциклопедическая справка

Фёдор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. в Москве в семье дворянина, врача больницы для бедных. Получил образование в частном пансионе, затем окончил Главное военно−инженерное училище в Петербурге, но служба не привлекала его, и в 1844 г. он вышел в отставку. Отказавшись от прав на имения, купленные отцом, решил посвятить себя литературе и жить на литературные заработки.

В 1846 г. вышел из печати и был горячо одобрен читателями, в том числе Н.А. Некрасовым и В.Г. Белинским, первый роман Достоевского − «Бедные люди», построенный в виде писем, которыми обмениваются герои. Образ героя произведения − Макара Девушкина, мелкого канцелярского чиновника и «маленького человека», открывает галерею бедных людей Достоевского, которые пройдут через всё его творчество. И хотя тема «маленького человека» не была новой в русской литературе (А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь с глубоким сочувствием изобразили жизнь таких людей), здесь впервые прозвучал скорбящий голос писателя−гуманиста, чьё сердце навеки поражено непомерной тяжестью человеческих страданий. Его цель − проникнуть в тайну внутренней жизни подобных «забитых существований», понять, что таится за их привычной покорностью и смирением. Пристальное изучение психологии бедных людей продолжается в произведениях 1840-х гг. (повести «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова», рассказ «Господин Прохарчин»), посвящённых жизни «маленьких людей», бедных петербургских чиновников. Здесь же у Достоевского появляется и ещё один главный герой − Петербург, таинственно меняющийся и обманывающий живущих в нём, который позже назвали Петербургом Достоевского.

В конце 1840-х гг. писатель сблизился с кружком М.В. Петрашевского, в котором обсуждались политические, экономические и философские проблемы утопического социализма. На одном из заседаний кружка читали запрещённое в России письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю. Вскоре все члены кружка − петрашевцы − были арестованы. Основанием для ареста стало распространение идей социализма в России и чтение письма Белинского. Петрашевцы были приговорены к смертной казни. Когда они стояли на эшафоте, был прочитан указ о помиловании и замене смертной казни ссылкой в Сибирь на 4 года. Достоевский был приговорён к каторге, а потом к службе рядовым.

В январе 1850 г. Достоевский был доставлен в Омскую тюрьму, которую он позже назовёт «Мертвым домом». Там писатель провёл четыре года, затем был отправлен солдатом в Семипалатинск. В тюрьме и на каторге Достоевский написал повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

Только после смерти Николая I в 1855 г. наказание писателю было смягчено, его произвели в офицеры. В 1859 г. он вышел в отставку и переехал в Тверь, а позже − в Петербург. После каторги обострилась болезнь Достоевского: до конца своих дней он страдал от приступов эпилепсии.

В 1861-1862 гг. публикуется документальное сочинение «Записки из мёртвого дома», в котором описаны годы, проведённые на каторге; в 1861 г. − роман «Униженные и оскорблённые», продолживший исследование судьбы и психологии «маленького человека».

Достоевский считал необходимым обосновать свои взгляды на современную мораль, литературу и политику, поэтому в 1861-1863 гг. вместе с братом он издаёт журнал «Время», где публиковались художественные произведения и статьи писателя, в которых сочувствие народным страданиям, преломленное сквозь призму каторжных переживаний, приняло новую, религиозно−нравственную окраску. Достоевский полагал, что только русский народ сохранил в душе истинного Христа, и поэтому перед русским обществом стоит важнейшая задача − объединить и примирить все народы Земли и достичь земного рая. Направление, развиваемое писателем, взгляды Достоевского получили название почвенничества − уникальной мировоззренческой доктрины, противоречившей идеям демократического крыла русской интеллигенции и не совпадавшей с доктриной славянофилов (см. славянофилы). Идейное направление журнала «Время» было продолжено в другом издававшемся Достоевским журнале «Эпоха» (1864-1865 гг.) и в произведениях 60-х гг.: в 1864 г. вышла повесть «Записки из подполья», героем которой стал бедный чиновник, страдающий раздвоением личности, поставленный перед необходимостью сделать выбор между добром и злом; в 1866 г. − роман «Преступление и наказание», в котором писатель рассматривал вопрос о праве человека на убийство.

В 1867 г. Достоевский женился на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала ему близким другом и помощником.

В последние годы жизни писатель создал свои самые знаменитые произведения: романы «Идиот» (1868 г.), «Бесы» (1871-1872 гг.), «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.) − книги великой боли за человечество, раскрывающие гибельность «просвещённого эгоизма», который неизбежно приводит общество в страшные социальные и душевные тупики. В каждом из этих романов человек, которому всё позволено, оказывается, так или иначе, перед вопросом о преступлении − «переступании», по словам писателя, через мораль, законы, Бога, людей − а значит и перед моральным преступлением над самим собою.

Эти же проблемы Достоевский решает и в публицистических статьях, объединённых в единую книгу «Дневник писателя» (1873-1881 гг.), над которой он работал до конца своих дней.

Достоевский умер в 1881 г., похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

В культуре

Достоевский − классик русской литературы и один из самых популярных русских писателей на Западе и в Японии. Однако в годы советской власти его философские взгляды противоречили официальной идеологии, поэтому первое десятитомное собрание сочинений Достоевского вышло в СССР только в 1960-е гг., а полное 30-томное академическое собрание сочинений − в 1970-х и 1980-х гг. В конце XX − начале XXI в. интерес к творчеству писателя резко возрос, так как в обществе вновь обострилось внимание к религиозно-философским вопросам.

В школьную (см. школа) программу включён роман Достоевского «Преступление и наказание». Многие произведения писателя экранизированы в СССР, в России и за рубежом. Среди наиболее известных отечественных киноверсий − фильм «Идиот» (1958 г.) и телесериал 2005 г. по этому же роману; «Братья Карамазовы» (1969 г.), «Преступление и наказание» (1970 г.).

В Москве установлены два памятника Достоевскому − один перед больницей, где он родился (работы скульптора С.Д. Меркурова), второй, созданный скульптором А.И. Рукавишниковым, − перед зданием Российской государственной библиотеки (см. Библиотека имени Ленина). В Москве, Петербурге и Старой Руссе открыты музеи-квартиры писателя.

В языке и речи

Крылатыми словами стали названия романов Достоевского: преступление и наказание, униженные и оскорблённые; самое знаменитое изречение писателя − Красота спасёт мир. Достоевским введено ироническое выражение, характеризующее наслаждающегося властью чиновника, − административный восторг (роман «Бесы»). Писатель ввёл в речевой оборот слово стушеваться в значении смолкнуть, сникнуть, украдкой скрыться (повесть «Двойник»).

В советском (см. Советский Союз) литературоведении существовало выражение достоевщина. Так пренебрежительно называли религиозно−нравственные поиски литературных героев, любое обращение к вечным вопросам бытия.

Медиатека

Тексты

  1. Письмо Ф.М. Достоевского к С.А. Ивановой (отрывок)
  2. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 1. Книга 2. Глава 2 «Старый шут» (отрывок)
  3. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 1. Книга 3. Глава 3 «Исповедь горячего сердца. В стихах» (отрывок)
  4. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 5. Глава 4 «Бунт» (отрывок)
  5. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 6. Глава 3 «Из бесед и поучений старца Зосимы» (Нечто об иноке русском…)
  6. Ф.М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы». Часть 2. Книга 6. Глава 3 «Из бесед и поучений старца Зосимы» (Нечто о господах и слугах…)
  7. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Часть 5. Глава IV (отрывок)
  8. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпилог (отрывок)

Репродукции

  1. Ф.Я. Алексеев. «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки»
  2. В.Г. Перов. «Портрет Ф.М. Достоевского»
  3. В.А. Фаворский. «Достоевский»
  4. К.А. Васильев. «Портрет Ф.М. Достоевского»
  5. И.С. Глазунов. «Ф.М. Достоевский»
  6. И.С. Глазунов. «Ф.М. Достоевский. Белая ночь»
  7. И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  8. И.С. Глазунов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  9. И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»
  10. П.М. Боклевский. Макар Девушкин. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
  11. Обложки романов Ф.М. Достоевского
  12. Афиша фильма Л.А. Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  13. Объявление в прессе о публикации романа «Идиот» Ф.М. Достоевского

Фотографии

  1. Ф.М. Достоевский и Ч.Ч. Валиханов
  2. Ф.М. Достоевский
  3. Памятники Ф.М. Достоевскому в городах России
  4. Памятники Ф.М. Достоевскому в европейских городах
  5. Кадры из фильма «Братья Карамазовы» И.А. Пырьева
  6. Кадр из сериала «Братья Карамазовы» Ю.П. Мороза

Видеосюжеты

  1. Фильм И.А. Пырьева «Братья Карамазовы» (фрагмент)
  2. Фильм Л.А. Кулиджанова «Преступление и наказание» (фрагмент)
  3. Фильм В.В. Бортко «Идиот» (фрагмент)

Интерактивные задания

Афористика

  1. Крылатые слова Ф.М. Достоевского

Прецедентные феномены

  1. Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество
  2. Что написал Ф.М. Достоевский?
  3. Герои романов Ф.М. Достоевского
  4. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
  5. «Идиот» Ф.М. Достоевского
  6. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского
  7. Ф.М. Достоевский о Раскольникове
  8. Портреты русских писателей в Третьяковской галерее
Строка 60: Строка 60:  
# [[Медиатека:Глазунов И.С. «Ф.М. Достоевский. Белая ночь»|И.С. Глазунов. «Ф.М. Достоевский. Белая ночь»]]<br />
 
# [[Медиатека:Глазунов И.С. «Ф.М. Достоевский. Белая ночь»|И.С. Глазунов. «Ф.М. Достоевский. Белая ночь»]]<br />
 
# [[Медиатека: Глазунов И.С. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» |И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»]]<br />
 
# [[Медиатека: Глазунов И.С. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» |И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»]]<br />
# [[Медиатека:Глазунов И.С. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. 1982 г.|И.С. Глазунов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского]]<br />
+
# [[Медиатека:Глазунов И.С. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. 1982 г.|И.С. Глазунов. Родион Раскольников. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»]]<br />
 
# [[Медиатека: Глазунов И.С. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот». 1956|И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»]]<br />
 
# [[Медиатека: Глазунов И.С. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот». 1956|И.С. Глазунов. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»]]<br />
 
# [[Медиатека:Иллюстрация Боклевского П.М. Макар Девушкин|П.М. Боклевский. Макар Девушкин. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»]]<br />
 
# [[Медиатека:Иллюстрация Боклевского П.М. Макар Девушкин|П.М. Боклевский. Макар Девушкин. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»]]<br />