Традиционное обозначение дохристианской и нехристианской религии, основанной на поклонении многим богам; обозначается также термином паганизм (от лат. paganus).
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Язычество восточных славян принципиально не отличалась от язычества других народов: оно было основано на многобожии, закрепленном в многочисленных мифах, почти не сохранившимся до наших дней. Но у язычества Древней Руси были и свои особенности, связанные, в частности, с огромной территорией расселения древнерусских людей, с суровыми условиями их жизни и с затрудненной внутриэтнической коммуникацией. Это приводило к неустойчивости мифологии восточных славян и к «перенаселенности» их языческого пантеона: боги часто дублировали друг друга. А положение восточных славян между Западом и Востоком было причиной того, что среди их языческих богов могли появляться и боги восточного (например, иранского) происхождения.
Восточнославянский языческий пантеон включал в себя десятки богов, божеств и духов. До X в. среди богов восточных славян были особо почитаемы: Сварог - бог неба и небесного огня; Стрибог - бог воздушной стихии; Перун - бог грома и молнии; Даждьбог и Хорс - солнечные боги; Ярило - бог животворящих сил природы; Волос (Велес) - бог стад небесных (облака и тучи) и стад земных (скот); Семаргл - бог подземного мира; Мокошь - богиня-покровительница женских работ. Кроме этих важных богов, были еще и Род, Лада и Лель - покровители любви, семьи и продолжения рода; Переплут, связанный с плодородием, и Купало (см. Иван Купала) - божество летнего (см. лето) солнцестояния. Верили восточные славяне и в добрых духов (домашние духи во главе с домовым, берегини), и в злых (водяной, русалки, леший), в обереги - предметы, оберегающие, охраняющие от чего-либо. Существовали также мифологические персонажи, влиявшие на человеческую судьбу - индивидуальную и коллективную: Лихо, Горе-злосчастье, Правда и Кривда, Доля и Недоля, Смерть, Белобог и Чернобог.
Восточнославянское язычество уже в VIII-IХ вв. сталкивалось с влиянием мировых монотеистических (вера в одного Бога) религий: с иудаизмом - через Хазарский каганат, с христианством - через контакты с Византией, с исламом - через контакты с арабским миром и Волжской Булгарией. По-видимому, желание противостоять этому влиянию, а также стремление объединить восточнославянские племена в одно сильное государство заставило Киевского князя Владимира Святославича в 980 г. начать реформирование языческого пантеона. Из множества восточнославянских богов Владимир оставил только Перуна как верховного бога и бога войны и оружия, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокошь. Но среди официально признанных богов не оказалось ни верховного бога праславян Сварога, ни Рода, ни самого популярного у простого народа бога - Волоса (Велеса) - покровителя скотоводства, торговли, пушного промысла, богатства. Не были включены в новый пантеон и малые языческие божества, неотделимые от повседневной народной жизни и культуры. Народ внутренне не принял религиозную реформу Владимира и продолжал верить в своих богов и божков. Эта неудачная реформа подтолкнула Владимира к принятию христианства (см. Крещение Руси).
Однако языческие верования были изжиты далеко не сразу. Многие черты и признаки язычества сохранились и продолжали развиваться в фольклоре, в обрядах, в повседневной культуре России вплоть до настоящего времени. Языческие верования не были окончательно вытеснены у народов Поволжья - марийцев, удмуртов и чувашей. Именно среди этих народов в последние десятилетия наблюдается оживление язычества. Достаточно прочны позиции язычества (шаманизм) среди народов Сибири и Дальнего Востока.
Следы языческого влияния сохранились также и в православной (см. православие) культуре России. Это влияние касается преимущественно повседневной жизни и выражается, например, в вере в приметы, в популярности колдовства и магии (особенно в трудные, переломные исторические эпохи). Не случайно также совпадение некоторых православных праздников с бывшими языческими (например, Иванов день - день Ивана Купалы) или празднование проводов зимы - масленицы. Существуют и отдельные группы людей, придерживающихся славянской языческой веры или иных религиозных верований, основанных на многобожии.
В культуре
Образы языческой культуры Древней Руси присутствуют во многих произведениях русского народного искусства (орнаменты, игрушки, народные игры, хоровод, колядки), в фольклоре (сказки, обрядовые песни, пословицы и поговорки) и литературе, начиная от новгородской былины о Садко и кончая пьесой А.Н. Островского «Снегурочка».
Языческими поверьями и образами наполнено стихотворение «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, ранние повести Н.В. Гоголя из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».
В конце ХIХ - начале XX в. интерес к язычеству возродился в творчестве русских композиторов: А.С. Даргомыжского (опера «Русалка», 1855 г.), Н.А. Римского-Корсакова (оперы «Майская ночь», 1879 г.; «Снегурочка», 1881 г.; «Садко», 1896 г.; «Млада», 1892 г., «Кощей Бессмертный», 1902 г.), И.Ф. Стравинского (балет «Весна священная», 1913 г.).
В языке и речи
Язычниками, или погаными, на Руси называли всех нехристиан, а иногда и просто неверующих людей. Сегодня в разговорной речи слово поганый чаще употребляется в значении «отвратительный, грязный или ядовитый». Отсюда название ядовитого гриба - поганка и фразеологизм гнать поганой метлой, то есть категорически прогонять кого-либо с помощью метлы для нечистот.
Медиатека
Тексты
Репродукции
- И.И. Соколов. «Ночь на Ивана-Купалу»
- К.Е. Маковский. «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»
- В.М. Васнецов. «Встреча Олега с кудесником»
- Н.К. Рерих. «Идолы»
- С.В. Иванов. «Христиане и язычники. 1074 год»
- Б.М. Кустодиев. «Масленица». 1919
- М.В. Нестеров. «Лель. Весна»
- К.А. Васильев. «Гадание»