Лингвострановедческий словарь «Россия». Монголо-татарское иго

Монголо-татарское иго

Monggolo tat igo new s.jpg
монго́ло-тата́рское и́го

Традиционное название политической и экономической зависимости Руси и эксплуатации её земель монголо-татарскими феодалами в период с 1243 по 1480 г.

Энциклопедическая справка

В начале ХIII в. большое войско кочевников под предводительством Чингисхана покорило Центральную Азию и приблизилось к юго-восточным границам Руси. Их называли татарами, хотя это название относилось только к племени, которое играло роль передового отряда. Политическая и экономическая зависимость Руси установилась в результате разобщенности действий русских князей (см. князь), враждовавших между собой, и ряда поражений русских войск в битвах: в 1223 г. русское и половецкое войска были разбиты монголо-татарами в битве на реке Калке близ Азовского моря; в 1237 г. войском хана Батыя (внука Чингисхана) была разгромлена и сожжена Рязань; в 1238 г. – захвачен Владимир (см. Золотое кольцо), в 1240 г. – Киев. После этих событий Великий Новгород сам согласился платить ежегодную дань (натуральный или денежный побор) хану Батыю, основавшему на захваченных территориях в начале 40-х гг. феодальное государство – Золотую Орду со столицей Сарай-Бату – укреплённым городом на Нижней Волге. Отсюда представители Батыя и его наследников посылались в русские города собирать дань, а монгольские ударные отряды могли двинуться на северо-запад, чтобы покорить любой мятежный русский город. В Золотой Орде получали ярлык (разрешение на княжение) все русские князья.

Русский народ вёл борьбу с игом более века, но только после Куликовской битвы (1380 г.), когда начался активный процесс объединения русских земель, зависимость от монголо-татарских завоевателей стала ослабевать. Во второй половине ХV в., в результате присоединения ряда русских княжеств Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, Московское княжество (см. Москва) превратилось в большое и сильное государство. Это дало основание в 1476 г. Великому князю московскому Ивану III в присутствии московских бояр (см. боярин) и монгольских послов разорвать и растоптать договор с ордынским ханом Ахматом, отказаться подчиняться ему и платить дань. Хан решил снова воевать с Москвой и летом 1480 г. с большим войском подошёл к реке Угре – притоку Оки. Иван III расположил свои полки на противоположном берегу. После неудачной попытки форсировать реку, потеряв большое количество воинов, монголо-татары отказались от переправы. Простояв до глубокой осени на берегу Угры (в историю это вошло под названием «Стояние на Угре») и не решаясь переправиться через неё, они ушли обратно, за Волгу. Так закончилось монголо-татарское иго. Русь стала полностью независимым, самостоятельным государством, в рамках которого начала складываться русская (великорусская) народность (см. русские). В ХV в. Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское (см. Астрахань), Казанское (см. Казань), Сибирское (см. Сибирь) и другие ханства.

В исторической науке нет однозначной оценки роли монголо−татарского ига в истории России. Многие историки считают, что иго нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию русских земель; стало одной из главных причин отставания Руси от западноевропейских стран, которые она защитила от нашествия и тем самым спасла средневековую европейскую цивилизацию. Другие, наоборот, видят положительное влияние во взаимодействии двух цивилизаций для становления русской государственности, нации и культуры.

В культуре

Эпоха монголо-татарского ига отражена в произведениях древнерусской литературы, а также литературы ХХ в. Самые известные из них: «Слово о погибели земли русской» (ХIII в.), «Повесть о разорении Рязани Батыем» (ХIII в.), «Задонщина» (ХIV в.), цикл стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом» (1908 г.), романы В. Яна «Чингиз-хан», «Батый», «К «последнему морю»» (1939-1955 гг.).

Памятником героям Куликовской битвы стала церковь на Куликовом поле. В Москве в честь событий 1380 г. были возведены церковь Всех Святых на Куличиках, а также Богородице-Рождественский монастырь (1386—1389 гг.), давший приют вдовам и сиротам ратников, погибших в Куликовской битве. В 1848 г. на Куликовом поле был сооружён памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой (архитектор А.П. Брюллов), а в 1913-1918 гг. – выстроен храм во имя преподобного Сергея Радонежского.

Тема борьбы Руси с монголо-татарским игом нашла отражение в картинах художников ХIХ и ХХ вв. Самые известные произведения: «Князь Донской после Куликовской битвы» и «Утро на Куликовом поле» О. А. Кипренского; «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов» Н.С. Шустова, «Поединок Пересвета и Челубея» М. И. Авилова, цикл «Поле Куликово» И.С. Глазунова и триптих «Поле Куликово» Ю. Ракши.

В 2014 г. в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни построен музейный комплекс с диорамой «Великое Стояние на Угре» П. Рыженко. Тема нашествия присутствует в фильме А. А. Тарковского «Андрей Рублёв» (1966 г.).

День Куликовской битвы считается одним из дней славы русского оружия, наряду с днями Ледового побоища, Бородина, Курской битвы и др.

В языке и речи

В эпоху монголо-татарского нашествия русским языком были заимствованы многие слова тюркского происхождения, в основном из бытовой сферы. Например: алтын как название денежной единицы и само слово деньги, образованное от тюркского танга.

От некоторых татарских имён образовались русские фамилии, среди них наиболее известные: Юсупов, Карамзин, Аксаков, Тимирязев.

Появились пословицы, которые употребляются до сих пор. Например, Незваный гость хуже татарина говорят, обычно в шутку, о человеке, который пришёл в гости без приглашения. С именем хана Мамая (см. Куликовская битва) связано несколько фразеологизмов: выражение как хан Мамай прошёл означает полнейший беспорядок, разгром, страшное опустошение где-либо; мамаевым побоищем называют крупную ссору, драку, разгром; мамаевым нашествием – неожиданное появление многочисленных и неприятных гостей, посетителей.

Медиатека

Репродукции

  1. Миниатюра «Взятие города Владимира Батыем в 1238 г.»
  2. Миниатюра «Куликовская битва»
  3. Миниатюра «Стояние на Угре»
  4. О.А. Кипренский. «Князь Донской после Куликовской битвы»
  5. Н.С. Шустов. «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов»
  6. А.Д. Кившенко. «Иван III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами в 1478 году»
  7. С.В. Иванов. «Баскаки»
  8. Е.И Дешалыт. Диорама «Героическая оборона Старой Рязани от монголо-татарских войск в 1237 году»
  9. К.А. Васильев. «Авдотья Рязаночка»
  10. И.С. Глазунов. «Штурм града»
  11. И.С. Глазунов. «Дмитрий Донской»
  12. Ю. Ракша. «Поле Куликово». Триптих
  13. П.В. Рыженко. «Калка»
  14. Альбом «Поединок Пересвета с Челубеем» в русской живописи
  15. С.Н. Ефошкин. «Преподобный Сергий. Благословение кн. Дмитрия Иоанновича со дружиною на битву»
  16. П.В. Рыженко. Диорама «Великое стояние на Угре»