Великий русский поэт и писатель, создатель русского литературного языка.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской (см. дворянин) семье 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г., в Москве. Прадедом Пушкина по материнской линии был африканец, Абрам Петрович Ганнибал. От него Пушкин унаследовал смуглую кожу, тёмные кудрявые волосы и «взрывной» темперамент. Сначала воспитывался дома французскими гувернерами и няней Ариной Родионовной. Уже ребёнком Пушкин хорошо знал французский язык, интересовался литературой, его первые поэтические опыты были написаны по-французски. В 1811 г. родители отправили сына учиться в лицей, который был открыт в Царском Селе под Петербургом. Царскосельский лицей был мужским учебным заведением для подготовки высших государственных чиновников. Свободная атмосфера лицея благотворно повлияла на будущего поэта. Здесь Пушкин встретил друзей – И.И. Пущина, А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера, с которыми был близок до конца жизни. Лицеисты издавали литературные журналы, многие писали стихи. Пушкин был первым поэтом среди лицеистов. На одном из экзаменов он читал свои стихи в присутствии знаменитого поэта XVIII в. Г.Р. Державина, который увидел в юноше большой поэтический дар. Талант молодого Пушкина оценили и другие литераторы старшего поколения: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин. Первым опубликованным произведением Пушкина было стихотворение «К другу стихотворцу» (1814 г.).
В лирике лицейского периода большое место занимают стихотворения, посвящённые дружбе и любви, радости жизни, событиям русской истории, в частности – Отечественной войне 1812 года.
В 1817-1820 гг., после окончания Лицея, Пушкин жил в Петербурге, служил в Коллегии (министерстве) иностранных дел, посещал петербургские литературные кружки, был знаком со многими членами тайных политических обществ. В эти годы в его произведениях появляется тема «вольности святой», неприятия самодержавия как государственного устройства, протест против крепостного права («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). В 1820 г. он закончил большую поэму по мотивам народных сказок «Руслан и Людмила», которая принесла ему широкую известность. В этом же году за антиправительственные стихи Пушкин был отправлен на службу в Бессарабию (юг Российской империи). Он жил в Екатеринославе, в Кишинёве, на Кавказе и в Крыму. Постоянно был под наблюдением полиции, его письма вскрывались, отчёты о его поведении посылались в Петербург. В эти годы Пушкин написал несколько романтических поэм («Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и др.), много лирических стихотворений, начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин». 1820-1824 гг. в литературоведении принято называть южной ссылкой поэта.
В 1824 г. был уволен со службы и сослан в имение отца Михайловское под Псковом, где пробыл два года. В этот период Пушкин отошёл от романтической поэзии. Предметом его творчества стала обычная жизнь соседей-помещиков, сцены деревенского (см. деревня) быта. Он также много размышляет об историческом прошлом России, о роли личности в истории, пишет трагедию «Борис Годунов». В Михайловском Пушкин узнал о поражении в Петербурге декабрьского восстания членов тайного общества (восстания декабристов), многие из которых были его друзьями. Позднее он посвятил им стихотворения «Арион», «В Сибирь» и некоторые строфы романа «Евгений Онегин». В 1826 г. по решению нового императора Николая I, ставшего личным цензором поэта, он был возвращён из ссылки. В Москве Пушкин встретился с Натальей Николаевной Гончаровой, которая в 1831 г. стала его женой. В 1829 г. самовольно ездил на Кавказ, чтобы встретиться с друзьями, сосланными в действующую армию за участие в восстании декабристов. По впечатлениям этой поездки написал «Путешествие в Арзрум». С 1830 г. и до конца жизни поэт жил в Петербурге. Осень 1830 г. провёл в своем имении Болдино в Нижегородской губернии. За три месяца там были написаны «Маленькие трагедии», цикл повестей в прозе «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», много лирических стихотворений. В произведениях Пушкина появляется новый герой – ничем не примечательный «маленький человек».
В 30-е гг. Пушкин завершил роман «Евгений Онегин» (1831 г.), много работал над прозаическими произведениями на темы русской истории ХVIII столетия. После поездки в 1833 г. на Волгу и на Урал он написал историческое сочинение «История Пугачёва» и повесть «Капитанская дочка», посвящённые крестьянскому восстанию под предводительством Е.И. Пугачёва. Центральной темой поздних произведений Пушкина (поэма «Медный всадник», роман «Дубровский») стал конфликт личности и государства.
В последние годы жизни Пушкина значительно расширился круг его профессиональных интересов. Он занимается не только литературным творчеством, но и критикой, в 1836 г. начинает издавать журнал «Современник». В эти годы обострился конфликт поэта с высшим светом, в частности из-за желания императора Николая I постоянно видеть при дворе жену поэта, считавшуюся одной из первых петербургских красавиц, украшением светских балов. Н.Н. Пушкина была окружена поклонниками, одним из них был приёмный сын голландского посланника Геккерна – Жорж Дантес, вызывающее поведение которого заставило Пушкина защищать свою честь на дуэли. 27 января 1837 г. в пригороде Петербурга на Чёрной речке состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Общество восприняло смерть Пушкина как национальную трагедию. Поэт был похоронен в Святогорском монастыре недалеко от Михайловского.
В культуре
В 1880 г. в Москве на общественные деньги был установлен первый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина. Позже памятники великому русскому поэту были установлены в Петербурге и других городах страны. В Москве, в Петербурге, в Михайловском и многих других местах, где жил или бывал поэт, созданы литературные музеи. Самые знаменитые из них – мемориальный музей-квартира Пушкина в доме на р. Мойке в Петербурге; Национальный парк-заповедник Михайловское; музей-квартира Пушкина на Арбате в Москве. Каждый год в день рождения поэта, 6 июня, любители творчества Пушкина собираются в Москве у его памятника на Пушкинской площади и читают стихи. Пушкинский праздник поэзии проходит в этот день в Михайловском. 6 июня, в день рождения поэта, в России отмечают День русского языка.
Пушкин считается вершиной русской культуры, безусловным авторитетом и эталоном для людей разных поколений, профессий, уровня образования. Об этом говорят высказывания выдающихся деятелей литературы и искусства: слова поэта А.А. Григорьева «Пушкин – наше всё»; слова В.Ф. Одоевского, назвавшего Пушкина «солнцем русской поэзии» и др.; утверждение Н.В. Гоголя, что Пушкин – «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет!».
Пушкин создал тот литературный русский язык, на котором говорят и пишут по сей день. Произведения Пушкина воспринимаются читателем как написанные на современном русском языке: временная дистанция почти не ощущается.
Изучением творчества Пушкина занимается особая отрасль литературоведения – пушкинистика. Стихи и проза Пушкина включены в программу средней школы по литературе. Драматические произведения Пушкина не сходят со сцены русского театра. В XX в. по произведениям Пушкина были сняты художественные, телевизионные и анимационные фильмы.
Многие лирические стихотворения поэта положены на музыку и стали романсами. Пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где одинаково важны и музыка, и поэтическое слово. Стали классикой русского и мирового оперного репертуара «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П.И. Чайковского, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского.
В 1930-е годы Б.В. Асафьевым были написаны балеты по пушкинским поэмам «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и по повести «Барышня-крестьянка»; в 1949 г. Р.М. Глиэр написал балет «Медный всадник».
Именем Пушкина названы улицы и площади многих городов России. Оно присвоено Музею изобразительных искусств (см. Пушкинский музей), Государственному институту русского языка, театрам в разных городах страны. Пушкинским Домом называется Институт русской литературы Российской академии наук.
Имя поэта, названия его произведений и имена персонажей используются в современной России в качестве названий ресторанов, кафе, кондитерских изделий (ресторан «Пушкин», клуб «Онегин», шоколад «Сказки Пушкина» и др.)
В 2021 году имя Пушкина получила государственная программа приобщения молодёжи к культуре, названной «Пушкинская карта». Получить такую карту может каждый молодой человек в возрасте от 14 до 22 лет. На каждую «Пушкинскую карту» из федерального бюджета перечисляется 5 000 рублей, потрать которые молодой человек может на покупку билетов в театр, в кино, на выставку, или на концерт.
В языке и речи
Произведения Пушкина стали источниками нескольких сотен крылатых слов. Они используются как эпиграфы, как названия газетных и журнальных статей, как пословицы в разговорной речи и т.д. Среди самых известных: названия произведений – Скупой рыцарь и Пир во время чумы; цитаты – Мороз и солнце; день чудесный!; Что пройдёт, то будет мило; Любви все возрасты покорны; Что день грядущий мне готовит?; Куда, куда вы удалились? и т.д.
Выражение болдинская осень употребляется, когда говорят о наиболее плодотворном периоде в чьей-либо творческой биографии.
Медиатека
Тексты
- А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога» (отрывок) (B2)
- А.С. Пушкин. Стихотворение «На холмах Грузии…» (B2)
- Стихотворение «Я Вас любил…» (B2)
- Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (B2)
- Стихотворение «В Сибирь» (B2)
- А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник» (отрывок) (B2)
- Вступление к поэме «Руслан и Людмила» (отрывок) (B2)
- А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Глава первая. Строфы II-IV (B2)
- «Сказка о царе Салтане» (отрывок) (B2)
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок) (B2)
- А.А. Ахматова. Стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (B2)
- Б.Ш. Окуджава. Стихотворение «Счастливчик» (B2)
Репродукции
- Ксавье де Местр. «Детский портрет Пушкина»
- О.А. Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина»
- В.А. Тропинин. «Портрет А.С. Пушкина»
- А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»
- Н.Н. Ге. «А.С. Пушкин в селе Михайловском»
- И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем»
- И.Е. Репин. «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»
- П.П. Кончаловский. «Пушкин в Михайловском»
Фотографии
- Памятники А.С. Пушкину в Москве
- Памятники А.С. Пушкину в Санкт-Петербурге
- Памятник на могиле А.С. Пушкина у Святогорского монастыря
- Обелиск на месте дуэли А.С. Пушкина у Чёрной речки
- Памятники А.С. Пушкину в городах России
- Памятники А.С. Пушкину в городах мира
- Памятные места А.С. Пушкина
- Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Институт русского языка им. А.С. Пушкина
- Пушкинская карта
- Открытие памятника А.С. Пушкину в Армении
Аудиозаписи
Видеосюжеты
- Фильм-опера «Евгений Онегин» (встреча Онегина и Татьяны)
- Фильм «Метель» (фрагмент)
- Мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде» (фрагмент)
- Фильм «Мастера русского балета» (фрагмент из балета «Бахчисарайский фонтан»)
- Мультфильм «Сказка о царе Салтане» (фрагмент)
- Мультфильм «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (фрагмент)
Интерактивные задания
Афористика
Фразеология
Прецедентные феномены
Интерактивные уроки
- А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок чтения для читателей
- А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок чтения для учителей
- Учим отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Читаем сами отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- А.С. Пушкин. «Я вас любил». Урок чтения для читателей (B2)
- А.С. Пушкин. «Я вас любил». Урок чтения для учителей (B2)
- Учим стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил» (B2)
- Читаем сами стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил» (B2)
- А.С. Пушкин. «Осень». Строфа V. Урок чтения для читателей (B2)
- А.С. Пушкин. «Осень». Строфа V. Урок чтения для учителей (B2)
- Учим строфу V из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (B2)
- Читаем сами строфу V из стихотворения А.С. Пушкина «Осень». (B2)
- А.С. Пушкин. «Осень». Строфы VII и VIII. Урок чтения для читателей (B2)
- А.С. Пушкин. «Осень». Строфы VII и VIII. Урок чтения для учителей (B2)
- Учим строфы VII и VIII из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (B2)
- Читаем сами строфы VII и VIII из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (B2)
- А.С. Пушкин. «Осень». Строфы X-XII. Урок чтения для читателей (B2)
- А.С. Пушкин. «Осень». Строфы X-XII. Урок чтения для учителей (B2)
- Учим строфы X-XII из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (B2)
- Читаем сами строфы X-XII из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (B2)
- А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 1. Урок чтения для читателей
- А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 1. Урок чтения для учителей
- А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 2. Урок чтения для читателей
- А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 2. Урок чтения для учителей
- А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 3. Урок чтения для читателей
- А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 3. Урок чтения для учителей
- А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 4. Урок чтения для читателей
- А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Часть 4. Урок чтения для учителей
- А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе». Урок чтения для читателей (B2)
- А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе». Урок чтения для учителей (B2)
- Учим стихотворение А.А. Ахматовой из цикла «В Царском Селе» (B2)
- Читаем сами стихотворение А.А. Ахматовой из цикла «В Царском Селе» (B2)
- Д.И. Рубина. Рассказ «Всё тот же сон!..». Урок чтения для читателей
- Д.И. Рубина. Рассказ «Всё тот же сон!..». Урок чтения для учителей