Лингвострановедческий словарь «Россия». Казак

Казак

Kazak new.jpg
казáк

Потомок казаков, уроженец тех мест, где располагались казачьи войска.

Энциклопедическая справка

Слово казак заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имело значение «свободный, независимый человек, бродяга». В XIV – XV вв. так стали называть крестьян (см. крестьянин) и городских (посадских) людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины вольных людей. Казаки поселились в нижнем течении рек Днепра, Дона, Волги, на Урале. Основу их жизни первоначально составляли промыслы – охота, рыболовство, позднее – скотоводство и земледелие. Постепенно у казаков формировалось собственное войско, и важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время своих походов, воюя на границах России с кочевниками. Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в Сибири. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, хлеб. Постепенно казачество превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI – XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с Ермаком, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и Дальнего Востока, сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.

Царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, с XVIII в. постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах в XVII – XVIII вв. (см. Степан Разин, Е.И. Пугачёв). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки пользовались значительными привилегиями: они сохраняли личную свободу – не были крепостными (см. крепостной), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения – станицы – жили по своим законам, их жители – станичники – были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или круг, сход) казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина – атаман.

В XVIII – начале XX вв. всё взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. – 25 – 35 лет, в XIX в. – 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой лошадью. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII – начала XX вв. Царское правительство широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX – начале XX вв.

К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск, именовавшихся по названиям территорий, на которых они находились: Донское, Кубанское, Тверское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Амурское и др.

В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах Белой гвардии. Беднейшие слои казачества поддерживали советскую власть и воевали в Красной армии. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: С.М. Будённый, Л.М. Доватор, И.А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20-30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям.

Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций.

В культуре

Казаки создали свою самобытную культуру, которая является ветвью славянской культуры (русской и украинской). Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «По Дону гуляет казак молодой», «Каким ты был таким ты и остался….» (из кинофильма И.А. Пырьева «Кубанские казаки»).

Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть Л.Н. Толстого «Казаки», роман-эпопея «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М.А. Шолохова.

В языке и речи

От существительного казак образованы прилагательные казачий и казацкий. Слово казачий употребляется в сочетаниях, имеющих значение «относящийся к казакам», а также к казачьим войскам (казачья станица, казачий офицер, казачий полк). Слово казацкий употребляется в сочетаниях со значением «такой, как у казака» – казацкая шапка, казацкое седло.

Слово казак в наше время сохраняет и переносное значение – «свободный, вольный, независимый человек», что проявляется в устойчивом словосочетании вольный казак.