Лингвострановедческий словарь «Россия». Чехов А.П.

Чехов А.П.

Chehov s.jpg
Че́хов Анто́н Па́влович

Великий русский писатель, классик русской литературы ХIХ в.

Энциклопедическая справка

Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по старому стилю) в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Занятия совмещал с литературным творчеством.

В 1884 г. окончил университет и стал работать врачом в Воскресенске и Звенигороде. Медицинская практика дала богатый опыт общения с людьми разных сословий, отразившийся позже в его произведениях. В это время Чехов сблизился с художником И.И. Левитаном, их дружба продолжалась всю жизнь.

Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами Человек без селезёнки, Брат моего брата, Антоша Чехонте. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пёстрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).

С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек – инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие чётко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию.

В культуре

Первые появившиеся в печати произведения Чехова были написаны в юмористическом жанре. Это были короткие рассказы из жизни мелких чиновников, городских обывателей («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.). Писатель печатался в юмористических журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» под псевдонимами Человек без селезёнки, Брат моего брата, Антоша Чехонте. Свои ранние произведения Чехов объединил в сборники «Пестрые рассказы» (1886 г.) и «Невинные речи» (1887 г.).

С 1886 г. начал сотрудничать с газетой «Новое время», подписывая рассказы своей фамилией. С 1884 г. по 1888 г. он создал около 350 произведений, определяя их жанр как этюды. В центре внимания писателя по-прежнему был средний, ничем не выделяющийся человек – инженер, врач, студент, офицер, помещик, крестьянин. События, которые происходят в рассказах Чехова, тоже обыкновенные, хорошо знакомые читателю по собственному опыту. Отличали прозу писателя от его предшественников и современников новая манера строить сюжет рассказа, отсутствие чётко выраженной симпатии к одному из героев. В 1887 г. Чехов выпустил в свет сборник «В сумерках», за который Академия наук присудила автору Пушкинскую премию.

В конце 1880-х гг. писатель обратился к драматургии: написал пьесу «Иванов» (1887 г.), несколько водевилей: «Медведь» (1888 г.), «Предложение» (1888 г.), «Свадьба» (1890 г.), «Юбилей» (1891 г.).

В 1888 и в 1890 гг. вышли ещё два сборника рассказов – «Рассказы» и «Хмурые люди». В эти годы Чехов был признан самым талантливым среди молодых русских писателей.

В 1898 г. Чехов встретился с основателями Московского художественного театра (см. МХАТ) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Вскоре в новом театре была поставлена «Чайка», а за ней и написанные для МХТ пьесы «Три сестры», и «Вишневый сад». Успех чеховских спектаклей был огромен. Это обстоятельство закрепило за театром имя дома Чехова.

1890-е и 1900-е гг. – время расцвета дарования писателя. В это время написаны наиболее известные рассказы и повести: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Ионыч», «Чёрный монах», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «В овраге» и «Мужики».

До сих пор в России Чехов – один из самых популярных писателей. Его рассказы и пьесы включены в школьную программу по литературе. В 1920-х гг. к произведениям Чехова пришла всемирная слава. Влияние Чехова на их творчество признавали Дж. Голсуорси, Б. Шоу, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Т. Манн. Чехов признан отцом драматургии XX в. В Москве, в Мелихове и в Ялте созданы дома-музеи писателя.

Пьесы Чехова не сходят с афиш театров России и всего мира. В разных странах проходят фестивали чеховской драматургии. Имя Чехова носит Московский художественный театр. Произведения писателя неоднократно экранизировались российскими и зарубежными режиссёрами.

В языке и речи

Проза и драматургия Чехова стали источниками крылатых фраз и выражений, наиболее известные из них: В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли; на деревню дедушке (слова используются в ситуации, когда кто-либо не знает точного адреса, по которому отправляется письмо); В Москву, в Москву, в Москву! (эта фраза употребляется как характеристика бесплодных мечтаний); сюжет для небольшого рассказа; Они хочут свою образованность показать (иронически о людях, желающих показаться умнее всех окружающих, говорящих сложно и непонятно); Волга впадает в Каспийское море (о банальных, прописных истинах; когда говорят о том, что и так бесспорно); Сюжет, достойный кисти Айвазовского (говорят иронически о каком-либо нелепом происшествии). Часто цитируются слова Чехова, что необходимо по капле выдавливать из себя раба или что краткость – сестра таланта.

Стали фразеологизмами выражения: лошадиная фамилия (так говорят о фамилии или другом слове, когда пытаются вспомнить их по ассоциациям, – как персонаж рассказа «Лошадиная фамилия» пытался вспомнить фамилию Овсов, связанную с названием основного корма лошадей – овса); двадцать два несчастья (о людях, на которых неизменно обрушиваются несчастья).

Стали нарицательными имена некоторых чеховских персонажей, например: унтер Пришибеев (так могут назвать блюстителя порядка, считающего себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания); человек в футляре – тот, кто боится всяких новшеств, любых перемен.

В русском языке существует выражение чеховский интеллигент. Так могут назвать интеллигентного (см. интеллигенция) человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстием героев чеховских пьес и рассказов.

Медиатека