Лингвострановедческий словарь «Россия».

Рождество Христово/C1-C2: различия между версиями


Версия 08:04, 10 апреля 2015

7jan s.jpg
Рождество́ Христо́во

Христианский праздник в память рождения Иисуса Христа. Один из Двунадесятых праздников. В России отмечается 7 января как государственный праздник. Нерабочий день.

Энциклопедическая справка

По христианскому преданию, Maрия, дочь Иоакима и Анны, в 12 лет дала обет девственности. По достижении совершеннолетия ей нашли престарелого супруга Иосифа, который уважал её обет. Однажды к Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей, что она станет Богоматерью. В это время в Палестине, где они жили, была объявлена перепись, и все должны были отправиться в те места, откуда происходил их род. Иосиф с Марией поехали из Назарета в Вифлеем. В гостинице не было мест, поэтому они остановились в поле, в пещере, где был заброшенный хлев. Здесь Мария родила сына Иисуса. Его первая колыбель − ясли, кормушка для скота. Поклониться Иисусу пришли волхвы (восточные мудрецы), узнав о его рождении по Вифлеемской звезде, которая появилась на небе и указала им путь.

На Руси Рождество начали отмечать после принятия христианства в Х в., оно стало одним из самых весёлых праздников и в народной среде, и в высших слоях общества. Празднованию Рождества предшествует рождественский сорокадневный пост. День накануне Рождества называется сочельник. Название произошло от слова сочиво. Так называется каша из пшеницы или риса с мёдом, которой должны питаться в этот день верующие. Вечером накануне праздника во всех православных храмах (см. храм) проходит торжественная служба.

С рождественского сочельника начинаются Святки − 12 дней зимних праздников, которые заканчиваются на Крещение Господне. Праздники приходятся на момент зимнего солнцестояния и осмысляются как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, кроме того, со Святками связаны представления о том, что в эти дни Бог, радуясь рождению сына, выпускает с «того света» и души умерших, и нечистую силу. Поэтому в старину святочные дни были связаны с различными обрядами, приметами, гаданиями: о новом урожае, о погоде, о благополучии, о замужестве и т. п. На Святках было принято колядовать, то есть ходить в вечернее время по домам и петь колядки − обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и т. д., получая за это угощения от хозяев. В эти дни ходили ряженые − люди, одетые в маскарадные костюмы, изображающие животных (козу, коня, медведя), персонажей потустороннего мира (смерть, покойников), нечистую силу (чертей, ведьм, русалок). Поведение ряженых сводилось к нескольким стереотипным действиям: они старались испугать своим видом, угрожали хозяевам и детям; гонялись за девушками, проверяли порядок в доме.

С ХVIII в. в России на Рождество было принято наряжать ёлку. На её вершине устанавливали звезду. Для верующих − это символ рождественской Вифлеемской звезды. В конце ХIХ в. появились первые поздравительные рождественские открытки с изображением библейских сюжетов, русских церквей (см. церковь), зимних пейзажей, ёлок и словами поздравления: «С Рождеством Христовым!» или: «С Рождеством Христовым! С Новым годом!». Символом праздничного рождественского стола были жареный поросёнок (см. свинья) или гусь с яблоками (см. яблоко).

В годы советской власти Рождество праздновалось только церковью или в домашней обстановке, преимущественно в семьях, соблюдающих православные (см. православие) обряды. С 1992 г. Рождество отмечается и как традиционный государственный праздник. Восстановлена традиция проведения в эти дни праздничных вечеров, концертов, балов. Появилась и новая традиция − проведение рождественских фестивалей искусств.

В культуре

Рождество Христово − один из главных сюжетов русской иконописи и традиционная тема русской литературы. В ХIХ в. cуществовал особый жанр − святочный (или рождественский) рассказ. События в таких рассказах обязательно были приурочены к одному из святочных вечеров, в них присутствовал элемент фантастики, торжествовала справедливость и всё весело заканчивалось. Мастером святочного рассказа был Н. С. Лесков («Жемчужное ожерелье», «Привидение в Инженерном замке», «Зверь» и др.). Старинные верования и обряды, фантастические «явления» нечистой силы описаны Н. В. Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством». О месте Рождества в жизни русских, о праздничных традициях рассказывается в знаменитой книге И. С. Шмелёва «Лето господне» (лето − в значении ‘год’). Поэзия Рождества передана в стихотворении Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда».

В языке и речи

Рождество дало название сильным холодам, обычно бывающим в средней полосе России в конце декабря − начале января, которые называются — рождественские морозы.

Медиатека

Тексты

  1. Поэма «Светлана» В.А. Жуковского (отрывок)
  2. Стихотворение «Рождественская звезда» Б.Л. Пастернака

Репродукции

  1. Старая открытка «С Рождеством Христовым!»
  2. Андрей Рублёв. «Рождество Христовo»
  3. Гоголь Н.В. «Ночь перед Рождеством». Иллюстрация к повести
  4. 6 января - Сочельник
  5. Трутовский К.А. «Колядки в Малороссии». 1864

Интерактивные задания

Этикет

  1. Поздравляем с Рождеством

Прецедентные феномены

  1. Рождество Христово
Строка 33: Строка 33:  
# [[Медиатека:Андрей Рублёв «Рождество Христовo»|Андрей Рублёв. «Рождество Христовo»]]<br />
 
# [[Медиатека:Андрей Рублёв «Рождество Христовo»|Андрей Рублёв. «Рождество Христовo»]]<br />
 
# [[Медиатека:Гоголь Н.В. «Ночь перед Рождеством». Иллюстрация|Гоголь Н.В. «Ночь перед Рождеством». Иллюстрация к повести]]<br />
 
# [[Медиатека:Гоголь Н.В. «Ночь перед Рождеством». Иллюстрация|Гоголь Н.В. «Ночь перед Рождеством». Иллюстрация к повести]]<br />
 +
# [[Медиатека:6 января - Сочельник|6 января - Сочельник]]<br />
 
# [[Медиатека:Трутовский К.А. «Колядки в Малороссии»|Трутовский К.А. «Колядки в Малороссии». 1864]]<br />
 
# [[Медиатека:Трутовский К.А. «Колядки в Малороссии»|Трутовский К.А. «Колядки в Малороссии». 1864]]<br />