Сторонники и последователи славянофильства – направления в русской философской и общественной мысли 40-х-60-х гг. ХIХ в. Выступали за признание принципиально отличного от западноевропейского пути развития России, утверждали самобытность её духа и исключительность её исторического предназначения, отстаивали идею единства и уникальности славянского мира.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Славянофильство, как и противостоящее ему западничество, возникло в атмосфере споров об исторической судьбе и идентичности России, которые разгорелись в стране после публикации в 1836 г. первого, «философического письма» П.Я. Чаадаева, который утверждал, что, обособившись от католического Запада, русские ошиблись насчёт настоящего духа христианской религии, хотя и подчинились её закону: Россия не собрала всех плодов христианства – достижений науки, культуры, цивилизации. Чтобы достичь успехов, подобных европейским, Россия должна была, по Чаадаеву, принять социально-преобразовательные идеи католицизма и пройти все этапы европейской истории, а не просто подражать Западу. С этими идеями горячо спорили В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, а император Николай I высочайше объявил Чаадаева сумасшедшим. Со временем взгляды философа изменились кардинально – он признал благотворное влияние православия на дух и душу русского народа, а прогресс и предназначение России увидел в заботе об интересах человечества. Таким образом, идеи Чаадаева стимулировали развитие в России как западнических, так и славянофильских концепций истории России.
Оформление славянофильства как философского направления связывают с опубликованием статьи поэта и публициста А.С. Хомякова «О старом и новом» (1839 г.) и ответной статьи критика и публициста И.Е. Киреевского «В ответ Хомякову» (1839 г.). Авторы этих статей и считаются основоположниками славянофильства. Их единомышленниками с самого начала были фольклорист и археограф П.В. Киреевский и общественный деятель и издатель А.И. Кошелев. Затем в круг славянофилов вошли сыновья писателя С.Т. Аксакова – историк и поэт К.С. Аксаков и публицист и общественный деятель И.С. Аксаков, а также философ Ю.Ф. Самарин и др. Близкими к славянофилам были: историк и писатель М.П. Погодин; филолог академик С.П. Шевырёв и поэт Н.М. Языков.
Философские взгляды славянофилов восходят к учению Отцов Церкви (греческой) и к немецкому классическому идеализму (Ф.М. Шеллинг). Свою цель славянофилы видели в том, чтобы обосновать идею самобытности российского общества, специфичности его исторического развития. Самобытность русского пути связывали с православием как с единственной, по их мнению, истинно христианской религией, так как именно православие смогло сохранить и развить в российском обществе соборное начало (собор) как религиозное и социальное единение людей, основанное на христианской любви. Этот добровольный коллективизм как духовная свобода и как братство людей во Христе помогает понять сущность человека и познать истину. «Живую цельность» православия славянофилы противопоставляли «авторитаризму» католичества и «индивидуализму» протестантства.
«Русскую соборность» связывали не только с церковной идеей, но и с национальными формами социально-производственной деятельности русских – с крестьянской (см. крестьянин) общиной, с артелью и т. д. – то есть с коллективным трудом. Именно соборность, по мнению славянофилов, позволяет русскому человеку сохранить тот целостный дух, который неотделим от веры и способен обеспечить истинное познание. В утрате индивидуумом целостности славянофилы видели кризис западноевропейской цивилизации. Идеальным им представлялось государственное и общественное устройство допетровской Руси. Реформы Петра I славянофилы не одобряли. Выступая за сохранение и укрепление монархического правления в России, они считали монархию, дополненную созывом Земского собора, единственной необходимой и возможной в России формой правления.
Славянофилы были сторонниками отмены крепостного права в России с помощью реформ «сверху». Некоторые из них принимали непосредственное участие в комиссиях по подготовке реформ Александра II. После освобождения крестьян в 1861 г. славянофильство как самостоятельное течение постепенно прекращает своё существование. Под его влиянием складываются близкие ему по идеям «почвенничество» и позднее (со второй половины ХIХ в.) – панславизм, противопоставлявший Западной Европе уже не только Россию, но весь славянский мир. К началу XX в. национально-патриархальная идеология славянофильства окончательно теряет свое значение. Но соборно-религиозные идеи славянофилов продолжают жить в религиозном варианте «русской идеи», выдвинутой философом и историком В.С. Соловьевым. Особую роль славянофильские идеи сыграли в развитии отечественной филологии, истории, этнографии, фольклористики.
В советскую (см. Советский Союз) эпоху, на фоне действительно уникального исторического пути России в это время, споры славянофилов и западников внутри страны теряли смысл. За пределами СССР некоторые идеи славянофильства в 20-е-30-е гг. XX в. оживают в концепциях евразийства, утверждавшего, что русские люди и «Российский мир» – не суть ни европейцы, ни азиаты, но евразийцы (Н.С. Трубецкой), что все народы и все культуры равноценны, что именно своеобразие культуры есть её основная ценность.
В постперестроечной (постсоветской) России (см. перестройка) проблемы, разделявшие славянофилов и западников, вновь стали актуальными. Современные славянофилы, как и их исторические предшественники, связывают специфику исторического развития России и её обновление с развитием духовных, в первую очередь религиозных, и нравственных начал.
Именно эти начала были, по их мнению, деформированы в годы советской власти. В классической славянофильской триаде «самодержавие – православие – народность» современные сторонники этих идей делают основной упор на православии. Эта тенденция совпадает с объективными процессами возрождения религиозной жизни, в том числе и православной, в современной России. Но эта же тенденция стимулирует дискуссии славянофилов с современными западниками, которые выступают за более интенсивное вхождение России в систему международных правовых, экономических отношений западного образца.
В культуре
В русской литературе идеи славянофилов наиболее ярко выражены в стихотворении Ф.И. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
В советской культуре (литературе) предперестроечных (см. перестройка) десятилетий национально-патриархальные идеалы славянофилов своеобразно отразились в произведениях так называемой «деревенской прозы» советских писателей – В.И. Белова, Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина.