Лингвострановедческий словарь «Россия». Монголо-татарское иго

Монголо-татарское иго

Monggolo tat igo new s.jpg
монго́ло-тата́рское и́го

Традиционное название политической и экономической зависимости Руси и эксплуатации её земель монголо-татарскими феодалами в период с 1243 по 1480 г.

Энциклопедическая справка

В начале ХIII в. большое войско кочевников под предводительством Чингисхана покорило Центральную Азию и приблизилось к юго-восточным границам Руси. Их называли татарами, хотя это название относилось только к племени, которое играло роль передового отряда. Политическая и экономическая зависимость Руси установилась в результате разобщенности действий русских князей (см. князь), враждовавших между собой, и ряда поражений русских войск в битвах: в 1223 г. русское и половецкое войска были разбиты монголо-татарами в битве на реке Калке близ Азовского моря; в 1237 г. войском хана Батыя (внука Чингисхана) была разгромлена и сожжена Рязань; в 1238 г. – захвачен Владимир (см. Золотое кольцо), в 1240 г. – Киев. После этих событий Великий Новгород сам согласился платить ежегодную дань (натуральный или денежный побор) хану Батыю, основавшему на захваченных территориях в начале 40-х гг. феодальное государство – Золотую Орду со столицей Сарай-Бату – укреплённым городом на Нижней Волге. Отсюда представители Батыя и его наследников посылались в русские города собирать дань, а монгольские ударные отряды могли двинуться на северо-запад, чтобы покорить любой мятежный русский город. В Золотой Орде получали ярлык (разрешение на княжение) все русские князья.

Русский народ вёл борьбу с игом более века, но только после Куликовской битвы (1380 г.), когда начался активный процесс объединения русских земель, зависимость от монголо-татарских завоевателей стала ослабевать. Во второй половине ХV в., в результате присоединения ряда русских княжеств Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, Московское княжество (см. Москва) превратилось в большое и сильное государство. Это дало основание в 1476 г. Великому князю московскому Ивану III в присутствии московских бояр (см. боярин) и монгольских послов разорвать договор с ордынским ханом Ахматом, отказаться подчиняться ему и платить дань. Хан решил снова воевать с Москвой и летом 1480 г. с большим войском подошёл к реке Угре. Иван III расположил свои полки на противоположном берегу. После неудачной попытки форсировать реку, потеряв большое количество воинов, монголо-татары отказались от переправы. Простояв до глубокой осени на берегу Угры (в историю это вошло под названием «Стояние на Угре») и не решаясь переправиться через неё, они ушли обратно, за Волгу. Так закончилось монголо-татарское иго. Русь стала полностью независимым, самостоятельным государством, в рамках которого начала складываться русская (великорусская) народность (см. русские).

В исторической науке нет однозначной оценки роли монголо−татарского ига в истории России. Многие историки считают, что иго нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию русских земель; стало одной из главных причин отставания Руси от западноевропейских стран, которые она защитила от нашествия и тем самым спасла средневековую европейскую цивилизацию. Другие, наоборот, видят положительное влияние во взаимодействии двух цивилизаций для становления русской государственности, нации и культуры.

В культуре

Эпоха монголо-татарского ига отражена в произведениях древнерусской литературы, а также литературы ХХ в. Самые известные из них: «Слово о погибели земли русской» (ХIII в.), «Повесть о разорении Рязани Батыем» (ХIII в.), «Задонщина» (ХIV в..), цикл стихотворений А.А. Блока «На поле Куликовом» (1908 г.), романы В. Яна «Чингиз-хан», «Батый», «К «последнему морю»» (1939-1955 гг.).

Памятником героям Куликовской битвы стала церковь на Куликовом поле. В Москве в честь событий 1380 г. были возведены церковь Всех Святых на Куличиках, а также Богородице-Рождественский монастырь (1386—1389 гг.), давший приют вдовам и сиротам воинов, погибших в Куликовской битве. В 1848 г. на Куликовом поле был сооружён памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой (архитектор А.П. Брюллов), а в 1913-1918 гг. – выстроен храм во имя преподобного Сергея Радонежского.

Тема борьбы Руси с монголо-татарским игом нашла отражение в картинах художников ХIХ и ХХ вв. Самые известные произведения: «Князь Донской после Куликовской битвы» и «Утро на Куликовом поле» О.А. Кипренского; «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов» Н.С. Шустова, «Поединок Пересвета и Челубея» М.И. Авилова, цикл «Поле Куликово» И.С. Глазунова и триптих «Поле Куликово» Ю. Ракши.

В 2014 г. в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни (см. монастырь) построен музейный комплекс с диорамой «Великое Стояние на Угре» П.В. Рыженко. Тема нашествия присутствует в фильме А.А. Тарковского «Андрей Рублёв» (1966 г.).

День Куликовской битвы считается одним из дней славы русского оружия, наряду с днями Ледового побоища, Бородина, Курской битвы и др.

В языке и речи

В эпоху монголо-татарского нашествия русским языком были заимствованы многие слова тюркского происхождения, в основном из бытовой сферы. Например: алтын как название денежной единицы и само слово деньги, образованное от тюркского танга.

От некоторых татарских имён образовались русские фамилии, среди них наиболее известные: Юсупов, Карамзин, Аксаков, Тимирязев.

Появились пословицы, которые употребляются до сих пор. Например, Незваный гость хуже татарина говорят, обычно в шутку, о человеке, который пришёл в гости без приглашения. С именем хана Мамая связано несколько фразеологизмов: выражение как хан Мамай прошёл означает полнейший беспорядок, разгром, страшное опустошение где-либо; мамаевым побоищем называют крупную ссору, драку, разгром; мамаевым нашествием – неожиданное появление многочисленных и неприятных гостей, посетителей.

Медиатека