Лингвострановедческий словарь «Россия».

Пушкин А.С./B1-B2: различия между версиями


Версия 13:20, 9 октября 2019

Pushkin s.jpg
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич

Великий русский поэт и писатель, создатель русского литературного языка.

Энциклопедическая справка

Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской (см. дворянин) семье 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г., в Москве. Прадедом Пушкина по материнской линии был африканец, Абрам Петрович Ганнибал. От него Пушкин унаследовал смуглую кожу, тёмные кудрявые волосы и «взрывной» темперамент. Сначала воспитывался дома французскими гувернерами и няней Ариной Родионовной. Уже ребёнком Пушкин хорошо знал французский язык, интересовался литературой, его первые поэтические опыты были написаны по-французски. В 1811 г. родители отправили сына учиться в лицей, который был открыт в Царском Селе под Петербургом. Царскосельский лицей был мужским учебным заведением для подготовки высших государственных чиновников. Свободная атмосфера лицея благотворно повлияла на будущего поэта. Здесь Пушкин встретил друзей – И.И. Пущина, А.А. Дельвига, В.К. Кюхельбекера, с которыми был близок до конца жизни. Лицеисты издавали литературные журналы, многие писали стихи. Пушкин был первым поэтом среди лицеистов. На одном из экзаменов он читал свои стихи в присутствии знаменитого поэта XVIII в. Г.Р. Державина, который увидел в юноше большой поэтический дар. Талант молодого Пушкина оценили и другие литераторы старшего поколения: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин. Первым опубликованным произведением Пушкина было стихотворение «К другу стихотворцу» (1814 г.).

В лирике лицейского периода большое место занимают стихотворения, посвящённые дружбе и любви, радости жизни, событиям русской истории, в частности – Отечественной войне 1812 года.

В 1817-1820 гг., после окончания Лицея, Пушкин жил в Петербурге, служил в Коллегии (министерстве) иностранных дел, посещал петербургские литературные кружки, был знаком со многими членами тайных политических обществ. В эти годы в его произведениях появляется тема «вольности святой», неприятия самодержавия как государственного устройства, протест против крепостного права («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). В 1820 г. он закончил большую поэму по мотивам народных сказок «Руслан и Людмила», которая принесла ему широкую известность. В этом же году за антиправительственные стихи Пушкин был отправлен на службу в Бессарабию (юг Российской империи). Он жил в Екатеринославе, в Кишинёве, на Кавказе и в Крыму. Постоянно был под наблюдением полиции, его письма вскрывались, отчёты о его поведении посылались в Петербург. В эти годы Пушкин написал несколько романтических поэм («Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и др.), много лирических стихотворений, начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин». 1820-1824 гг. в литературоведении принято называть южной ссылкой поэта.

В 1824 г. был уволен со службы и сослан в имение отца Михайловское под Псковом, где пробыл два года. В этот период Пушкин отошёл от романтической поэзии. Предметом его творчества стала обычная жизнь соседей-помещиков, сцены деревенского (см. деревня) быта. Он также много размышляет об историческом прошлом России, о роли личности в истории, пишет трагедию «Борис Годунов». В Михайловском Пушкин узнал о поражении в Петербурге декабрьского восстания членов тайного общества (восстания декабристов), многие из которых были его друзьями. Позднее он посвятил им стихотворения «Арион», «В Сибирь» и некоторые строфы романа «Евгений Онегин». В 1826 г. по решению нового императора Николая I, ставшего личным цензором поэта, он был возвращён из ссылки. В Москве Пушкин встретился с Натальей Николаевной Гончаровой, которая в 1831 г. стала его женой. В 1829 г. самовольно ездил на Кавказ, чтобы встретиться с друзьями, сосланными в действующую армию за участие в восстании декабристов. По впечатлениям этой поездки написал «Путешествие в Арзрум». С 1830 г. и до конца жизни поэт жил в Петербурге. Осень 1830 г. провёл в своем имении Болдино в Нижегородской губернии. За три месяца там были написаны «Маленькие трагедии», цикл повестей в прозе «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», много лирических стихотворений. В произведениях Пушкина появляется новый герой – ничем не примечательный «маленький человек».

В 30-е гг. Пушкин завершил роман «Евгений Онегин» (1831 г.), много работал над прозаическими произведениями на темы русской истории ХVIII столетия. После поездки в 1833 г. на Волгу и на Урал он написал историческое сочинение «История Пугачёва» и повесть «Капитанская дочка», посвящённые крестьянскому восстанию под предводительством Е.И. Пугачёва. Центральной темой поздних произведений Пушкина (поэма «Медный всадник», роман «Дубровский») стал конфликт личности и государства.

В последние годы жизни Пушкина значительно расширился круг его профессиональных интересов. Он занимается не только литературным творчеством, но и критикой, в 1836 г. начинает издавать журнал «Современник». В эти годы обострился конфликт поэта с высшим светом, в частности из-за желания императора Николая I постоянно видеть при дворе жену поэта, считавшуюся одной из первых петербургских красавиц, украшением светских балов. Н.Н. Пушкина была окружена поклонниками, одним из них был приёмный сын голландского посланника Геккерна – Жорж Дантес, вызывающее поведение которого заставило Пушкина защищать свою честь на дуэли. 27 января 1837 г. в пригороде Петербурга на Чёрной речке состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Общество восприняло смерть Пушкина как национальную трагедию. Поэт был похоронен в Святогорском монастыре недалеко от Михайловского.

В культуре

В 1880 г. в Москве на общественные деньги был установлен первый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина. Позже памятники великому русскому поэту были установлены в Петербурге и других городах страны. В Москве, в Петербурге, в Михайловском и многих других местах, где жил или бывал поэт, созданы литературные музеи. Самые знаменитые из них – мемориальный музей-квартира Пушкина в доме на р. Мойке в Петербурге; Национальный парк-заповедник Михайловское; музей-квартира Пушкина на Арбате в Москве. Каждый год в день рождения поэта, 6 июня, любители творчества Пушкина собираются в Москве у его памятника на Пушкинской площади и читают стихи. Пушкинский праздник поэзии проходит в этот день в Михайловском. 6 июня, в день рождения поэта, в России отмечают День русского языка.

Пушкин считается вершиной русской культуры, безусловным авторитетом и эталоном для людей разных поколений, профессий, уровня образования. Об этом говорят высказывания выдающихся деятелей литературы и искусства: слова поэта А.А. Григорьева «Пушкин – наше всё»; слова В.Ф. Одоевского, назвавшего Пушкина «солнцем русской поэзии» и др.; утверждение Н.В. Гоголя, что Пушкин – «это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет!».

Пушкин создал тот литературный русский язык, на котором говорят и пишут по сей день. Произведения Пушкина воспринимаются читателем как написанные на современном русском языке: временная дистанция почти не ощущается.

Изучением творчества Пушкина занимается особая отрасль литературоведения – пушкинистика. Стихи и проза Пушкина включены в программу средней школы по литературе. Драматические произведения Пушкина не сходят со сцены русского театра. В XX в. по произведениям Пушкина были сняты художественные, телевизионные и анимационные фильмы.

Многие лирические стихотворения поэта положены на музыку и стали романсами. Пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где одинаково важны и музыка, и поэтическое слово. Стали классикой русского и мирового оперного репертуара «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П.И. Чайковского, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского.

В 1930-е годы Б.В. Асафьевым были написаны балеты по пушкинским поэмам «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и по повести «Барышня-крестьянка»; в 1949 г. Р.М. Глиэр написал балет «Медный всадник».

Именем Пушкина названы улицы и площади многих городов России. Оно присвоено Музею изобразительных искусств (см. Пушкинский музей), Государственному институту русского языка, театрам в разных городах страны. Пушкинским Домом называется Институт русской литературы Российской академии наук.

Имя поэта, названия его произведений и имена персонажей используются в современной России в качестве названий ресторанов, кафе, кондитерских изделий (ресторан «Пушкин», клуб «Онегин», шоколад «Сказки Пушкина» и др.)

В языке и речи

Произведения Пушкина стали источниками нескольких сотен крылатых слов. Они используются как эпиграфы, как названия газетных и журнальных статей, как пословицы в разговорной речи и т.д. Среди самых известных: названия произведений – Скупой рыцарь и Пир во время чумы; цитаты – Мороз и солнце; день чудесный!; Что пройдёт, то будет мило; Любви все возрасты покорны; Что день грядущий мне готовит?; Куда, куда вы удалились? и т.д.

Выражение болдинская осень употребляется, когда говорят о наиболее плодотворном периоде в чьей-либо творческой биографии.

Медиатека

Тексты

  1. А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога» (отрывок) (B2)
  2. А.С. Пушкин. Стихотворение «На холмах Грузии…» (B2)
  3. Стихотворение «Я Вас любил…» (B2)
  4. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (B2)
  5. Стихотворение «В Сибирь» (B2)
  6. А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Медный всадник» (отрывок) (B2)
  7. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» (отрывок) (B2)
  8. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Глава первая. Строфы II-IV (B2)
  9. «Сказка о царе Салтане» (отрывок) (B2)
  10. «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывок) (B2)
  11. А.А. Ахматова. Стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (B2)
  12. Б.Ш. Окуджава. Стихотворение «Счастливчик» (B2)

Репродукции

  1. Ксавье де Местр. «Детский портрет Пушкина»
  2. О.А. Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина»
  3. В.А. Тропинин. «Портрет А.С. Пушкина»
  4. А.П. Брюллов. «Портрет Н.Н. Пушкиной»
  5. Н.Н. Ге. «А.С. Пушкин в селе Михайловском»
  6. И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем»
  7. И.Е. Репин. «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»
  8. П.П. Кончаловский. «Пушкин в Михайловском»

Фотографии

  1. Памятники А.С. Пушкину в Москве
  2. Памятники А.С. Пушкину в Санкт-Петербурге
  3. Памятник на могиле А.С. Пушкина у Святогорского монастыря
  4. Обелиск на месте дуэли А.С. Пушкина у Чёрной речки
  5. Памятники А.С. Пушкину в городах России
  6. Памятники А.С. Пушкину в городах мира
  7. Памятные места А.С. Пушкина
  8. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
  9. Институт русского языка им. А.С. Пушкина

Караоке

  1. Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина. Вступление. Художественное чтение (фрагмент)

Аудиозаписи

  1. Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (фрагмент)

Видеосюжеты

  1. Фильм-опера «Евгений Онегин» (встреча Онегина и Татьяны)
  2. Фильм «Метель» (фрагмент)
  3. Мультфильм «Сказка о попе и работнике его Балде» (фрагмент)
  4. Фильм «Мастера русского балета» (фрагмент из балета «Бахчисарайский фонтан»)
  5. Мультфильм «Сказка о царе Салтане» (фрагмент)

Интерактивные задания

Афористика

  1. Крылатые слова А.С. Пушкина (B2)
  2. По словам героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (В2)

Фразеология

  1. А.С. Пушкин о Петербурге

Прецедентные феномены

  1. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество
  2. Что написал А.С. Пушкин?
  3. Петербург в поэме А.С Пушкина «Медный всадник»
  4. Что вернуть Евгению Онегину
  5. Что оставить Евгению Онегину
  6. Как узнать Татьяну Ларину
  7. Поэты и писатели о Петербурге
  8. Портреты русских писателей в Третьяковской галерее
  9. Герои сказок А.С. Пушкина

Интерактивные уроки

  1. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок чтения для читателей
  2. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок чтения для учителей
  3. Учим отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
  4. Читаем сами отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
  5. А.С. Пушкин. «Я вас любил». Урок чтения для читателей (B2)
  6. А.С. Пушкин. «Я вас любил». Урок чтения для учителей (B2)
  7. Учим стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил» (B2)
  8. Читаем сами стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил» (B2)
  9. А.С. Пушкин. «Осень». Строфа V. Урок чтения для читателей (B2)
  10. А.С. Пушкин. «Осень». Строфа V. Урок чтения для учителей (B2)
  11. Учим стихотворение А.С. Пушкина «Осень». Строфа V (B2)
  12. Читаем сами стихотворение А.С. Пушкина «Осень». Строфа V (B2)
  13. А.С. Пушкин. «Осень». Строфы VII и VIII. Урок чтения для читателей (B2)
  14. А.С. Пушкин. «Осень». Строфы VII и VIII. Урок чтения для учителей (B2)
  15. Учим стихотворение А.С. Пушкина «Осень». Строфы VII и VIII (B2)
  16. Читаем сами стихотворение А.С. Пушкина «Осень». Строфы VII и VIII (B2)
  17. А.С. Пушкин. «Осень». Строфы X-XII. Урок чтения для читателей (B2)
  18. А.С. Пушкин. «Осень». Строфы X-XII. Урок чтения для учителей (B2)
  19. Учим стихотворение А.С. Пушкина «Осень». Строфы X-XII (B2)
  20. Читаем сами стихотворение А.С. Пушкина «Осень». Строфы X-XII (B2)
  21. А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе». Урок чтения для читателей (B2)
  22. А.А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе». Урок чтения для учителей (B2)
  23. Учим стихотворение А.А. Ахматовой из цикла «В Царском Селе» (B2)
  24. Читаем сами стихотворение А.А. Ахматовой из цикла «В Царском Селе» (B2)
  25. Д.И. Рубина. Рассказ «Всё тот же сон!..». Урок чтения для читателей
  26. Д.И. Рубина. Рассказ «Всё тот же сон!..». Урок чтения для учителей
Строка 104: Строка 104:  
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/spb_pf_5 Поэты и писатели о Петербурге]<br />
 
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/spb_pf_5 Поэты и писатели о Петербурге]<br />
 
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/muzei/tg_portr_pf_2b Портреты русских писателей в Третьяковской галерее]<br />
 
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/muzei/tg_portr_pf_2b Портреты русских писателей в Третьяковской галерее]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/pushkin_pf_2 Герои сказок А.С. Пушкина]<br />
    
= Интерактивные уроки =
 
= Интерактивные уроки =