Лингвострановедческий словарь «Россия».

Высоцкий В.С./C1-C2: различия между версиями


Версия 11:24, 9 января 2019

Vysockiy s.jpg
Высо́цкий Влади́мир Семёнович

Русский поэт, актёр, автор и исполнитель песен.

Энциклопедическая справка

Владимир Семёнович Высоцкий родился в 1938 г. в Москве. Его отец был военным, мать − переводчицей технической литературы. В 1960 г. закончил Школу-студию МХАТ и начал работать в московских театрах, с 1964 г. до конца жизни был одним из ведущих актёров Московского театра драмы и комедии на Таганке (см. «Таганка»). Обладал талантом чрезвычайно широкого диапазона: играл как острохарактерные, комические, так и драматические, и трагические роли, современную драматургию и классический репертуар. В Театре на Таганке среди его лучших ролей были: Галилей («Жизнь Галилея» Б. Брехта, 1966 г.); Хлопуша («Пугачёв» С.А. Есенина, 1967 г.); Лопахин («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1975 г.); Свидригайлов («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 1979 г.). Самой известной работой актёра в театре стала главная роль в спектакле «Гамлет» (1971 г.) по одноимённой трагедии У. Шекспира.

В 1960-е гг. Высоцкий начал писать песни, и сам исполнял их под гитару. Сначала это были песни, стилизованные под лагерный и тюремный фольклор, но уже с конца 1960-х гг. он выступал как самобытный поэт и исполнитель авторских песен, тематика которых стала невероятно широкой: война, русская история, современные события, спорт, быт. В каждой песне он находил парадоксальный сюжетный ход, часто разыгрывал их как мини-спектакли.

Официальной советской критикой творчество Высоцкого осуждалось или не замечалось: концерты проходили без рекламы, ему не удавалось ни опубликовать свои стихи, ни выпустить пластинки с песнями; во многих фильмах его песни звучали без указания авторства; глубоко ироничные песни, написанные от первого лица, порой приводили к отождествлению персонажа и автора, и Высоцкому неоднократно приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии (в тюрьме не сидел, участником Великой Отечественной войны не был и т. д.).

В 1970 г. Высоцкий женился на Марине Влади, известной французской актрисе русского происхождения, очень популярной в СССР. Благодаря этому получил возможность выезжать за границу: он побывал в Польше, Франции, совершил концертное турне по США. Во Франции Высоцкий и Влади записали две большие пластинки с его песнями на русском и французском языках.

Скоропостижная смерть Высоцкого летом 1980 г. не получила никакого официального отклика. Однако в день похорон перед Театром на Таганке собралась траурная демонстрация: тысячи людей пришли проститься с любимым певцом и поэтом. Могила Высоцкого на Ваганьковском кладбище в Москве стала местом паломничества.

В культуре

Слушателей поражали искренность Высоцкого, его исполнительская манера и низкий хриплый голос, что делало почти невозможным не авторское исполнение его песен. Первой аудиторией Высоцкого был небольшой круг близких друзей, но постепенно его песни в любительских записях, сделанных на концертах или в домашней обстановке, становились всë более популярными и расходились по стране. В середине 1970-х гг. Высоцкий был одним из самых известных бардов в Советском Союзе, наряду с Б. Ш. Окуджавой.

Высоцкий снялся в 26-ти фильмах, среди которых: «Вертикаль» (1967 г.), «Короткие встречи» (1968 г.), «Плохой хороший человек» (1973 г.), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976 г.), «Маленькие трагедии» (1980 г.) и др. Наибольшее признание публики получила роль капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.).

Официальное признание в СССР пришло к Высоцкому после смерти: в 1981 г. вышел первый поэтический сборник «Нерв», потом двухтомник, в 1987 г. во время перестройки ему была присуждена Государственная премия СССР «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен», в том же году был разрешён спектакль Театра на Таганке «Владимир Высоцкий», посвящëнный памяти актёра и поставленный главным режиссёром Ю.П. Любимовым в 1981 г.; в 1989 г. создан Государственный культурный центр-музей Высоцкого; в 1990-х гг. вышло пятитомное собрание сочинений и полное собрание записей песен.

Высоцкий до сих пор остаётся одним из кумиров миллионов людей в России. Огромен интерес и к творчеству, и к личности поэта: чрезвычайно популярны мемуары о Высоцком, особенно книга о нём Марины Влади «Прерванный полёт».

В языке и речи

В современной русской разговорной речи можно услышать выражения: петь под Высоцкого; голос, как у Высоцкого (о сильном хриповатом голосе).

Трагикомические песни Высоцкого стали источником огромного количества крылатых слов и выражений, например: Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так…; Я, конечно, вернусь, не пройдёт и полгода; Страшно – аж жуть!; Эх, ребята, всë не так, всë не так, ребята; Лучше гор могут быть только горы; Где мои 16 лет?; Придëшь домой – там ты сидишь!; Жираф большой – ему видней; Я не люблю фатального исхода; Возвращаются все – кроме лучших друзей и др.

Медиатека

Фотографии

  1. Юбилейная монета к 80-летию В.С. Высоцкого

Аудиозаписи

  1. Песня «Братские могилы» В.С. Высоцкого
  2. Песня «Он не вернулся из боя» В.С. Высоцкого

Видеозаписи

  1. Вертикаль. Фильм С.С. Говорухина (фрагмент)
  2. Песня «Мой друг уехал в Магадан» в исполнении В.С. Высоцкого

Интерактивные задания

Афористика

  1. Крылатые слова В.С. Высоцкого
Строка 17: Строка 17:  
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Слушателей поражали искренность Высоцкого, его исполнительская манера и низкий хриплый голос, что делало почти невозможным не авторское исполнение его песен. Первой аудиторией Высоцкого был небольшой круг близких друзей, но постепенно его песни в любительских записях, сделанных на концертах или в домашней обстановке, становились всë более популярными и расходились по стране. В середине 1970-х гг. Высоцкий был одним из самых известных бардов в [[Советский Союз (СССР)|Советском Союзе]], наряду с [[Окуджава Б.Ш.|Б. Ш. Окуджавой]].
+
Слушателей поражали искренность Высоцкого, его исполнительская манера и низкий хриплый голос, что делало почти невозможным не авторское исполнение его песен. Первой аудиторией Высоцкого был небольшой круг близких друзей, но постепенно его песни в любительских записях, сделанных на концертах или в домашней обстановке, становились всë более популярными и расходились по стране. В середине 1970-х гг. Высоцкий был одним из самых известных бардов в [[Советский Союз|Советском Союзе]], наряду с [[Окуджава Б.Ш.|Б. Ш. Окуджавой]].
    
Высоцкий снялся в 26-ти фильмах, среди которых: «Вертикаль» (1967 г.), «Короткие встречи» (1968 г.), «Плохой хороший человек» (1973 г.), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976 г.), «Маленькие трагедии» (1980 г.) и др. Наибольшее признание публики получила роль капитана Жеглова в фильме «[[Место встречи изменить нельзя (фильм)|Место встречи изменить нельзя]]» (1979 г.).
 
Высоцкий снялся в 26-ти фильмах, среди которых: «Вертикаль» (1967 г.), «Короткие встречи» (1968 г.), «Плохой хороший человек» (1973 г.), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976 г.), «Маленькие трагедии» (1980 г.) и др. Наибольшее признание публики получила роль капитана Жеглова в фильме «[[Место встречи изменить нельзя (фильм)|Место встречи изменить нельзя]]» (1979 г.).