шáпка
Головной убор, обычно тёплый и мягкий.
Энциклопедическая справка
Слово шапка (от латинского сарра) пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда, после свадьбы дочери киевского князя Ярослава Мудрого Анны и французского короля Генриха I, активизировались культурные связи между Киевской Русью (см. Русь) и Францией. В русских текстах слово шапка фиксируется, начиная с XIV в., когда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – великокняжеский венец. После венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. таким символом становится шапка Мономаха (см. Владимир Мономах).
Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. боярин) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или суконные шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. До сих пор женскую меховую шапку с высоким круглым верхом и круглой меховой опушкой называют в разговорной речи боярочкой.
Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. зима) одежды для мужчин и женщин всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – меховые, кожаные или суконные шапки с отворотами, закрывающими уши, и шапки-треухи, то есть такие шапки, у которых «три уха» – два опускающихся наушника и отворот, закрывающий затылок.
С ХХ столетия шапки-ушанки стали носить и женщины.
У военных, полицейских, сотрудников спасательных служб шапка является элементом форменной одежды для зимы. Особой разновидностью военных головных уборов являются шапки-папахи – высокие шапки с мехом наружу. Папаха военных рангом не ниже полковника – с коротким и качественным каракулевым мехом; казачья (см. казак) папаха часто бывает с длинным и мохнатым мехом.
В культуре
Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Так, крестьяне (см. крестьянин) и рабочие (см. рабочий) советской эпохи (см. Советский Союз) носили шапки-ушанки из сукна, цигейки или из дешёвого кроличьего меха. Каракулевая «шапка-пирожок», ондатровая или бобровая ушанка были принадлежностью мужчин находящихся на партийной работе (см. КПСС), на государственной службе и у руководителей советской торговли.
В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, входя в храм или прощаясь с умершим; принято снимать шапку, входя в свой или в чужой дом, а также в любое официальное учреждение. Имеет значение и то, как надета шапка: её надвигают на лоб (на глаза) не только в холодную погоду, но и при плохом настроении; сдвигают на затылок при увлечённости какой-нибудь работой. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (оземь) во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении пускать шапку по кругу.
В невербальном поведении женщин шапка не играет сколько-нибудь существенной роли.
В языке и речи
Важное значение шапки для русских закрепилось во многих устойчивых выражениях: по Сеньке и шапка скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; на воре шапка горит говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; ломать шапку перед кем-нибудь означает «унижаться и заискивать». Человеку дают по шапке, а он получает по шапке, если его наказывают, прогоняют, увольняют. Шапкозакидательством (от закидать шапками) называют любые хвастливые обещания. Шапочным знакомством оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно к шапочному разбору.
Медиатека
Тексты
- А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». («Царские палаты»)
Репродукции
- В.И. Суриков. «Стрелец в шапке»
- Ф.Г. Солнцев. Иллюстрации из серии «Одежда русского государства»
- А.П. Рябушкин. «Московская девушка XVII века (В праздничный день)»
- А.П. Рябушкин. «Ожидают выхода царя»
- Б.М. Кустодиев «Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Российский»
- Б.М. Кустодиев. «Автопортрет»
Фотографии
- Шапка Мономаха
- Руководство Советского Союза на трибуне Мавзолея
- Дети в зимних шапках-ушанках
- Шапка-кубанка
Видеосюжеты
- Мультфильм «Жадный богач» (фрагмент)
|
|
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Слово ''шапка'' (от латинского ''сарра'') пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда, после [[Свадьба|свадьбы]] дочери киевского [[Князь|князя]] '''Ярослава Мудрого''' Анны и французского короля Генриха I, активизировались культурные связи между Киевской Русью (см. [[Русь]]) и Францией. В русских текстах слово ''шапка'' фиксируется, начиная с XIV в., когда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – ''великокняжеский венец''. После венчания на царство [[Иван Грозный|Ивана Грозного]] в 1547 г. таким символом становится '''шапка Мономаха''' (см. [[Владимир Мономах]]). | + | Слово ''шапка'' (от латинского ''сарра'') пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда, после [[Свадьба|свадьбы]] дочери киевского [[Князь|князя]] Ярослава Мудрого Анны и французского короля Генриха I, активизировались культурные связи между Киевской Русью (см. [[Русь]]) и Францией. В русских текстах слово ''шапка'' фиксируется, начиная с XIV в., когда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – ''великокняжеский венец''. После венчания на царство [[Иван Грозный|Ивана Грозного]] в 1547 г. таким символом становится шапка Мономаха (см. [[Владимир Мономах]]). |
| | | |
| Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. [[боярин]]) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или суконные шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. До сих пор женскую меховую шапку с высоким круглым верхом и круглой меховой опушкой называют в разговорной речи ''боярочкой''. | | Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. [[боярин]]) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или суконные шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. До сих пор женскую меховую шапку с высоким круглым верхом и круглой меховой опушкой называют в разговорной речи ''боярочкой''. |
| | | |
− | Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. [[зима]]) одежды для мужчин и женщин всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали '''''шапки-ушанки''''' – меховые, кожаные или суконные шапки с отворотами, закрывающими уши, и ''шапки-треухи'', то есть такие шапки, у которых «три уха» – два опускающихся наушника и отворот, закрывающий затылок. | + | Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. [[зима]]) одежды для мужчин и женщин всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали ''шапки-ушанки'' – меховые, кожаные или суконные шапки с отворотами, закрывающими уши, и ''шапки-треухи'', то есть такие шапки, у которых «три уха» – два опускающихся наушника и отворот, закрывающий затылок. |
| | | |
| С ХХ столетия шапки-ушанки стали носить и женщины. | | С ХХ столетия шапки-ушанки стали носить и женщины. |
Строка 33: |
Строка 33: |
| == Репродукции == | | == Репродукции == |
| # [[Медиатека:Суриков В.И. Стрелец в шапке|В.И. Суриков. «Стрелец в шапке»]]<br /> | | # [[Медиатека:Суриков В.И. Стрелец в шапке|В.И. Суриков. «Стрелец в шапке»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Солнцев Ф.Г. Иллюстрации|Ф.Г. Солнцев. Иллюстрации из серии «Одежда русского государства»]]<br /> |
| # [[Медиатека:Рябушкин А.П. Московская девушка|А.П. Рябушкин. «Московская девушка XVII века (В праздничный день)»]]<br /> | | # [[Медиатека:Рябушкин А.П. Московская девушка|А.П. Рябушкин. «Московская девушка XVII века (В праздничный день)»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Рябушкин А.П. Ожидают выхода царя|А.П. Рябушкин. «Ожидают выхода царя»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Кустодиев Б.М. Его императорское величество...|Б.М. Кустодиев «Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Российский»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Кустодиев Б.М. Автопортрет|Б.М. Кустодиев. «Автопортрет»]]<br /> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека: Шапка Мономаха|Шапка Мономаха]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Руководство Советского Союза на трибуне Мавзолея|Руководство Советского Союза на трибуне Мавзолея]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Дети в зимних шапках-ушанках|Дети в зимних шапках-ушанках]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Шапка-кубанка|Шапка-кубанка]]<br /> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека:Мультфильм «Жадный богач»|Мультфильм «Жадный богач» (фрагмент)]]<br /> |
| + | |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Традиционный быт]] | | [[Категория:Традиционный быт]] |