Тага́нка (теа́тр)
Разговорное название московского Театра на Таганке.
Энциклопедическая справка
Создан в 1964 г. Основу труппы составили выпускники Театрального училища им. Б.В. Щукина со своим педагогом Ю.П. Любимовым, который стал главным режиссёром театра. В труппу театра вошли молодые, а в будущем знаменитые актёры: Алла Демидова, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов и др. Одним из самых известных актёров театра был В.С. Высоцкий.
Эстетическая программа театра заключалась в развитии и обновлении идей психологического, а также авангардного театра: не случайно театральное фойе украшают портреты К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, Б. Брехта, В.Э. Мейерхольда. Театр разрабатывал новый сценический язык, соединяя элементы драматического действия, пантомимы и вокала. На Таганке не было традиционного занавеса, почти не использовались декорации, их заменяли различные сценические конструкции.
В репертуар включались спектакли, в основу которых были положены драматургические, поэтические, прозаические и публицистические и произведения. Классическая драматургия была представлена спектаклями: «Добрый человек из Сезуана» (первая постановка нового театра) и «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Гамлет» У. Шекспира, «Борис Годунов» А.С. Пушкина; драматургия, основанная на поэзии, – музыкально-поэтическими представлениями «Антимиры» по произведениям А.А. Вознесенского, «Послушайте!» по произведениям В.В. Маяковского, «Товарищ, верь!» по произведениям А.С. Пушкина, «Павшие и живые» по стихам Е.А. Евтушенко; по прозаическим литературным произведениям были поставлены спектакли «Дом на набережной» и «Обмен» (по повестям Ю.В. Трифонова), «Деревянные кони» по книге Ф.А. Абрамова, «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова. Стало спектаклем публицистическое произведение Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир».
Театральные постановки 1970-1980-х гг. были сделаны в парадоксальной сценической форме, поднимали острые вопросы современной жизни страны, что вызывало конфликты театра с Министерством культуры и запрещение ряда спектаклей («Живой» по повести Б.А. Можаева, «Борис Годунов» А.С. Пушкина и др.).
В 1984 г. Любимов из-за конфликтов с Министерством культуры и партийным руководством страны уехал работать за границу и был лишён советского гражданства. В 1989 г., во время перестройки, коллектив театра обратился с просьбой к Любимову вернуться в Советский Союз и вновь возглавить театр. Режиссёру было возвращено советское гражданство, и его в прошлом запрещённые спектакли были восстановлены.
В 1990-х гг. в театре возникли творческие и этические разногласия. В результате в 1993 г. театр разделился на две труппы: «Театр на Таганке» под руководством Ю.П. Любимова и «Содружество актёров Таганки», которую возглавил Н.Н. Губенко. Труппа Губенко стала работать в новом здании театра, пристроенном к старому.
В 1990-2000 годы патриарх отечественного театра Юрий Любимов поставил в театре много новых спектаклей: «Живаго» по роману Б.Л. Пастернака, «Театральный роман» по М.А. Булгакову, «Шарашку» по главам романа А.И. Солженицына «В круге первом», «Хроники» В. Шекспира, «Евгений Онегин» по роману А.С. Пушкина, «Фауст» И.-В. Гёте, «Медею» Еврипида и др. Памяти легендарного артиста и поэта был посвящён поэтический спектакль «Владимир Высоцкий». Многие постановки театра оформлял художник Д.Л. Боровский. С театром сотрудничали композиторы Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке. В.И. Мартынов. Театр гастролировал по странам мира, участвовал в международных театральных фестивалях.
В 2011 г. в результате конфликта с частью труппы Любимов ушёл из театра. Художественным руководителем Таганки в 2011-2013 гг. был В.С. Золотухин. В настоящее время художественного руководителя в театре нет.
Директором «Театра на Таганке» с 2015 г. стала актриса и режиссёр И.В. Апексимова, а в 2020 году она была назначена также директором «Содружества актёров Таганки». На Таганке по-прежнему идут спектакли, поставленные Любимовым, но появилась и новая творческая лаборатория молодых режиссёров «Репетиции».
В 2021 году после 30 лет раскола «Театр на Таганке» и «Содружество актёров Таганки», возглавляемые Ириной Апексимовой, были вновь объединены в «Театр на Таганке».
В культуре
В Театре на Таганке был создан новый жанр театрального спектакля – поэтическое представление.
Многие годы Таганка оставалась одним из самых популярных театров страны. Спектакли театра были известны не только своей выразительностью, но и оппозиционностью, внутренней свободой. В Золотой век Таганки (с 1964 по 1981 год) достать билеты в театр было крайне трудно, в зале никогда не было свободных мест. Театр имел своего – критически настроенного, прогрессивного, интеллектуального зрителя. Для многих зрителей символом театра стал актер, поэт и певец Владимир Высоцкий.
В языке и речи
В разговорной речи используются выражения пойти на Таганку – это значит пойти в Театр на Таганке, билеты на Таганку – билеты в Театр на Таганке, репертуар Таганки – репертуар Театра на Таганке.
Медиатека
Репродукции
- Афиша спектакля «Пугачёв»
- Афиша спектакля «Добрый человек из Сезуана»
- Афиша спектакля «Павшие и живые»
- Афиша спектакля «Антимиры»
- Гастрольная афиша Театра на Таганке
- Обложка книги В.Б. Смехова «Золотой век Таганки»
Фотографии
- Фойе Театра на Таганке
- Ю.П. Любимов в Театре на Таганке
- Ю.П. Любимов
- Сцена из спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта
- Сцена из спектакля «Антимиры» по стихам А.А. Вознесенского
- В.С. Высоцкий у афиши Театра на Таганке
- Сцена из спектакля «Гамлет» по трагедии В. Шекспира
- Сцена из спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского
- Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова
- Сцена из спектакля «Борис Годунов» по трагедии А.С. Пушкина
- Сцена из спектакля «Евгений Онегин» по роману А.С. Пушкина
Видеосюжеты
- Театр на Таганке отмечает 10-летие
- Репетиция спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке (фрагмент). 1971
- Борис Годунов. Спектакль по трагедии А.С. Пушкина (фрагмент). 1999
- Официальный трейлер спектакля «Мастер и Маргарита» по мотивам произведения М.А. Булгакова. Театр на Таганке. 2013
|
|
(не показано 28 промежуточных версий 2 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=Таганка (театр)|image=}} | + | {{Заголовок статьи|name=Тага́нка (теа́тр)|image=Teatr taganka s.jpg}} |
| | | |
| Разговорное название московского Театра на Таганке. | | Разговорное название московского Театра на Таганке. |
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Создан в 1964 г. Основу труппы составили выпускники Театрального училища им. Б. В. Щукина со своим педагогом Ю. П. Любимовым, который стал главным режиссером театра. В труппу театра вошли молодые, а в будущем знаменитые актеры: Алла Демидова, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов и др. Одним из самых известных актеров театра был [[Высоцкий В.С.|В. С. Высоцкий]]. | + | Создан в 1964 г. Основу труппы составили выпускники Театрального училища им. Б.В. Щукина со своим педагогом Ю.П. Любимовым, который стал главным режиссёром театра. В труппу театра вошли молодые, а в будущем знаменитые актёры: Алла Демидова, Зинаида Славина, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Леонид Филатов и др. Одним из самых известных актёров театра был [[Высоцкий В.С.|В.С. Высоцкий]]. |
| | | |
− | Эстетическая программа театра заключалась в развитии и обновлении идей психологического, а также авангардного театра: не случайно театральное фойе украшают портреты К. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова, Б. Брехта, В. Э. Мейерхольда. Театр разрабатывал новый сценический язык, соединяя элементы драматического действия, пантомимы и вокала. На Таганке не было традиционного занавеса, почти не использовались декорации, их заменяли различные сценические конструкции. | + | Эстетическая программа театра заключалась в развитии и обновлении идей психологического, а также авангардного театра: не случайно театральное фойе украшают портреты К.С. Станиславского, Е.Б. Вахтангова, Б. Брехта, В.Э. Мейерхольда. Театр разрабатывал новый сценический язык, соединяя элементы драматического действия, пантомимы и вокала. На Таганке не было традиционного занавеса, почти не использовались декорации, их заменяли различные сценические конструкции. |
| | | |
− | В репертуар включались спектакли, в основу которых были положены драматургические, поэтические, прозаические и публицистические и произведения. Классическая драматургия была представлена спектаклями: «Добрый человек из Сезуана» (первая постановка нового театра) и «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Гамлет» У. Шекспира, «Борис Годунов» А. С. Пушкина; драматургия, основанная на поэзии, — музыкально-поэтическими представлениями «Антимиры» по произведениям А. А. Вознесенского, «Послушайте!» по произведениям В. В. Маяковского, «Товарищ, верь!» по произведениям А. С. Пушкина, «Павшие и живые» по стихам Е. А. Евтушенко; по прозаическим литературным произведениям были поставлены спектакли «Дом на набережной» и «Обмен» (по повестям Ю. В. Трифонова), «Деревянные кони» по книге Ф. А. Абрамова, «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова. Стало спектаклем публицистическое произведение Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир». | + | В репертуар включались спектакли, в основу которых были положены драматургические, поэтические, прозаические и публицистические и произведения. Классическая драматургия была представлена спектаклями: «Добрый человек из Сезуана» (первая постановка нового театра) и «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Гамлет» У. Шекспира, «Борис Годунов» А.С. Пушкина; драматургия, основанная на поэзии, – музыкально-поэтическими представлениями «Антимиры» по произведениям А.А. Вознесенского, «Послушайте!» по произведениям В.В. Маяковского, «Товарищ, верь!» по произведениям А.С. Пушкина, «Павшие и живые» по стихам Е.А. Евтушенко; по прозаическим литературным произведениям были поставлены спектакли «Дом на набережной» и «Обмен» (по повестям Ю.В. Трифонова), «Деревянные кони» по книге Ф.А. Абрамова, «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова. Стало спектаклем публицистическое произведение Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир». |
| | | |
− | Театральные постановки 1970—1980-х гг. были сделаны в парадоксальной сценической форме, поднимали острые вопросы современной жизни страны, что вызывало конфликты театра с Министерством культуры и запрещение ряда спектаклей («Живой» по повести Б. А. Можаева, «Борис Годунов» А.С Пушкина и др.). | + | Театральные постановки 1970-1980-х гг. были сделаны в парадоксальной сценической форме, поднимали острые вопросы современной жизни страны, что вызывало конфликты театра с Министерством культуры и запрещение ряда спектаклей («Живой» по повести Б.А. Можаева, «Борис Годунов» А.С. Пушкина и др.). |
| | | |
− | В 1984 г. Любимов из-за конфликтов с Министерством культуры и партийным руководством страны уехал работать за границу и был лишен советского гражданства. В 1989 г., во время [[Перестройка|перестройки]], коллектив театра обратился с просьбой к Любимову вернуться в [[Советский Союз]] и вновь возглавить театр. Режиссеру было возвращено советское гражданство, и его в прошлом запрещенные спектакли были восстановлены. | + | В 1984 г. Любимов из-за конфликтов с Министерством культуры и партийным руководством страны уехал работать за границу и был лишён советского гражданства. В 1989 г., во время [[Перестройка|перестройки]], коллектив театра обратился с просьбой к Любимову вернуться в [[Советский Союз]] и вновь возглавить театр. Режиссёру было возвращено советское гражданство, и его в прошлом запрещённые спектакли были восстановлены. |
| | | |
− | В 1990-х гг. в театре возникли творческие и этические разногласия. В результате в 1993 г. театр разделился на две труппы: «Театр на Таганке» под руководством Любимова и «Содружество актеров Таганки», которую возглавил Н. Н. Губенко. Труппа Губенко стала работать в новом здании театра, пристроенном к старому. | + | В 1990-х гг. в театре возникли творческие и этические разногласия. В результате в 1993 г. театр разделился на две труппы: «Театр на Таганке» под руководством Ю.П. Любимова и «Содружество актёров Таганки», которую возглавил Н.Н. Губенко. Труппа Губенко стала работать в новом здании театра, пристроенном к старому. |
| | | |
− | В 1990—2000 годы патриарх отечественного театра Юрий Любимов поставил в театре много новых спектаклей: «Живаго» по роману Б. Л. Пастернака, «Театральный роман» по М. А. Булгакову, «Шарашку» по главам романа А. И. Солженицына «В круге первом», «Хроники» В. Шекспира, «Евгений Онегин» по роману А. С. Пушкина, «Фауст» И.- В. Гёте, «Медею» Еврипида и др. Памяти легендарного артиста и поэта был посвящён поэтический спектакль «Владимир Высоцкий». Многие постановки театра оформлял художник Д. Л. Боровский. С театром сотрудничали композиторы Э.Денисов, А. Шнитке. В. И. Мартынов. Театр гастролировал по странам мира, участвовал в международных театральных фестивалях. | + | В 1990-2000 годы патриарх отечественного театра Юрий Любимов поставил в театре много новых спектаклей: «Живаго» по роману Б.Л. Пастернака, «Театральный роман» по М.А. Булгакову, «Шарашку» по главам романа А.И. Солженицына «В круге первом», «Хроники» В. Шекспира, «Евгений Онегин» по роману А.С. Пушкина, «Фауст» И.-В. Гёте, «Медею» Еврипида и др. Памяти легендарного артиста и поэта был посвящён поэтический спектакль «Владимир Высоцкий». Многие постановки театра оформлял художник Д.Л. Боровский. С театром сотрудничали композиторы Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке. В.И. Мартынов. Театр гастролировал по странам мира, участвовал в международных театральных фестивалях. |
| | | |
− | В 2011 г. в результате конфликта с частью труппы Любимов ушел из театра. Художественным руководителем Таганки в 2011—2013 гг. был В. С. Золотухин. В последние годы художественного руководителя в театре нет. Директором театра с 2015 г. стала актриса и режиссер И. В. Апексимова. На Таганке по-прежнему идут спектакли, поставленные Любимовым, но появилась и новая творческая лаборатория молодых режиссеров «Репетиции». | + | В 2011 г. в результате конфликта с частью труппы Любимов ушёл из театра. Художественным руководителем Таганки в 2011-2013 гг. был В.С. Золотухин. В настоящее время художественного руководителя в театре нет. |
| + | |
| + | Директором «Театра на Таганке» с 2015 г. стала актриса и режиссёр И.В. Апексимова, а в 2020 году она была назначена также директором «Содружества актёров Таганки». На Таганке по-прежнему идут спектакли, поставленные Любимовым, но появилась и новая творческая лаборатория молодых режиссёров «Репетиции». |
| + | |
| + | В 2021 году после 30 лет раскола «Театр на Таганке» и «Содружество актёров Таганки», возглавляемые Ириной Апексимовой, были вновь объединены в «Театр на Таганке». |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | В Театре на Таганке был создан новый жанр театрального спектакля — поэтическое представление. | + | В Театре на Таганке был создан новый жанр театрального спектакля – поэтическое представление. |
− | | |
− | Многие годы Таганка оставалась одним из самых популярных театров страны. Спектакли театра были известны не только своей выразительностью, но и оппозиционностью, внутренней свободой. В ''Золотой век Таганки'' (с 1964 по 1981 год) достать билеты в театр было крайне трудно, в зале никогда не было свободных мест. Театр имел своего — критически настроенного, прогрессивного, интеллектуального зрителя. Для многих зрителей символом театра стал актер, поэт и певец Владимир Высоцкий.
| |
| | | |
| + | Многие годы Таганка оставалась одним из самых популярных театров страны. Спектакли театра были известны не только своей выразительностью, но и оппозиционностью, внутренней свободой. В ''Золотой век Таганки'' (с 1964 по 1981 год) достать билеты в театр было крайне трудно, в зале никогда не было свободных мест. Театр имел своего – критически настроенного, прогрессивного, интеллектуального зрителя. Для многих зрителей символом театра стал актер, поэт и певец Владимир Высоцкий. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
Строка 32: |
Строка 35: |
| В разговорной речи используются выражения ''пойти на Таганку'' – это значит пойти в Театр на Таганке, ''билеты на Таганку'' – билеты в Театр на Таганке, ''репертуар Таганки'' – репертуар Театра на Таганке. | | В разговорной речи используются выражения ''пойти на Таганку'' – это значит пойти в Театр на Таганке, ''билеты на Таганку'' – билеты в Театр на Таганке, ''репертуар Таганки'' – репертуар Театра на Таганке. |
| | | |
| + | = Медиатека = |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека: Афиша спектакля «Пугачёв». Театр на Таганке. 1967|Афиша спектакля «Пугачёв»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Афиша спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Театр на Таганке. 1964|Афиша спектакля «Добрый человек из Сезуана»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Афиша спектакля «Павшие и живые»|Афиша спектакля «Павшие и живые»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Афиша спектакля «Антимиры»|Афиша спектакля «Антимиры»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Гастрольная афиша Театра на Таганке. 2014|Гастрольная афиша Театра на Таганке]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Обложка книги В.Б. Смехова «Золотой век Таганки». 2012|Обложка книги В.Б. Смехова «Золотой век Таганки»]]<br /> |
| + | |
| + | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека: Фойе Театра на Таганке|Фойе Театра на Таганке]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Любимов Ю.П. в Театре на Таганке. Фотография 1970-х годов|Ю.П. Любимов в Театре на Таганке]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Любимов Ю.П. Фотография 1989 года|Ю.П. Любимов]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Сцена из спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта. Театр на Таганке. Фотография 1969 года|Сцена из спектакля «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Сцена из спектакля «Антимиры» по стихам А.А. Вознесенского. Театр на Таганке. Фотография 1969 года|Сцена из спектакля «Антимиры» по стихам А.А. Вознесенского]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Высоцкий В.С. у афиши Театра на Таганке. Фотография 1970-х годов|В.С. Высоцкий у афиши Театра на Таганке]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Сцена из спектакля «Гамлет» по трагедии В. Шекспира. Театр на Таганке. Фотография 1977 года|Сцена из спектакля «Гамлет» по трагедии В. Шекспира]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Сцена из спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского. Театр на Таганке. Фотография 1979 года|Сцена из спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова. Театр на Таганке. Фотография 1987 года|Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Сцена из спектакля «Борис Годунов» по трагедии А.С. Пушкина. Театр на Таганке. Фотография 1988 года|Сцена из спектакля «Борис Годунов» по трагедии А.С. Пушкина]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Сцена из спектакля «Евгений Онегин» по роману А.С. Пушкина. Театр на Таганке. Фотография 2000 года|Сцена из спектакля «Евгений Онегин» по роману А.С. Пушкина]]<br /> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека: Театр на Таганке отмечает 10-летие|Театр на Таганке отмечает 10-летие]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Репетиция спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке (фрагмент). В роли Гамлета Владимир Высоцкий. 1971|Репетиция спектакля «Гамлет» в Театре на Таганке (фрагмент). 1971]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Борис Годунов. Спектакль по трагедии А.С. Пушкина (фрагмент). Театр на Таганке. 1999|Борис Годунов. Спектакль по трагедии А.С. Пушкина (фрагмент). 1999]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Официальный трейлер спектакля «Мастер и Маргарита» по мотивам произведения М.А. Булгакова. Театр на Таганке. 2013|Официальный трейлер спектакля «Мастер и Маргарита» по мотивам произведения М.А. Булгакова. Театр на Таганке. 2013]]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Театр и кино]] | | [[Категория:Театр и кино]] |