Толсто́й Лев Никола́евич
Русский писатель, граф, общественный деятель, классик русской литературы XIX в.
Энциклопедическая справка
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в родовом имении Ясная Поляна под Тулой. Толстой рано остался без родителей и воспитывался сестрой отца. В 1844 г. поступил на восточный факультет Казанского университета, потом перевелся на юридический. Учебная программа ему не нравилась, он оставил университет, уехал в Ясную Поляну и стал заниматься самообразованием.
В 1851 г. поступил на военную службу и уехал на Кавказ в действующую армию. Тогда же началась литературная деятельность Толстого. Эпизоды кавказской войны он описал в небольших рассказах и в повести «Казаки». В этот период были также написаны повести «Детство» и «Отрочество».
Толстой был участником Крымской войны 1853-1856 гг., впечатления о которой отразились в цикле «Севастопольские рассказы», где описаны храбрость и самоотверженность простых русских людей – участников обороны Севастополя, их душевные переживания в экстремальных ситуациях. «Севастопольские рассказы» объединяет идея полного неприятия войны.
Осенью 1856 г. Толстой вышел в отставку и отправился в заграничное путешествие во Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Вернувшись в Россию, открыл школу для крестьянских (см. крестьянин) детей в Ясной Поляне, а затем – более 20 школ в окрестных деревнях (см. деревня). Педагогика стала вторым призванием Толстого: он создавал учебники для школ, писал педагогические статьи.
В 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс, которая стала спутницей всей его жизни и помощницей в работе.
В 1860-е гг. писатель работал над главным сочинением свoей жизни – романом «Война и мир». После выхода книги Толстой был признан крупнейшим русским прозаиком. Через несколько лет писатель создал следующий большой роман «Анна Каренина» (1873-1877 гг.).
В 1873 г. Толстой был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
В конце 1870-х гг. Толстой пережил духовный кризис. В эти годы была написана его «Исповедь», в которой писатель-философ размышлял о преобразовании общества путем религиозного и нравственного самоусовершенствования человека, всеобщей любви, непротивления злу насилием. Для этого, по его мнению, люди должны отказаться от праздной жизни, богатства и жить своим трудом. Сам Толстой отказался от роскоши, охоты, верховой езды, мясной пищи, начал носить простую одежду, активно заниматься физическим трудом, в частности, пахать землю. В этот же период изменилось отношение писателя к искусству и собственным произведениям. Героями повестей Толстого 1880-х гг. стали люди, пытающиеся пересмотреть свои взгляды на государство, семью, Бога («Крейцерова соната», «Отец Сергий»).
В поздний период творчества писатель резко критиковал социальное устройство Российского государства и Русскую Православную Церковь. Идеалом взаимопомощи и духовного братства людей ему представлялась крестьянская община. Эти идеи нашли отражение в романе «Воскресение» (1889-1899 гг.). Конфликт Толстого с официальной церковью привел к тому, что в 1900 г. Святейший Синод своим решением отлучил Толстого от церкви.
В последнее десятилетие жизни писателем были созданы повесть «Хаджи-Мурат» и пьеса «Живой труп», рассказы, среди которых – знаменитый рассказ «После бала».
Недовольство своей жизнью постепенно стало для Толстого невыносимым. Он хотел отказаться от имения и гонораров, что могло лишить финансовой поддержки всю большую семью писателя. Конфликт сделал напряженными отношения писателя с женой. В октябре 1910 г. Толстой принял тяжелое для него решение покинуть свое имение и в ночь на 28 октября ушел из Ясной Поляны. На железнодорожной станции Астапово он провел свои последние дни и умер от воспаления легких 7 ноября.
Похороны Толстого превратились в массовую общественную манифестацию. Толстой, по его желанию, был похоронен без могильного камня и креста, в лесу, на окраине Ясной Поляны.
В культуре
Толстой – один из самых известных русских писателей за рубежом. Его произведения переведены почти на все языки мира. А. Франс, Т. Манн, Э. Хемингуэй признавали влияние Толстого на их творчество.
Первые собрания сочинений Толстого вышли еще при жизни писателя. В 1928-1958 гг. было издано его полное девяностотомное собрание сочинений.
Многие произведения писателя постоянно включаются в школьную (см. школа) программу по литературе. В советское время (см. Советский Союз) изучение творчества Толстого в школе было связано со статьями В.И. Ленина, назвавшего писателя зеркалом русской революции.
Пьесы Толстого и инсценировки его повестей и романов постоянно ставятся на сцене драматических театров. В 1952 г. по роману «Война и мир» С.С. Прокофьев написал одноименную оперу. Романы «Анна Каренина» и «Война и мир» много раз экранизировались в России и за рубежом.
В Ясной Поляне и в Москве созданы дома-музеи Толстого. В Москве открыты два литературных музея. Памятники писателю стоят во многих городах России. Наиболее известные портреты Толстого написаны И.Н. Крамским (1873 г.) и Н.Н. Ге (1884 г.). Ясная Поляна ещё при жизни Толстого стала местом паломничества. Сюда приезжают деятели искусства и науки, многочисленные туристы.
В языке и речи
Идеи Толстого о внутреннем самоусовершенствовании человека, лежащие в основе его учения, получили название толстовство. Последователей этого учения (и движения) называют толстовцами.
От фамилии Толстого образовано существительное толстовка – название широкой длинной мужской блузы в складку с поясом, какую любил носить писатель.
Толстой ввёл в русский язык слово образуется (в романе «Анна Каренина») в значении «всё уладится, всё будет хорошо». Ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: Не могу молчать (заглавие статьи 1908 г., в которой Толстой, обращаясь к правительству, требует отменить смертную казнь и суровые наказания); выражение употребляется в любых ситуациях, когда человек не согласен с какими-либо решениями, активно выражает свой протест. Плодами просвещения (название комедии Толстого 1891 г.) иронично назовут неудачные результаты чьей-либо деятельности; живым трупом (название пьесы Толстого 1902 г.) назовут человека, потерявшего человеческий облик, а также больного и изможденного. Выражение Всё смешалось в доме Облонских (из романа «Анна Каренина») употребляют, когда хотят сказать, что всё вышло за пределы привычного положения вещей, перепуталось. Фраза он пугает, а мне не страшно (из отзыва Толстого о рассказе Л.Н. Андреева «Бездна», который наполнен всевозможными ужасами) употребляется иронически как характеристика человека, норовящего напугать кого-либо. Слова власть тьмы стали крылатыми после выхода в свет драмы «Власть тьмы» в 1886 г. Употребляются в значении: «торжество зла, невежества, бездуховности»; указывают на доминирование в обществе антигуманных явлений, а также на укоренившееся невежество, косность, на падение нравов. Выражение стало особенно популярным после экспромта В.А. Гиляровского:
В России две напасти:
Внизу – власть тьмы,
А наверху – тьма власти.
Медиатека
Тексты
- Л Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 2. Глава 10 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 3. Глава 19 (отрывок)
- Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Глава 1 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Главы 16,17 (отрывки)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 4. Часть 1. Главы 12,13 (отрывки)
- Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Часть 1. Глава I (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Часть 1. Глава XXII (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Часть 5. Глава XXIX (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Часть 8. Глава XIX (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Статья «В чём моя вера?» (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в мае» (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Трактат «Что такое искусство?» (отрывок)
Репродукции
- И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого»
- Н.Н. Ге. «Портрет Льва Толстого»
- И.Е. Репин. «Портрет Л.Н. Толстого»
- И.Е. Репин. «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне»
- И.Е. Репин. «Лев Николаевич Толстой босой»
- М.В. Нестеров. «Портрет Л.Н. Толстого»
- Л.О. Пастернак. Наташа на балу. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Л.О. Пастернак. Подсудимые. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресенье»
- Д. А. Шмаринов. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Н. Н. Рушева. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
- К.И. Рудаков. Иллюстрации к роману «Анна Каренина»
Фотографии
- Азбука Л.Н. Толстого
- Софья Андреевна Берс
- Л.Н. Толстой с семьёй
- Станция Астапово
- Могила Л.Н. Толстого в Ясной поляне
- Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
- Дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках
- Завещание Л.Н. Толстого
- Памятники Л.Н. Толстому в городах России
- Памятники Л.Н. Толстому в городах мира
Аудиозаписи
- Л.Н. Толстой об искусстве. Запись 1908 года (фрагмент)
Видеосюжеты
- Трагедия Льва Толстого. Документальный фильм (фрагмент)
- Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Бородинское сражение)
- Воскресение. Фильм М.А. Швейцера (фрагмент)
- Анна Каренина. Фильм А.Г. Зархи (Возвращение в Петербург)
Мультимедиа лекции
- «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. История создания
Интерактивные задания
Афористика
- Крылатые слова Л.Н. Толстого
Словообразование
- Образовано от фамилии Толстой
Прецедентные феномены
- Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество
- Что написал Л.Н. Толстой?
- Лев Толстой – свидетель истории
- Героини романов Л.Н. Толстого
- «Анна Каренина» Л.Н. Толстого
- «Война и мир» Л.Н. Толстого
- «Живой труп» Л.Н. Толстого
- Л.Н. Толстой о Наташе Ростовой
- Как узнать Наташу Ростову
- Л.Н. Толстой об Анне Карениной
- Портреты русских писателей в Третьяковской галерее
|
|
(не показано 47 промежуточных версий 3 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Шаблон:Заголовок статьи|name=Толстой Л.Н.|image=Tolstoy s.jpg}} | + | {{Заголовок статьи|name=Толсто́й Лев Никола́евич|image=Tolstoy s.jpg}} |
| | | |
| Русский писатель, граф, общественный деятель, классик русской литературы XIX в. | | Русский писатель, граф, общественный деятель, классик русской литературы XIX в. |
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в родовом имении '''Ясная Поляна''' под [[Тула|Тулой]]. Толстой рано остался без родителей и воспитывался сестрой отца. В 1844 г. поступил на восточный факультет Казанского университета, потом перевелся на юридический. Учебная программа ему не нравилась, он оставил университет, уехал в Ясную Поляну и стал заниматься самообразованием. | + | Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в родовом имении Ясная Поляна под [[Тула|Тулой]]. Толстой рано остался без родителей и воспитывался сестрой отца. В 1844 г. поступил на восточный факультет Казанского университета, потом перевелся на юридический. Учебная программа ему не нравилась, он оставил университет, уехал в Ясную Поляну и стал заниматься самообразованием. |
| | | |
| В 1851 г. поступил на военную службу и уехал на [[Кавказ]] в действующую [[армия|армию]]. Тогда же началась литературная деятельность Толстого. Эпизоды кавказской войны он описал в небольших рассказах и в повести «Казаки». В этот период были также написаны повести «Детство» и «Отрочество». | | В 1851 г. поступил на военную службу и уехал на [[Кавказ]] в действующую [[армия|армию]]. Тогда же началась литературная деятельность Толстого. Эпизоды кавказской войны он описал в небольших рассказах и в повести «Казаки». В этот период были также написаны повести «Детство» и «Отрочество». |
| | | |
− | Толстой был участником '''Крымской войны''' 1853—1856 гг., впечатления о которой отразились в цикле «Севастопольские рассказы», где описаны храбрость и самоотверженность простых русских людей — участников обороны Севастополя, их душевные переживания в экстремальных ситуациях. «Севастопольские рассказы» объединяет идея полного неприятия войны. | + | Толстой был участником Крымской войны 1853-1856 гг., впечатления о которой отразились в цикле «Севастопольские рассказы», где описаны храбрость и самоотверженность простых русских людей – участников обороны Севастополя, их душевные переживания в экстремальных ситуациях. «Севастопольские рассказы» объединяет идея полного неприятия войны. |
| | | |
− | Осенью 1856 г. Толстой вышел в отставку и отправился в заграничное путешествие во Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Вернувшись в Россию, открыл [[школа|школу]] для крестьянских (см. [[крестьянин]]) детей в Ясной Поляне, а затем — более 20 школ в окрестных деревнях (см. [[деревня]]). Педагогика стала вторым призванием Толстого: он создавал учебники для школ, писал педагогические статьи. | + | Осенью 1856 г. Толстой вышел в отставку и отправился в заграничное путешествие во Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Вернувшись в Россию, открыл [[школа|школу]] для крестьянских (см. [[крестьянин]]) детей в Ясной Поляне, а затем – более 20 школ в окрестных деревнях (см. [[деревня]]). Педагогика стала вторым призванием Толстого: он создавал учебники для школ, писал педагогические статьи. |
| | | |
| В 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс, которая стала спутницей всей его жизни и помощницей в работе. | | В 1862 г. Толстой женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс, которая стала спутницей всей его жизни и помощницей в работе. |
| | | |
− | В 1860-е гг. писатель работал над главным сочинением свoей жизни — романом [[Война и мир (роман)|«Война и мир»]]. После выхода книги Толстой был признан крупнейшим русским прозаиком. Через несколько лет писатель создал следующий большой роман [[Анна Каренина (роман)|«Анна Каренина»]] (1873—1877 гг.). | + | В 1860-е гг. писатель работал над главным сочинением свoей жизни – романом [[Война и мир (роман)|«Война и мир»]]. После выхода книги Толстой был признан крупнейшим русским прозаиком. Через несколько лет писатель создал следующий большой роман [[Анна Каренина (роман)|«Анна Каренина»]] (1873-1877 гг.). |
| | | |
− | В 1873 г. Толстой был избран членом-корреспондентом Петербургской '''Академии наук.''' | + | В 1873 г. Толстой был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. |
| | | |
| В конце 1870-х гг. Толстой пережил духовный кризис. В эти годы была написана его «Исповедь», в которой писатель-философ размышлял о преобразовании общества путем религиозного и нравственного самоусовершенствования человека, всеобщей любви, ''непротивления злу насилием''. Для этого, по его мнению, люди должны отказаться от праздной жизни, богатства и жить своим трудом. Сам Толстой отказался от роскоши, охоты, верховой езды, мясной пищи, начал носить простую одежду, активно заниматься физическим трудом, в частности, пахать землю. В этот же период изменилось отношение писателя к искусству и собственным произведениям. Героями повестей Толстого 1880-х гг. стали люди, пытающиеся пересмотреть свои взгляды на государство, семью, Бога («Крейцерова соната», «Отец Сергий»). | | В конце 1870-х гг. Толстой пережил духовный кризис. В эти годы была написана его «Исповедь», в которой писатель-философ размышлял о преобразовании общества путем религиозного и нравственного самоусовершенствования человека, всеобщей любви, ''непротивления злу насилием''. Для этого, по его мнению, люди должны отказаться от праздной жизни, богатства и жить своим трудом. Сам Толстой отказался от роскоши, охоты, верховой езды, мясной пищи, начал носить простую одежду, активно заниматься физическим трудом, в частности, пахать землю. В этот же период изменилось отношение писателя к искусству и собственным произведениям. Героями повестей Толстого 1880-х гг. стали люди, пытающиеся пересмотреть свои взгляды на государство, семью, Бога («Крейцерова соната», «Отец Сергий»). |
| | | |
− | В поздний период творчества писатель резко критиковал социальное устройство Российского государства и '''Русскую Православную Церковь'''. Идеалом взаимопомощи и духовного братства людей ему представлялась крестьянская община. Эти идеи нашли отражение в романе «Воскресение» (1889—1899 гг.). Конфликт Толстого с официальной [[церковь]]ю привел к тому, что в 1900 г. '''Святейший Синод''' своим решением отлучил Толстого от церкви. | + | В поздний период творчества писатель резко критиковал социальное устройство Российского государства и Русскую Православную Церковь. Идеалом взаимопомощи и духовного братства людей ему представлялась крестьянская община. Эти идеи нашли отражение в романе «Воскресение» (1889-1899 гг.). Конфликт Толстого с официальной [[Церковь (организация)|церковью]] привел к тому, что в 1900 г. Святейший Синод своим решением отлучил Толстого от церкви. |
| | | |
− | В последнее десятилетие жизни писателем были созданы повесть «Хаджи-Мурат» и пьеса «Живой труп», рассказы, среди которых — знаменитый рассказ «После бала». | + | В последнее десятилетие жизни писателем были созданы повесть «Хаджи-Мурат» и пьеса [[Живой труп (пьеса)|«Живой труп»]], рассказы, среди которых – знаменитый рассказ «После бала». |
| | | |
| Недовольство своей жизнью постепенно стало для Толстого невыносимым. Он хотел отказаться от имения и гонораров, что могло лишить финансовой поддержки всю большую семью писателя. Конфликт сделал напряженными отношения писателя с женой. В октябре 1910 г. Толстой принял тяжелое для него решение покинуть свое имение и в ночь на 28 октября ушел из Ясной Поляны. На железнодорожной станции Астапово он провел свои последние дни и умер от воспаления легких 7 ноября. | | Недовольство своей жизнью постепенно стало для Толстого невыносимым. Он хотел отказаться от имения и гонораров, что могло лишить финансовой поддержки всю большую семью писателя. Конфликт сделал напряженными отношения писателя с женой. В октябре 1910 г. Толстой принял тяжелое для него решение покинуть свое имение и в ночь на 28 октября ушел из Ясной Поляны. На железнодорожной станции Астапово он провел свои последние дни и умер от воспаления легких 7 ноября. |
Строка 31: |
Строка 31: |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Толстой — один из самых известных русских писателей за рубежом. Его произведения переведены почти на все языки мира. А. Франс, Т. Манн, Э. Хемингуэй признавали влияние Толстого на их творчество.
| + | Толстой – один из самых известных русских писателей за рубежом. Его произведения переведены почти на все языки мира. А. Франс, Т. Манн, Э. Хемингуэй признавали влияние Толстого на их творчество. |
| | | |
− | Первые собрания сочинений Толстого вышли еще при жизни писателя. В 1928—1958 гг. было издано его полное девяностотомное собрание сочинений. | + | Первые собрания сочинений Толстого вышли еще при жизни писателя. В 1928-1958 гг. было издано его полное девяностотомное собрание сочинений. |
| | | |
− | Многие произведения писателя постоянно включаются в школьную (см. [[школа]]) программу по литературе. В советское время (см. [[Советский Союз]]) изучение творчества Толстого в школе было связано со статьями [[Ленин В.И.|В. И. Ленина]], назвавшего писателя ''зеркалом русской революции''. | + | Многие произведения писателя постоянно включаются в школьную (см. [[школа]]) программу по литературе. В советское время (см. [[Советский Союз]]) изучение творчества Толстого в школе было связано со статьями [[Ленин В.И.|В.И. Ленина]], назвавшего писателя ''зеркалом русской революции''. |
| | | |
− | Пьесы Толстого и инсценировки его повестей и романов постоянно ставятся на сцене драматических театров. В 1952 г. по роману «Война и мир» '''С. С. Прокофьев''' написал одноименную оперу. Романы «Анна Каренина» и «Война и мир» много раз экранизировались в России и за рубежом. | + | Пьесы Толстого и инсценировки его повестей и романов постоянно ставятся на сцене драматических театров. В 1952 г. по роману «Война и мир» С.С. Прокофьев написал одноименную оперу. Романы «Анна Каренина» и «Война и мир» много раз экранизировались в России и за рубежом. |
| | | |
− | В Ясной Поляне и в [[Москва|Москве]] созданы дома-музеи Толстого. В Москве открыты два литературных музея. Памятники писателю стоят во многих городах России. Наиболее известные портреты Толстого написаны '''И. Н. Крамским''' (1873 г.) и '''Н. Н. Ге''' (1884 г.). Ясная Поляна еще при жизни Толстого стала местом паломничества. Сюда приезжают деятели искусства и науки, многочисленные туристы. | + | В Ясной Поляне и в [[Москва|Москве]] созданы дома-музеи Толстого. В Москве открыты два литературных музея. Памятники писателю стоят во многих городах России. Наиболее известные портреты Толстого написаны И.Н. Крамским (1873 г.) и Н.Н. Ге (1884 г.). Ясная Поляна ещё при жизни Толстого стала местом паломничества. Сюда приезжают деятели искусства и науки, многочисленные туристы. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | Идеи Толстого о внутреннем самоусовершенствовании человека, лежащие в основе его учения, получили название '''''толстовство'''''. Последователей этого учения (и движения) называют ''толстовцами''. | + | Идеи Толстого о внутреннем самоусовершенствовании человека, лежащие в основе его учения, получили название ''толстовство''. Последователей этого учения (и движения) называют ''толстовцами''. |
| | | |
− | От фамилии Толстого образовано существительное '''''толстовка''''' — название широкой длинной мужской блузы в складку с поясом, какую любил носить писатель. | + | От фамилии Толстого образовано существительное ''толстовка'' – название широкой длинной мужской блузы в складку с поясом, какую любил носить писатель. |
| | | |
− | Толстой ввел в русский язык слово ''образуется'' (в романе «Анна Каренина») в значении ‘все уладится, все будет хорошо’. Ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: ''Не могу молчать'' (заглавие статьи 1908 г., в которой Толстой, обращаясь к правительству, требует отменить смертную казнь и суровые наказания); выражение употребляется в любых ситуациях, когда человек не согласен с какими-либо решениями, активно выражает свой протест. ''Плодами просвещения'' (название комедии Толстого 1891 г.) иронично назовут неудачные результаты чьей-либо деятельности; ''живым трупом'' (название пьесы Толстого 1902 г.) назовут человека, потерявшего человеческий облик, а также больного и изможденного. Выражение ''Все смешалось в доме Облонских'' (из романа «Анна Каренина») употребляют, когда хотят сказать, что все вышло за пределы привычного положения вещей, перепуталось. Фраза ''он пугает, а мне не страшно'' (из отзыва Толстого о рассказе Л. Н. Андреева «Бездна», который наполнен всевозможными ужасами) употребляется иронически как характеристика человека, норовящего напугать кого-либо. Слова ''власть тьмы'' стали крылатыми после выхода в свет драмы «Власть тьмы» в 1886 г. Употребляются в значении: ‘торжество зла, невежества, бездуховности’; указывают на доминирование в обществе антигуманных явлений, а также на укоренившееся невежество, косность, на падение нравов. Выражение стало особенно популярным после экспромта '''В. А. Гиляровского''': | + | Толстой ввёл в русский язык слово ''образуется'' (в романе «Анна Каренина») в значении «всё уладится, всё будет хорошо». Ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: ''Не могу молчать'' (заглавие статьи 1908 г., в которой Толстой, обращаясь к правительству, требует отменить смертную казнь и суровые наказания); выражение употребляется в любых ситуациях, когда человек не согласен с какими-либо решениями, активно выражает свой протест. ''Плодами просвещения'' (название комедии Толстого 1891 г.) иронично назовут неудачные результаты чьей-либо деятельности; ''живым трупом'' (название пьесы Толстого 1902 г.) назовут человека, потерявшего человеческий облик, а также больного и изможденного. Выражение ''Всё смешалось в доме Облонских'' (из романа «Анна Каренина») употребляют, когда хотят сказать, что всё вышло за пределы привычного положения вещей, перепуталось. Фраза ''он пугает, а мне не страшно'' (из отзыва Толстого о рассказе Л.Н. Андреева «Бездна», который наполнен всевозможными ужасами) употребляется иронически как характеристика человека, норовящего напугать кого-либо. Слова ''власть тьмы'' стали крылатыми после выхода в свет драмы «Власть тьмы» в 1886 г. Употребляются в значении: «торжество зла, невежества, бездуховности»; указывают на доминирование в обществе антигуманных явлений, а также на укоренившееся невежество, косность, на падение нравов. Выражение стало особенно популярным после экспромта В.А. Гиляровского: |
| <poem> | | <poem> |
| :::::::: ''В России две напасти:'' | | :::::::: ''В России две напасти:'' |
− | :::::::: ''Внизу — власть тьмы,'' | + | :::::::: ''Внизу – власть тьмы,'' |
− | :::::::: ''А наверху — тьма власти.'' | + | :::::::: ''А наверху – тьма власти.'' |
| </poem> | | </poem> |
| | | |
Строка 57: |
Строка 57: |
| | | |
| == Тексты == | | == Тексты == |
− | # [[Медиатека:Война и мир т.1 ч.2 гл.10|Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. 1863-1869. Том 1, часть 2, глава 10 (отрывок)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Война и мир т.1 ч.2 гл.10|Л Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 2. Глава 10 (отрывок)]]<br> |
− | # [[Медиатека:Война и мир т.1 ч.3 гл.19|Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. 1863-1869. Том 1, часть 3, глава 19 (отрывок)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Война и мир т.1 ч.3 гл.19|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 3. Глава 19 (отрывок)]]<br> |
− | # [[Медиатека:Война и мир т.2 ч.3 гл.16-17|Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. 1863-1869. Том 2, часть 3, главы 16,17 (отрывок)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Война и мир т.2 ч.3 гл.1|Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Глава 1 (отрывок)]]<br> |
− | # [[Медиатека:Война и мир т.4 ч.1 гл. 12-13|Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. 1863-1869. Том 4, часть 1, глава 12,13 (отрывок)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Война и мир т.2 ч.3 гл.16-17|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Главы 16,17 (отрывки)]]<br> |
− | # [[Медиатека:Статья «В чем моя вера?» Л.Н. Толстого|Статья «В чём моя вера?» Л.Н. Толстого. 1884. (отрывок)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Война и мир т.4 ч.1 гл. 12-13|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 4. Часть 1. Главы 12,13 (отрывки)]]<br> |
− | # [[Медиатека:Рассказ «Севастополь в мае» Л.Н. Толстого|Рассказ «Севастополь в мае» Л.Н. Толстого. 26 июня 1855 года. (отрывок)]]<br /> | + | # [[Медиатека: Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (отрывок 1)|Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Часть 1. Глава I (отрывок)]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Трактат «Что такое искусство?» Л.Н. Толстого|Трактат «Что такое искусство?» Л.Н. Толстого. 1897. (отрывок)]]<br /> | + | # [[Медиатека: Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (отрывок 2)|Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Часть 1. Глава XXII (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (отрывок 3)|Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Часть 5. Глава XXIX (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (отрывок 4)|Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина». Часть 8. Глава XIX (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Статья «В чем моя вера?» Л.Н. Толстого|Л.Н. Толстой. Статья «В чём моя вера?» (отрывок)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Рассказ «Севастополь в мае» Л.Н. Толстого|Л.Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в мае» (отрывок)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Трактат «Что такое искусство?» Л.Н. Толстого|Л.Н. Толстой. Трактат «Что такое искусство?» (отрывок)]]<br> |
| | | |
| == Репродукции == | | == Репродукции == |
− | # [[Медиатека:Портрет Толстого. Крамской И.Н.|Крамской И. Н. Портрет Л. Н. Толстого. 1873 г.]]<br /> | + | # [[Медиатека:Портрет Толстого. Крамской И.Н.|И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого»]]<br> |
− | # [[Медиатека:Портрет Толстого. Ге Н.Н.|Ге Н. Н. Портрет Льва Толстого. 1884 г.]]<br /> | + | # [[Медиатека:Портрет Толстого. Ге Н.Н.|Н.Н. Ге. «Портрет Льва Толстого»]]<br> |
− | # [[Медиатека:Пахарь. Репин И.Е.|Репин И. Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887 г.]]<br /> | + | # [[Медиатека:Репин И.Н. Портрет Толстого Л.Н.|И.Е. Репин. «Портрет Л.Н. Толстого»]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Пахарь. Репин И.Е.|И.Е. Репин. «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне»]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Пахарь. Репин И.Е. Толстой босой|И.Е. Репин. «Лев Николаевич Толстой босой»]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Нестеров М.В. Портрет Л.Н. Толстого|М.В. Нестеров. «Портрет Л.Н. Толстого»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Л.О. Пастернак. Наташа на балу. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893|Л.О. Пастернак. Наташа на балу. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Пастернак Л.О. Иллюстрация к роману «Воскресенье»|Л.О. Пастернак. Подсудимые. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Воскресенье»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Шмаринов Д.А. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»|Д. А. Шмаринов. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Рушева Н.Н. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»|Н. Н. Рушева. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Рудаков К.И. Иллюстрации к роману «Анна Каренина». 1940-1945 гг.|К.И. Рудаков. Иллюстрации к роману «Анна Каренина»]]<br /> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
− | # [[Медиатека:Азбука Л.Н.Толстого (фото)|Азбука Л.Н. Толстого]]<br /> | + | # [[Медиатека:Азбука Л.Н.Толстого (фото)|Азбука Л.Н. Толстого]]<br> |
− | # [[Медиатека:Софья Андреевна Бернс (фото)|Софья Андреевна Бернс]]<br /> | + | # [[Медиатека:Софья Андреевна Берс (фото)|Софья Андреевна Берс]]<br> |
− | # [[Медиатека:Семья Толстого Л.Н. (фото)|Семья Л.Н. Толстого]]<br /> | + | # [[Медиатека:Семья Толстого Л.Н. (фото)|Л.Н. Толстой с семьёй]]<br> |
− | # [[Медиатека:Астапово (фото)|Станция Астапово]]<br /> | + | # [[Медиатека:Астапово (фото)|Станция Астапово]]<br> |
− | # [[Медиатека:Могила Толстого Л.Н. (фото)|Могила Л.Н. Толстого в Ясной поляне]]<br /> | + | # [[Медиатека:Могила Толстого Л.Н. (фото)|Могила Л.Н. Толстого в Ясной поляне]]<br> |
− | # [[Медиатека:Ясная Поляна (фото)|Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»]]<br /> | + | # [[Медиатека:Ясная Поляна (фото)|Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»]]<br> |
− | # [[Медиатека:Дом-музей Толстого в Хамовниках. Фото.|Дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках]]<br /> | + | # [[Медиатека:Дом-музей Толстого в Хамовниках. Фото.|Дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках]]<br> |
− | # [[Медиатека:Памятник Толстому Л.Н. в Москве (фото)|Памятник Л.Н. Толстому в Москве на Девичьем поле. Скульптор С.Д. Меркуров]]<br /> | + | # [[Медиатека:Завещание Толстого (фото)|Завещание Л.Н. Толстого]]<br> |
− | # [[Медиатека:Завещание Толстого (фото)|Завещание Л.Н. Толстого]]<br /> | + | # [[Медиатека:Памятники Толстому Л.Н. в городах России|Памятники Л.Н. Толстому в городах России]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Памятники Тостому Л.Н. в городах мира|Памятники Л.Н. Толстому в городах мира]]<br> |
| | | |
| == Аудиозаписи == | | == Аудиозаписи == |
− | # [[Медиатека:Толстой Л.Н. Что такое искусство|Л.Н. Толстой об искусстве. Звукозапись 10 февраля 1908 года]]<br /> | + | # [[Медиатека:Толстой Л.Н. Что такое искусство|Л.Н. Толстой об искусстве. Запись 1908 года (фрагмент)]]<br> |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
− | # [[Медиатека:Документальный фильм "Трагедия Льва Толстого"|Документальный фильм В.М. Сторожевой «Трагедия Льва Толстого» (фрагмент)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Документальный фильм "Трагедия Льва Толстого"|Трагедия Льва Толстого. Документальный фильм (фрагмент)]]<br> |
− | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 1)|Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (Бородинское сражение)]]<br /> | + | # [[Медиатека:C1-С2 Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (Бородинское сражение)|Война и мир. Фильм С.Ф. Бондарчука (Бородинское сражение)]]<br> |
− | # [[Медиатека:Фрагмент из фильма "Воскресенье"|Фильм М.А. Швейцера «Воскресенье» (суд)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Фрагмент из фильма "Воскресенье"|Воскресение. Фильм М.А. Швейцера (фрагмент)]]<br> |
− | # [[Медиатека:Фрагмент из фильма "Анна Каренина"|Фильм А.Г. Зархи «Анна Каренина» (фрагмент)]]<br /> | + | # [[Медиатека:Фрагмент из фильма "Анна Каренина"|Анна Каренина. Фильм А.Г. Зархи (Возвращение в Петербург)]]<br> |
| | | |
| == Мультимедиа лекции == | | == Мультимедиа лекции == |
− | # [[Медиатека:"Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстого|«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. История создания]]<br /> | + | # [[Медиатека:"Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстого|«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. История создания]]<br> |
| | | |
| = Интерактивные задания = | | = Интерактивные задания = |
− |
| |
| == Афористика == | | == Афористика == |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_af_1 Крылатые слова Л.Н. Толстого ]<br /> | + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_af_1 Крылатые слова Л.Н. Толстого ]<br> |
| | | |
| == Словообразование == | | == Словообразование == |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_sl_1 Образовано от фамилии Толстой ]<br /> | + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_sl_1 Образовано от фамилии Толстой ]<br> |
| | | |
| == Прецедентные феномены == | | == Прецедентные феномены == |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_pf_1 Лев Толстой - свидетель истории]<br /> | + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/Persona/tolst_pf_0c Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество]<br /> |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_pf_2 Что написал Л.Н. Толстой? ]<br /> | + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_pf_2 Что написал Л.Н. Толстой? ]<br> |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_pf_3 Героини романов Л.Н. Толстого]<br /> | + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_pf_1 Лев Толстой – свидетель истории]<br> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_pf_3 Героини романов Л.Н. Толстого]<br> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/annkar_pf_2 «Анна Каренина» Л.Н. Толстого]<br/> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/voyimir_pf_1 «Война и мир» Л.Н. Толстого]<br/> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/zhivtru_pf_1 «Живой труп» Л.Н. Толстого]<br/> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/natarost_pf_3 Л.Н. Толстой о Наташе Ростовой]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/natarost_pf_1 Как узнать Наташу Ростову]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/annkar_pf_3 Л.Н. Толстой об Анне Карениной]<br /> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/muzei/tg_portr_pf_2c Портреты русских писателей в Третьяковской галерее]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Художественная литература]] | | [[Категория:Художественная литература]] |