Лингвострановедческий словарь «Россия».

Дорога/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 11:51, 17 марта 2020

Doroga new.jpg
дорóга

Место для проезда или прохода.

Энциклопедическая справка

Русское слово дорога, родственное глаголам драть и дёргать, происходит от древней славянской основы дьр− (дор) − расчищенное, то есть «продранное, выдерганное» место.

Прокладывать дороги в Древней Руси (см. Русь) было трудно: нужно было продираться через непроходимый лес, устраивать насыпи на болотах, строить мосты. Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и зимой, и летом были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги. Они проходили через леса, а позже и через степи (см. степь). Весной, осенью и летом качество дорог полностью зависело от погоды. Размытые дождями грунтовые дороги становились трудно проходимыми. Зимой дороги покрывались снегом, и ездить по ним было легко и удобно, особенно на санях. Такая зимняя дорога поэтому и называлась санная дорога, или санный путь. Все дороги были опасными: на лесных дорогах встречались разбойники, на степных − кочевники.

Дороги назывались большими (разговорное большак), если они соединяли крупные города; малыми, если соединяли небольшие города; просёлочными (разговорное просёлок), если соединяли сёла (см. село) или деревни (см. деревня). Степные дороги, появившиеся на южных границах Руси в XVI-XVII вв. назывались шляхи. Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась почтовым трактом. Вдоль трактов были расположены почтовые станции с постоялыми дворами (гостиницами) и трактирами, а также ямы − специальные селения, где жили ямщики (см. ямщик).

В XIX в. большая грунтовая дорога могла уже называться шоссе, если у неё было твёрдое покрытие (например, щебень) и если она была рассчитана на регулярный проезд гужевого транспорта. В ХХ в. шоссе стали называть только автомобильные дороги.

Железные дороги начали строиться в России в первой половине XIX в. Первая из них соединила Петербург с летней царской резиденцией − Царским Селом − в 1837 г. Российские железные дороги отличаются от зарубежных шириной колеи (в России − 1520 мм, за пределами России − 1435 мм), поэтому на пограничных железнодорожных станциях у вагонов меняют колёса.

Очень большая протяжённость − ещё одна особенность российских дорог. До реформы почтового и транспортного дела в России (1782 г.) расстояния между населёнными пунктами (городами и селениями) измерялись временем (днями, неделями, месяцами) пути. После реформы основной единицей расстояния стала верста (2,1336 км) и вдоль дорог на каждой версте были поставлены полосатые, чёрно-белые столбы, отмечавшие расстояние. Эти столбы назывались верстовыми.

Узкая дорога для ходьбы в садах, парках называется дорожкой; протоптанная в лесу или в горах людьми или животными узкая дорога, которая бывает небезопасной, называется тропой (охотничья тропа); узкая и едва заметная тропа, которая обычно идёт рядом с шоссе или железной дорогой, а также вдоль берега, называется тропинкой.

В культуре

С дорогой у русских связано много примет и суеверий, например: перед дальней дорогой положено присесть и помолчать; считается хорошей приметой отправляться в дальнюю дорогу в дождь. Перед дорогой можно выпить рюмку вина или водкина посошок. Возникновение этого выражения связано со старинным обычаем ставить рюмку с вином или водкой на посох (посошок) уходящего в дорогу: если рюмка не проливалась и её удавалось выпить, считалось, что дорога будет хорошей. Плохая примета, если дорогу перебежала чёрная кошка, это значит − не повезëт.

Мотив дороги очень распространён в русском фольклоре. Выбор дороги для героя − всегда выбор судьбы, жизненного пути. Широко известен сказочный сюжет, когда герой останавливается на распутье у камня, на котором написано, что найдёшь и потеряешь на каждой из дорог. Такова, например, надпись на камне в русской народной «Сказке о молодильных яблоках и живой воде»: «Направо поедешь − себя спасать, коня потерять. Налево поедешь − коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь − женату быть». Эта же тема повторяется с вариациями в русских былинах (см. былина).

Дорога − важнейший сюжетообразующий элемент в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», герои которой идут по русским дорогам в поисках счастливого человека, в повести А.П. Чехова «Степь». Символика дороги − одиночества и грусти − входит в алфавит русской поэтики, повторяясь в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», в поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога» и в «Сорокоусте» С.А. Есенина. В дороге завязываются сюжеты почти всех русских литературных произведений, начиная с «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, «Анны Карениной» Л.Н. Толстого и кончая романами И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», а также поэмой А.Т. Твардовского «За далью − даль».

В русском песенном творчестве популярен жанр «дорожной песни». Среди наиболее известных − «Попутная песня» М.И. Глинки на слова Н.В. Кукольника, песня «Пути-дороги» И.О. Дунаевского на слова С.Я. Алымова и одна из самых популярных песен о Великой Отечественной войне «Эх, дороги…» А.Г. Новикова на слова Л.И. Ошанина. Дорога − ключевое слово многих русских романсов («Дорогой длинною и ночью лунною…», «Утро туманное, утро седое» В. Абазы на стихи И.С. Тургенева и т. п.).

Для русской пейзажной живописи характерно изображение дороги, дорожки, тропинки, как, например, в известном пейзаже И.И. Шишкина «Рожь», на картинах И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники» и «Владимирка», где изображена дорога в г. Владимир, по которой из Москвы в Сибирь переправляли в XVIII-XIX вв. ссыльных.

В языке и речи

Существительное дорога входит во многие фразеологизмы: скатертью дорога говорят человеку, если его присутствие нежелательно; на дороге не валяется скажут о таком приобретении или достижении, которое далось с трудом, с усилиями; идёт своей дорогой тот, кто действует самостоятельно; идёт прямой дорогой тот, кто действует честно; туда (ему, ей, им) и дорога скажут о том, кто (что) не заслуживает жалости, о чём не стоит думать; разбойником с большой дороги назовут человека, который кого−либо обманул или обидел, с таким человеком не захотят встретиться (столкнуться) на узкой дорожке; по дороге (зайти, заехать) − попутно, мимоходом; перейти кому−либо дорогу, то есть опередить кого−либо в чём-либо; захватить, перехватить то, на что рассчитывал другой.

Словом дорога обозначают также время путешествия (он читал всю дорогу, то есть читал всё время в пути; в дороге − во время пути; долгая (длинная) дорога − длительное по времени путешествие; наречие доро́гой имеет значение «во время пути»); направление путешествия (нам с вами (не) по дороге, то есть (не) в одном направлении; знать/не знать дороги, то есть направления до чего−либо; по дороге домой, то есть в сторону дома); само путешествие или поездку − и тогда говорят об утомительной или интересной, лёгкой, весёлой дороге и берут с собой на дорогу что−либо (обычно еду, журналы), а в дорогу покупают обычно дорожные товары: дорожные сумки, чемоданы, саквояжи и т. п.

Медиатека

Тексты

  1. А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога»
  2. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»
  3. Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Глава XI (отрывок)
  4. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Часть I (отрывок)

Репродукции

  1. И.И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»
  2. И.И. Левитан. «Владимирка»
  3. И.И. Шишкин. «Рожь»
  4. С.С. Боим. «Ладога – дорога жизни»

Фотографии

  1. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по «Дороге Жизни»

Аудиозаписи

  1. Песня о Ладоге
 
(не показано 14 промежуточных версий этого же участника)Строка 5: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Русское слово ''дорога'', родственное глаголам ''драть'' и ''дёргать'', происходит от древней славянской основы ''дьр− (дор)'' − расчищенное, то есть ‘продранное, выдерганное’ место.
+
Русское слово ''дорога'', родственное глаголам ''драть'' и ''дёргать'', происходит от древней славянской основы ''дьр− (дор)'' − расчищенное, то есть «продранное, выдерганное» место.
   −
Прокладывать дороги в Древней Руси (см. [[Русь]]) было трудно: нужно было ''продираться'' через непроходимый [[лес]], устраивать насыпи на болотах, строить мосты. Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и [[зима|зимой]], и [[лето]]м были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги. Они проходили через леса, а позже и через степи (см. [[степь]]). [[Весна|Весной]], [[осень]]ю и летом качество дорог полностью зависело от погоды. Размытые дождями грунтовые дороги становились трудно проходимыми. Зимой дороги покрывались [[снег]]ом, и ездить по ним было легко и удобно, особенно на [[сани|санях]]. Такая зимняя дорога поэтому и называлась ''санная дорога'', или ''санный путь''. Все дороги были опасными: на лесных дорогах встречались разбойники, на степных − кочевники.
+
Прокладывать дороги в Древней Руси (см. [[Русь]]) было трудно: нужно было ''продираться'' через непроходимый [[лес]], устраивать насыпи на болотах, строить мосты. Поэтому долгое время самыми надёжными дорогами и [[зима|зимой]], и [[лето]]м были реки, на которых стояли почти все древние города Руси. С расширением территории и возникновением новых поселений стали устраиваться и новые, сухопутные (грунтовые) дороги. Они проходили через леса, а позже и через степи (см. [[степь]]). [[Весна|Весной]], [[Осень/C1-C2|осенью]] и [[Лето/C1-C2|летом]] качество дорог полностью зависело от погоды. Размытые дождями грунтовые дороги становились трудно проходимыми. Зимой дороги покрывались [[снег]]ом, и ездить по ним было легко и удобно, особенно на [[сани|санях]]. Такая зимняя дорога поэтому и называлась ''санная дорога'', или ''санный путь''. Все дороги были опасными: на лесных дорогах встречались разбойники, на степных − кочевники.
   −
Дороги назывались ''большими'' (разговорное ''большак''), если они соединяли крупные города; ''малыми'', если соединяли небольшие города; ''просёлочными'' (разговорное ''просёлок''), если соединяли сёла (см. [[село]]) или деревни (см. [[деревня]]). Степные дороги, появившиеся на южных границах Руси в XVI−XVII вв. назывались ''шляхи''. Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась ''почтовым трактом''. Вдоль трактов были расположены почтовые станции с постоялыми дворами (гостиницами) и трактирами, а также ''ямы'' − специальные селения, где жили ямщики (см. [[ямщик]]).
+
Дороги назывались ''большими'' (разговорное ''большак''), если они соединяли крупные города; ''малыми'', если соединяли небольшие города; ''просёлочными'' (разговорное ''просёлок''), если соединяли сёла (см. [[село]]) или деревни (см. [[деревня]]). Степные дороги, появившиеся на южных границах Руси в XVI-XVII вв. назывались ''шляхи''. Если дорога соединяла крупные города и предназначалась для регулярных почтовых, пассажирских и торговых перевозок, она называлась ''почтовым трактом''. Вдоль трактов были расположены почтовые станции с постоялыми дворами (гостиницами) и трактирами, а также ''ямы'' − специальные селения, где жили ямщики (см. [[ямщик]]).
    
В XIX в. большая грунтовая дорога могла уже называться ''шоссе'', если у неё было твёрдое покрытие (например, щебень) и если она была рассчитана на регулярный проезд гужевого транспорта. В ХХ в. шоссе стали называть только автомобильные дороги.
 
В XIX в. большая грунтовая дорога могла уже называться ''шоссе'', если у неё было твёрдое покрытие (например, щебень) и если она была рассчитана на регулярный проезд гужевого транспорта. В ХХ в. шоссе стали называть только автомобильные дороги.
   −
''Железные дороги'' начали строиться в России в первой половине XIX в. Первая из них соединила [[Петербург]] с летней царской резиденцией − '''Царским Селом''' − в 1837 г. Российские железные дороги отличаются от зарубежных шириной колеи (в России − 1520 мм, за пределами России − 1435 мм), поэтому на пограничных железнодорожных станциях у вагонов меняют колёса.
+
''Железные дороги'' начали строиться в России в первой половине XIX в. Первая из них соединила [[Петербург]] с летней царской резиденцией − Царским Селом − в 1837 г. Российские железные дороги отличаются от зарубежных шириной колеи (в России − 1520 мм, за пределами России − 1435 мм), поэтому на пограничных железнодорожных станциях у вагонов меняют колёса.
   −
Очень большая протяжённость − ещё одна особенность российских дорог. До реформы почтового и транспортного дела в России (1782 г.) расстояния между населёнными пунктами (городами и селениями) измерялись временем (днями, неделями, месяцами) пути. После реформы основной единицей расстояния стала [[верста]] (2,1336 км) и вдоль дорог на каждой версте были поставлены полосатые, чёрно−белые столбы, отмечавшие расстояние. Эти столбы назывались ''верстовыми''.
+
Очень большая протяжённость − ещё одна особенность российских дорог. До реформы почтового и транспортного дела в России (1782 г.) расстояния между населёнными пунктами (городами и селениями) измерялись временем (днями, неделями, месяцами) пути. После реформы основной единицей расстояния стала [[верста]] (2,1336 км) и вдоль дорог на каждой версте были поставлены полосатые, чёрно-белые столбы, отмечавшие расстояние. Эти столбы назывались ''верстовыми''.
    
Узкая дорога для ходьбы в садах, парках называется ''дорожкой''; протоптанная в лесу или в горах людьми или животными узкая дорога, которая бывает небезопасной, называется ''тропой'' (''охотничья тропа''); узкая и едва заметная тропа, которая обычно идёт рядом с шоссе или железной дорогой, а также вдоль берега, называется ''тропинкой''.
 
Узкая дорога для ходьбы в садах, парках называется ''дорожкой''; протоптанная в лесу или в горах людьми или животными узкая дорога, которая бывает небезопасной, называется ''тропой'' (''охотничья тропа''); узкая и едва заметная тропа, которая обычно идёт рядом с шоссе или железной дорогой, а также вдоль берега, называется ''тропинкой''.
Строка 25: Строка 25:  
Мотив дороги очень распространён в русском фольклоре. Выбор дороги для героя − всегда выбор судьбы, жизненного пути. Широко известен сказочный сюжет, когда герой останавливается на распутье у камня, на котором написано, что найдёшь и потеряешь на каждой из дорог. Такова, например, надпись на камне в русской народной «Сказке о молодильных яблоках и живой воде»: «Направо поедешь − себя спасать, коня потерять. Налево поедешь − коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь − женату быть». Эта же тема повторяется с вариациями в русских былинах (см. [[былина]]).
 
Мотив дороги очень распространён в русском фольклоре. Выбор дороги для героя − всегда выбор судьбы, жизненного пути. Широко известен сказочный сюжет, когда герой останавливается на распутье у камня, на котором написано, что найдёшь и потеряешь на каждой из дорог. Такова, например, надпись на камне в русской народной «Сказке о молодильных яблоках и живой воде»: «Направо поедешь − себя спасать, коня потерять. Налево поедешь − коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь − женату быть». Эта же тема повторяется с вариациями в русских былинах (см. [[былина]]).
   −
Дорога − важнейший сюжетообразующий элемент в поэме '''Н. В. Гоголя''' [[Мёртвые души (поэма)|«Мёртвые души»]] и в поэме '''Н. А. Некрасова''' «Кому на Руси жить хорошо», герои которой идут по русским дорогам в поисках счастливого человека, в повести [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] «Степь». Символика дороги − одиночества и грусти − входит в алфавит русской поэтики, повторяясь в стихотворении [[Пушкин А.С.|А. С. Пушкина]] «Зимняя дорога» и '''М. Ю. Лермонтова''' «Выхожу один я на дорогу…», в поэме '''Н. А. Некрасова''' «Железная дорога» и в «Сорокоусте» '''С. А. Есенина'''. В дороге завязываются сюжеты почти всех русских литературных произведений, начиная с «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, [[Анна Каренина (роман)|«Анны Карениной»]] [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]] и кончая романами '''И. Ильфа''' и '''Е. Петрова''' [[Двенадцать стульев (роман)|«Двенадцать стульев»]] и «Золотой телёнок», а также поэмой '''А. Т. Твардовского''' «За далью − даль».
+
Дорога − важнейший сюжетообразующий элемент в поэме Н.В. Гоголя [[Мёртвые души (поэма)|«Мёртвые души»]] и в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», герои которой идут по русским дорогам в поисках счастливого человека, в повести [[Чехов А.П.|А.П. Чехова]] «Степь». Символика дороги − одиночества и грусти − входит в алфавит русской поэтики, повторяясь в стихотворении [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкина]] «Зимняя дорога» и М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», в поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога» и в «Сорокоусте» С.А. Есенина. В дороге завязываются сюжеты почти всех русских литературных произведений, начиная с «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, [[Анна Каренина (роман)|«Анны Карениной»]] [[Толстой Л.Н.|Л.Н. Толстого]] и кончая романами И. Ильфа и Е. Петрова [[Двенадцать стульев (роман)|«Двенадцать стульев»]] и «Золотой телёнок», а также поэмой А.Т. Твардовского «За далью − даль».
   −
В русском песенном творчестве популярен жанр «дорожной песни». Среди наиболее известных − «Попутная песня» '''М. И. Глинки''' на слова Н. В. Кукольника, песня «Пути−дороги» '''И. О. Дунаевского''' на слова С. Я. Алымова и одна из самых популярных песен о [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войне]] «Эх, дороги…» '''А. Г. Новикова''' на слова '''Л. И. Ошанина'''. Дорога − ключевое слово многих русских романсов («Дорогой длинною и ночью лунною…», «Утро туманное, утро седое» В. Абазы на стихи [[Тургенев И.С. |И. С. Тургенева]] и т. п.).
+
В русском песенном творчестве популярен жанр «дорожной песни». Среди наиболее известных − «Попутная песня» М.И. Глинки на слова Н.В. Кукольника, песня «Пути-дороги» И.О. Дунаевского на слова С.Я. Алымова и одна из самых популярных песен о [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войне]] «Эх, дороги…» А.Г. Новикова на слова Л.И. Ошанина. Дорога − ключевое слово многих русских романсов («Дорогой длинною и ночью лунною…», «Утро туманное, утро седое» В. Абазы на стихи [[Тургенев И.С. |И.С. Тургенева]] и т. п.).
   −
Для русской пейзажной живописи характерно изображение дороги, дорожки, тропинки, как, например, в известном пейзаже '''И. И. Шишкина''' «Рожь», на картинах [[Левитан И.И.|И. И. Левитана]] «Осенний день. Сокольники» и '''«Владимирка»''', где изображена дорога в г. '''Владимир''', по которой из [[Москва|Москвы]] в [[Сибирь]] переправляли в XVIII−XIX вв. ссыльных.
+
Для русской пейзажной живописи характерно изображение дороги, дорожки, тропинки, как, например, в известном пейзаже И.И. Шишкина «Рожь», на картинах [[Левитан И.И.|И. И. Левитана]] «Осенний день. Сокольники» и «Владимирка», где изображена дорога в г. Владимир, по которой из [[Москва|Москвы]] в [[Сибирь]] переправляли в XVIII-XIX вв. ссыльных.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
Строка 36: Строка 36:     
Словом ''дорога'' обозначают также время путешествия (''он читал всю дорогу'', то есть читал всё время в пути; ''в дороге'' − во время пути; ''долгая (длинная) дорога'' − длительное по времени путешествие; наречие ''доро́гой'' имеет значение «во время пути»); направление путешествия (''нам с вами (не) по дороге'', то есть (не) в одном направлении; ''знать/не знать дороги'', то есть направления до чего−либо; ''по дороге домой'', то есть в сторону дома); само путешествие или поездку − и тогда говорят об ''утомительной'' или ''интересной, лёгкой, весёлой дороге'' и берут с собой ''на дорогу'' что−либо (обычно еду, журналы), а ''в дорогу'' покупают обычно ''дорожные товары'': дорожные сумки, чемоданы, саквояжи и т. п.
 
Словом ''дорога'' обозначают также время путешествия (''он читал всю дорогу'', то есть читал всё время в пути; ''в дороге'' − во время пути; ''долгая (длинная) дорога'' − длительное по времени путешествие; наречие ''доро́гой'' имеет значение «во время пути»); направление путешествия (''нам с вами (не) по дороге'', то есть (не) в одном направлении; ''знать/не знать дороги'', то есть направления до чего−либо; ''по дороге домой'', то есть в сторону дома); само путешествие или поездку − и тогда говорят об ''утомительной'' или ''интересной, лёгкой, весёлой дороге'' и берут с собой ''на дорогу'' что−либо (обычно еду, журналы), а ''в дорогу'' покупают обычно ''дорожные товары'': дорожные сумки, чемоданы, саквояжи и т. п.
 +
 +
= Медиатека =
 +
== Тексты ==
 +
# [[Медиатека:Пушкин А.С. «Зимняя дорога»|А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Лермонтов М.Ю. Выхожу один я на дорогу...|М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Гоголь Н.В. Мёртвые души. Глава XI (отрывок)|Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Глава XI (отрывок)]]<br />
 +
# [[Медиатека:Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо (Часть I. отрывок)|Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Часть I (отрывок)]]<br />
 +
 +
== Репродукции ==
 +
# [[Медиатека:Левитан И.И. «Осенний день. Сокольники»|И.И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Левитан И.И. Владимирка|И.И. Левитан. «Владимирка»]]<br>
 +
# [[Медиатека:Шишкин И.И. Рожь|И.И. Шишкин. «Рожь»]]<br />
 +
# [[Медиатека:С.Боим. Ладога – дорога жизни|С.С. Боим. «Ладога – дорога жизни»]]<br />
 +
 +
== Фотографии ==
 +
# [[Медиатека: Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по «Дороге Жизни»|Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по «Дороге Жизни»]]<br />
 +
 +
== Аудиозаписи ==
 +
# [[Медиатека:Песня о Ладоге. вариант 2|Песня о Ладоге]]<br />
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:География страны]]
 
[[Категория:География страны]]