Левша́
Герой «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» Н.С. Лескова.
Энциклопедическая справка
Левша – искусный русский мастер-оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах своё имя.
Близкое к лубочному (см. лубок) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведётся от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль.
Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается русскими как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в России и в александровскую (см. Александр I), и в николаевскую (см. Николай I) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман Платов, увозя Левшу в Англию по приказу Александра I, швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезённого в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с барином, и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвётся домой, в Россию, чтобы передать секрет государю. Как раньше, подковывая в Туле блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своём благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя — до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу.
В культуре
Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации – пьеса Е.И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия композитора В.В. Дмитриева «Левша», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссёра И.П. Иванова-Вано.
В языке и речи
Прозвище героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек-левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка-левшу обычно старались переучить.
В наше время под влиянием сказа Лескова слово левша часто становится названием строительных фирм, артелей и т. д. Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник» тоже называется «Левша».
Медиатека
Репродукции
- Н.В. Кузьмин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша»
- Кукрыниксы. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша»
- «Левша» – обложка приложения к журналу «Юный техник»
- Б. М. Кустодиев. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Е.И. Замятина «Блоха»
Фотографии
- Памятник Левше в Туле
Видеосюжеты
- Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Левша» («Во кузнице»)
- Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Левша» («Пожалуйте посмотреть»)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Н.С. Лесков о Левше
|
|
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=Левша́|image=Levsha s.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=Левша́|image=Levsha s.jpg}} |
| | | |
− | Герой «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» '''Н.С. Лескова'''. | + | Герой «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» Н.С. Лескова. |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Левша — искусный русский мастер-оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах своё имя.
| + | Левша – искусный русский мастер-оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах своё имя. |
| | | |
| Близкое к лубочному (см. [[лубок]]) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведётся от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль. | | Близкое к лубочному (см. [[лубок]]) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведётся от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль. |
| | | |
− | Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается [[русские|русскими]] как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в [[Россия|России]] и в александровскую (см. [[Александр I]]), и в николаевскую (см. [[Николай I]]) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман '''Платов''', увозя Левшу в Англию по приказу Александра I, швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезённого в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с [[Барин|барином]], и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвётся домой, в Россию, чтобы передать секрет государю. Как раньше, подковывая в [[Тула|Туле]] блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своём благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя — до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу. | + | Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается [[русские|русскими]] как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в [[Россия|России]] и в александровскую (см. [[Александр I]]), и в николаевскую (см. [[Николай I]]) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман Платов, увозя Левшу в Англию по приказу Александра I, швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезённого в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с [[Барин|барином]], и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвётся домой, в Россию, чтобы передать секрет государю. Как раньше, подковывая в [[Тула|Туле]] блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своём благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя — до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации — пьеса Е.И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия композитора В.В. Дмитриева «Левша», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссёра И.П. Иванова-Вано. | + | Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации – пьеса Е.И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия композитора В.В. Дмитриева «Левша», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссёра И.П. Иванова-Вано. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | '''Прозвище''' (см. [[русские имена]]) героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек-левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка-левшу обычно старались переучить.
| + | Прозвище героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек-левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка-левшу обычно старались переучить. |
| | | |
| В наше время под влиянием сказа Лескова слово ''левша'' часто становится названием строительных фирм, артелей и т. д. Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник» тоже называется «Левша». | | В наше время под влиянием сказа Лескова слово ''левша'' часто становится названием строительных фирм, артелей и т. д. Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник» тоже называется «Левша». |
Строка 24: |
Строка 24: |
| | | |
| == Репродукции == | | == Репродукции == |
− | # [[Медиатека: Кузьмин Н.В. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1955|Н. В. Кузьмин. Иллюстрация к сказу Н. С. Лескова «Левша»]]<br> | + | # [[Медиатека: Кузьмин Н.В. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1955|Н.В. Кузьмин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша»]]<br> |
− | # [[Медиатека: Кукрыниксы. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1974|Кукрыниксы. Иллюстрация к сказу Н. С. Лескова «Левша»]]<br> | + | # [[Медиатека: Кукрыниксы. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша». 1974|Кукрыниксы. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша»]]<br> |
− | # [[Медиатека: «Левша» - обложка приложения к журналу «Юный техник»|«Левша» — обложка приложения к журналу «Юный техник»]]<br> | + | # [[Медиатека: «Левша» - обложка приложения к журналу «Юный техник»|«Левша» – обложка приложения к журналу «Юный техник»]]<br> |
− | # [[Медиатека: Кустодиев Б.М. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Е.И. Замятина «Блоха». 1925|Б. М. Кустодиев. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Е. И. Замятина «Блоха»]]<br> | + | # [[Медиатека: Кустодиев Б.М. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Е.И. Замятина «Блоха». 1925|Б. М. Кустодиев. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Е.И. Замятина «Блоха»]]<br> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
Строка 33: |
Строка 33: |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
− | # [[Медиатека: Мультипликационный фильм И.П. Иванова-Вано «Левша». 1964 (фрагмент 1)|Мультфильм И. П. Иванова-Вано «Левша» («Во кузнице»)]]<br> | + | # [[Медиатека: Мультипликационный фильм И.П. Иванова-Вано «Левша». 1964 (фрагмент 1)|Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Левша» («Во кузнице»)]]<br> |
− | # [[Медиатека: Мультипликационный фильм И.П. Иванова-Вано «Левша». 1964 (фрагмент 2)|Мультфильм И. П. Иванова-Вано «Левша» («Пожалуйте посмотреть»)]]<br> | + | # [[Медиатека: Мультипликационный фильм И.П. Иванова-Вано «Левша». 1964 (фрагмент 2)|Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Левша» («Пожалуйте посмотреть»)]]<br> |
| | | |
| = Интерактивные задания = | | = Интерактивные задания = |
| | | |
| == Прецедентные феномены == | | == Прецедентные феномены == |
− | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/levsha_pf_3 Н. С. Лесков о Левше]<br> | + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/levsha_pf_3 Н.С. Лесков о Левше]<br> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Литературные персонажи]] | | [[Категория:Литературные персонажи]] |
| [[Категория:Художественная литература]] | | [[Категория:Художественная литература]] |