Лингвострановедческий словарь «Россия».

Славянофил/C1-C2: различия между версиями


Версия 11:08, 30 октября 2019

Slavianofili new.jpg
Славянофи́л

Сторонники и последователи славянофильства – направления в русской философской и общественной мысли 40-х-60-х гг. ХIХ в. Выступали за признание принципиально отличного от западноевропейского пути развития России, утверждали самобытность её духа и исключительность её исторического предназначения, отстаивали идею единства и уникальности славянского мира.

Энциклопедическая справка

Славянофильство, как и противостоящее ему западничество, возникло в атмосфере споров об исторической судьбе и идентичности России, которые разгорелись в стране после публикации в 1836 г. первого, «философического письма» П.Я. Чаадаева, который утверждал, что, обособившись от католического Запада, русские ошиблись насчёт настоящего духа христианской религии, хотя и подчинились её закону: Россия не собрала всех плодов христианства – достижений науки, культуры, цивилизации. Чтобы достичь успехов, подобных европейским, Россия должна была, по Чаадаеву, принять социально-преобразовательные идеи католицизма и пройти все этапы европейской истории, а не просто подражать Западу. С этими идеями горячо спорили В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, а император Николай I высочайше объявил Чаадаева сумасшедшим. Со временем взгляды философа изменились кардинально – он признал благотворное влияние православия на дух и душу русского народа, а прогресс и предназначение России увидел в заботе об интересах человечества. Таким образом, идеи Чаадаева стимулировали развитие в России как западнических, так и славянофильских концепций истории России.

Оформление славянофильства как философского направления связывают с опубликованием статьи поэта и публициста А.С. Хомякова «О старом и новом» (1839 г.) и ответной статьи критика и публициста И.Е. Киреевского «В ответ Хомякову» (1839 г.). Авторы этих статей и считаются основоположниками славянофильства. Их единомышленниками с самого начала были фольклорист и археограф П.В. Киреевский и общественный деятель и издатель А.И. Кошелев. Затем в круг славянофилов вошли сыновья писателя С.Т. Аксакова – историк и поэт К.С. Аксаков и публицист и общественный деятель И.С. Аксаков, а также философ Ю.Ф. Самарин и др. Близкими к славянофилам были: историк и писатель М.П. Погодин; филолог академик С.П. Шевырёв и поэт Н.М. Языков.

Философские взгляды славянофилов восходят к учению Отцов Церкви (греческой) и к немецкому классическому идеализму (Ф.М. Шеллинг). Свою цель славянофилы видели в том, чтобы обосновать идею самобытности российского общества, специфичности его исторического развития. Самобытность русского пути связывали с православием как с единственной, по их мнению, истинно христианской религией, так как именно православие смогло сохранить и развить в российском обществе соборное начало (собор) как религиозное и социальное единение людей, основанное на христианской любви. Этот добровольный коллективизм как духовная свобода и как братство людей во Христе помогает понять сущность человека и познать истину. «Живую цельность» православия славянофилы противопоставляли «авторитаризму» католичества и «индивидуализму» протестантства.

«Русскую соборность» связывали не только с церковной идеей, но и с национальными формами социально-производственной деятельности русских – с крестьянской (см. крестьянин) общиной, с артелью и т. д. – то есть с коллективным трудом. Именно соборность, по мнению славянофилов, позволяет русскому человеку сохранить тот целостный дух, который неотделим от веры и способен обеспечить истинное познание. В утрате индивидуумом целостности славянофилы видели кризис западноевропейской цивилизации. Идеальным им представлялось государственное и общественное устройство допетровской Руси. Реформы Петра I славянофилы не одобряли. Выступая за сохранение и укрепление монархического правления в России, они считали монархию, дополненную созывом Земского собора, единственной необходимой и возможной в России формой правления.

Славянофилы были сторонниками отмены крепостного права в России с помощью реформ «сверху». Некоторые из них принимали непосредственное участие в комиссиях по подготовке реформ Александра II. После освобождения крестьян в 1861 г. славянофильство как самостоятельное течение постепенно прекращает своё существование. Под его влиянием складываются близкие ему по идеям «почвенничество» и позднее (со второй половины ХIХ в.) – панславизм, противопоставлявший Западной Европе уже не только Россию, но весь славянский мир. К началу XX в. национально-патриархальная идеология славянофильства окончательно теряет свое значение. Но соборно-религиозные идеи славянофилов продолжают жить в религиозном варианте «русской идеи», выдвинутой философом и историком В.С. Соловьевым. Особую роль славянофильские идеи сыграли в развитии отечественной филологии, истории, этнографии, фольклористики.

В советскую (см. Советский Союз) эпоху, на фоне действительно уникального исторического пути России в это время, споры славянофилов и западников внутри страны теряли смысл. За пределами СССР некоторые идеи славянофильства в 20-е-30-е гг. XX в. оживают в концепциях евразийства, утверждавшего, что русские люди и «Российский мир» – не суть ни европейцы, ни азиаты, но евразийцы (Н.С. Трубецкой), что все народы и все культуры равноценны, что именно своеобразие культуры есть её основная ценность.

В постперестроечной (постсоветской) России (см. перестройка) проблемы, разделявшие славянофилов и западников, вновь стали актуальными. Современные славянофилы, как и их исторические предшественники, связывают специфику исторического развития России и её обновление с развитием духовных, в первую очередь религиозных, и нравственных начал.

Именно эти начала были, по их мнению, деформированы в годы советской власти. В классической славянофильской триаде «самодержавие – православие – народность» современные сторонники этих идей делают основной упор на православии. Эта тенденция совпадает с объективными процессами возрождения религиозной жизни, в том числе и православной, в современной России. Но эта же тенденция стимулирует дискуссии славянофилов с современными западниками, которые выступают за более интенсивное вхождение России в систему международных правовых, экономических отношений западного образца.

В культуре

В русской литературе идеи славянофилов наиболее ярко выражены в стихотворении Ф.И. Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

В советской культуре (литературе) предперестроечных (см. перестройка) десятилетий национально-патриархальные идеалы славянофилов своеобразно отразились в произведениях так называемой «деревенской прозы» советских писателей – В.И. Белова, Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина.

Медиатека

Репродукции

  1. Шандор Козин. «Портрет П.Я. Чаадаева»
  2. Обложка книги П.Я. Чаадаева «Философические письма»
  3. Обложка книги А.С. Хомякова «О старом и новом»
  4. И.Н. Крамской. «Портрет Ю.Ф. Самарина»

Фотографии

  1. А.И. Кошелев - общественный деятель и издатель
  2. И.Е. Киреевский – философ, литературный критик и публицист

Интерактивные уроки

  1. Ф.И. Тютчев. «Умом Россию…». Урок чтения для читателей
  2. Ф.И. Тютчев. «Умом Россию…». Урок чтения для учителей
  3. Учим стихотворение Ф.И. Тютчева «Умом Россию…»
  4. Читаем сами стихотворение Ф.И. Тютчева «Умом Россию…»
Строка 42: Строка 42:  
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
 
# [[Медиатека:Фотография А.И. Кошелева|А.И. Кошелев - общественный деятель и издатель]]<br>
 
# [[Медиатека:Фотография А.И. Кошелева|А.И. Кошелев - общественный деятель и издатель]]<br>
 +
# [[Медиатека:Фотография Киреевского И.Е.|И.Е. Киреевский – философ, литературный критик и публицист]]<br>
    
= Интерактивные уроки =
 
= Интерактивные уроки =