Лингвострановедческий словарь «Россия».

Царь/C1-C2: различия между версиями


Версия 14:33, 3 августа 2017

Car new.jpg
царь

статья в работе

Титул монарха, лицо носящее этот титул.

Энциклопедическая справка

Слово царь восходит к латинскому caeser, затем – к общеславянскому цесарь, изменившемуся в ходе фонетических процессов.

Титул царя был принят впервые в 1547 г. великим князем московским Иваном IV (см. Иван Грозный). Во время церемонии венчания на царство митрополит Макарий возложил на него крест, золотую цепь, бармы (наплечные украшения) и шапку Мономаха (см. Владимир Мономах), а затем совершил обряд миропомазания: миром (благовонным маслом) помазал ему лоб, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая все это словами: «Печать и дар Духа Святого». С этого момента царь считался помазанником Божиим. К 1613 г. в состав регалий, вручавшихся царю, добавились скипетр – жезл с драгоценными камнями и резьбой и держава – золотой шар с крестом наверху. По такому обряду венчали на царство до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей (см. Пётр I) в 1682 г. При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что с 1712 г. столицей России стал Петербург, коронация, как и венчание на царство, всегда проходила в Успенском соборе Московского Кремля. В Архангельском соборе Кремля была усыпальница русских великих князей (Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III), а затем и царей: Ивана Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и др. Начиная с XVIII в. русских императоров стали хоронить в Петропавловском соборе Петербурга.

Русские цари вели своё происхождение от варяжского (см. варяги) князя Рюрика и поэтому именовались Рюриковичами. Последним из Рюриковичей был бездетный царь Фёдор Иоаннович (1557-1598 гг.) В 1613 г. на русский престол был избран Михаил Фёдорович Романов – представитель знатного боярского (см. боярин) рода. С него началось более чем 300-летнее царствование династии Романовых. Вторым представителем Романовых на русском троне был его сын – Алексей Михайлович (Тишайший). От его брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился будущий царь Пётр I, который в 1721 г. принял титул императора. С этого времени слово царь перестало употребляться в официальном именовании монарха.

Последним русским царём (императором) был Николай II, после отречения которого (во время Февральской революции 1917 г.) Россия перестала быть монархией. Потомки династии Романовых в настоящее время живут за границей, некоторые из них считают себя наследниками русского престола, что является по сути символическим.

В русском культурно-историческом сознании царь воспринимался как наместник Бога на земле, отец нации. Его называли царь-батюшка, а также государь, царь-государь и государь-батюшка. Слово государь близко по значению к существительному господин, которое, в свою очередь, имело значение «правитель, обладающий высшей властью, повелитель».

До XVIII в.к царю обращались на «ты». Позднее в качестве обращения к императору стали употребляться слова Ваше императорское Величество.

Некоторые из русских царей получали прозвища: Ивана IV называли Грозным из-за сурового нрава, жестокости; Алексея Михайловича – Тишайшим, понимая под этим милосердие, богобоязненность, неустанную заботу о подданных, стремление к тишине правления – миру с соседями. Пётр I получил титул Великий. Александра I народ прозвал Благословенным, связывая его имя с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г., Александра IIОсвободителем, так как в его правление в России было отменено крепостное право; Александра IIIМиротворцем, потому что в его правление (1881-1894 гг.) Россия ни с кем не воевала.

В культуре

Царь – традиционный персонаж русских народных сказок. Обычно имя царя в народной сказке не указывается, за исключением Царя Гороха (см. горох). Роль царя обычно ограничивается тем, что он отдает приказы своим сыновьям или подданным, испытывает молодых невесток или главного героя сказки. В некоторых сказках цари могут быть несправедливы и тогда получают наказание от героев. В авторской сказке эта традиция продолжалась. Например, царь Дадон из пушкинской «Сказки о золотом петушке» обманывает звездочёта и умирает от руки врага. В сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» хитрый и нечестный царь сварился в котле с кипятком.

Исторические образы русских царей (императоров) созданы в произведениях русской классической литературы: в неоконченном романе А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» и романе А.Н. Толстого «Пётр Первый», в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, в драматической трилогии А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

Живописные и скульптурные образы русских царей (императоров) созданы лучшими художниками России. Наиболее известны портреты и жанровые картины с изображением Петра I – «Пётр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н. Ге, «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, «Пётр I на закладке Петербурга» Д.А. Шмаринова, а также скульптуры Э. Фальконе «Медный всадник» и памятник Петру I в Петербурге работы М.М. Шемякина; с изображением Ивана Грозного – «Царь Иван Васильевич Грозный» В.М. Васнецова, скульптурный портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» М.М. Антокольского, картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», скульптурный портрет Павла I работы Ф.И. Шубина, портрет Александра III работы И.Н. Крамского и картина И.Е. Репина «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»; портреты Николая II работы И.Е. Репина и Вал.А. Серова. в память об Александре II на месте его гибели поставлен Храм Воскресения Христова (архитекторы А.А. Парланд и И.В. Малышев), более известный под названием Спас на Крови.

В языке и речи

Слово царь имеет переносное значение. Царём (чего-либо) называют того, кто подчиняет окружающих своему влиянию или превосходит всех в каком-либо отношении: царь лесадуб, царь птицорёл, царь-рыба. Отсюда название стоящих в Московском Кремле и выдающихся по своим размерам и красоте – «Царь-колокол» и «Царь-пушка». Определение царский употребляется в значении «роскошный, великолепный», например, царским подарком называют очень дорогой и ценный подарок. Слово по-царски имеет значение «щедро» (например, наградить по-царски) или – обычно в кулинарии – «изысканно» (уха по царски, блины по-царски).

От некоторых имён русских царей (императоров), чьё царствование было продолжительным, получили названия периоды их правления, которые назывались эпохами: петровская эпоха (время правления Петра I, 1689-1725 гг.), александровская эпоха (время правления Александра I, 1801-1825 гг.), николаевская эпоха (время правления Николая I, 1825-1855 гг.). Но: эпоха Ивана Грозного и годы правления Павла I.

Широко распространены фразеологизмы: при царе Горохе, то есть очень давно; без царя в голове – о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке; олух царя небесного – глупый человек, простофиля, бездельник, который ждет милости от Бога (Царя Небесного).

Медиатека

Репродукции

  1. Н.С. Шустов. «Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов»
Строка 26: Строка 26:  
Исторические образы русских царей (императоров) созданы в произведениях русской классической литературы: в неоконченном романе [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкина]] «Арап Петра Великого» и романе А.Н. Толстого «Пётр Первый», в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, в драматической трилогии А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».
 
Исторические образы русских царей (императоров) созданы в произведениях русской классической литературы: в неоконченном романе [[Пушкин А.С.|А.С. Пушкина]] «Арап Петра Великого» и романе А.Н. Толстого «Пётр Первый», в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, в драматической трилогии А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».
   −
Живописные и скульптурные образы русских царей (императоров) созданы лучшими художниками России. Наиболее известны портреты и жанровые картины с изображением Петра I – «Пётр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н. Ге, «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова,
+
Живописные и скульптурные образы русских царей (императоров) созданы лучшими художниками России. Наиболее известны портреты и жанровые картины с изображением Петра I – «Пётр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н. Ге, «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, «Пётр I на закладке Петербурга» Д.А. Шмаринова, а также скульптуры Э. Фальконе «Медный всадник» и памятник Петру I в Петербурге работы М.М. Шемякина; с изображением Ивана Грозного – «Царь Иван Васильевич Грозный» В.М. Васнецова, скульптурный портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» М.М. Антокольского, картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», скульптурный портрет Павла I работы Ф.И. Шубина, портрет Александра III работы И.Н. Крамского и картина И.Е. Репина «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»; портреты Николая II работы И.Е. Репина и Вал.А. Серова. в память об Александре II на месте его гибели поставлен Храм Воскресения Христова (архитекторы А.А. Парланд и И.В. Малышев), более известный под названием Спас на Крови.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =