интеллигéнция
Социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом (от латинского intelligens – понимающий, мыслящий, разумный).
Энциклопедическая справка
В России активное употребление слова интеллигенция началось в 1860-е гг. и связано с именем писателя и журналиста П.Д. Боборыкина. Он считал, что это чисто русский морально-этический феномен и определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», сочетающих в себе образованность и высокие моральные качества.
Русская интеллигенция была преимущественно дворянского (см. дворянин) происхождения. Выходцы из других, низших, слоев общества составляли исключение, так как, прежде всего, были лишены возможности получения образования и не имели доступа к культурным ценностям. Только во второй половине ХIХ в., после отмены крепостного права и демократизации системы образования, в России появилась так называемая разночинная интеллигенция – выходцы из недворянских слоев общества (см. чин), получившие высшее образование и зарабатывающие себе на жизнь профессиональным умственным трудом.
Оторванность дворянской и разночинной интеллигенции от народа, особенно от крестьян (см. крестьянин), родила в среде русских интеллигентов идею вины и долга перед народом. В 1860-х гг. ХIХ в. это стало идеологической основой движения и философии народничества (см. народники). В конце ХIХ – начале ХХ вв. часть интеллигенции обратилась к либеральным и социалистическим идеям. Представители интеллигенции составили ядро революционных организаций, а затем партий. Одной из острых и самых обсуждаемых в обществе стала проблема «интеллигенция и революция». Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909 г.), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти.
После Октябрьской революции 1917 года советская власть поставила для себя задачу формирования новой интеллигенции, стоящей на идеологических позициях марксизма, выражающей интересы рабочего класса и крестьянства. Новую советскую интеллигенцию предполагалась формировать из молодых рабочих (см. рабочий) и крестьян, получивших доступ к бесплатному высшему образованию и культурному наследию страны. С другой стороны, в эти годы часть представителей так называемой старой интеллигенции подверглась политическим репрессиям, связанным часто лишь с ее дворянским происхождением, и была вынуждена покинуть Россию. Эти люди составили так называемую первую волну эмиграции (см. «Философский пароход», Октябрьская революция 1917 года). Ненависть ко всем представителям дворянства как класса-угнетателя, в том числе и к дворянской интеллигенции, выражалась и в языке. Появились выражения гнилая интеллигенция и вшивая интеллигенция – так некоторые политики, стремясь завоевать симпатии «простого» народа, называли интеллигентов, не признававших советскую власть.
В последующие десятилетия советской истории России под интеллигенцией было принято понимать социальную прослойку, всех работников умственного труда. Выделялись техническая и творческая интеллигенция. Этот вариант значения близок к западному понятию «интеллектуалы» (intellectuals), то есть люди, профессионально занимающиеся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов».
В культуре
Деятельность интеллигенции, особенно гуманитарной и творческой, находилась под строгим контролем КПСС и государства. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать коммунистическую идеологию, в творчестве придерживаться принципов социалистического реализма. Отсюда новое значение получили такие выражения, как придворный поэт или придворный художник. Так стали называть деятелей культуры, своим творчеством обеспечивающих идеологическую поддержку власти и ее лидеров. Наряду с этим в стране по-прежнему существовала и оппозиционная часть интеллигенции, в среде которой в 1960-е гг. возникло диссидентское движение (см. диссидент). В конце 1980-х – начале 1990-х гг. интеллигенция поддержала, а в области науки, культуры и образования возглавила движение за перестройку, а затем и начавшиеся либеральные реформы. Однако резкое понижение уровня жизни многих представителей интеллектуального и творческого труда привело вновь к усилению критических настроений и стало причиной явления, получившего в разговорной речи название – утечка мозгов. Так стали называть массовый отъезд на Запад ученых и деятелей культуры, лишенных возможности на Родине заниматься наукой и творчеством, в основном по материальным причинам.
В конце ХIХ в. в русском языке появляются определение интеллигентный и производное от него устойчивое сочетание интеллигентный человек (впервые использовано в публицистике В.Г. Короленко). Возникает обозначение интеллигент, которое народное сознание постепенно наполнило своим особым, чисто русским содержанием: «это – по словам В.М. Шукшина, – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса когда требуется – для созвучия – «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость… И – сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке – он интеллигент».
Со времени появления слова интеллигенция до сегодняшнего дня существует и другая точка зрения на то, какого человека можно отнести к интеллигенции, назвать интеллигентом или интеллигентным; это связано не с уровнем образования и сферой деятельности человека, а преимущественно с его этической культурой, открытой и активной гражданской и нравственной позицией, неравнодушием к судьбе Отечества, способностью нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным». Поэтому в современной русской речи слова интеллигент и интеллигенция не могут быть средством самоидентификации – нельзя самого себя объявить интеллигентом.
В обыденном представлении русских интеллигент – это человек «культурный», образованный, много читающий, умеющий поддержать разговор на любую тему и хорошо себя вести в обществе; опрятно, но скромно одетый, часто в очках, неспортивного телосложения. Интеллигентная женщина, кроме того, всегда в меру модно одета, ее макияж – изысканный, скромный или отсутствует вообще. Интеллигенты – основная аудитория концертов классической музыки, посетители музеев и художественных выставок, театров и библиотек.
В языке и речи
Вечными вопросами русской интеллигенции считаются «Что делать?» и «Кто виноват?»
В современном русском языке существует выражение чеховский интеллигент. Так могут назвать интеллигентного человека, напоминающего своей скромностью и бескорыстностью героев чеховских пьес и рассказов.
Слова интеллигент и интеллигенция вошли в ряд европейских языков как русские слова и русские понятия.
|
|
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=интеллигéнция|image=}} | + | {{Заголовок статьи|name=интеллигéнция|image=Intell new.jpg}} |
| | | |
− | Социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом (от латинского ''intelligens'' — ‘понимающий, мыслящий, разумный’). | + | Социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом (от латинского ''intelligens'' – ''понимающий, мыслящий, разумный''). |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | В России активное употребление слова интеллигенция началось в 1860-е гг. и связано с именем писателя и журналиста П. Д. Боборыкина. Он считал, что это чисто русский морально-этический феномен и определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», сочетающих в себе образованность и высокие моральные качества. | + | В России активное употребление слова интеллигенция началось в 1860-е гг. и связано с именем писателя и журналиста П.Д. Боборыкина. Он считал, что это чисто русский морально-этический феномен и определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», сочетающих в себе образованность и высокие моральные качества. |
| | | |
− | Русская интеллигенция была преимущественно дворянского (см. [[дворянин]]) происхождения. Выходцы из других, низших, слоев общества составляли исключение, так как, прежде всего, были лишены возможности получения образования и не имели доступа к культурным ценностям. Только во второй половине ХIХ в., после отмены '''крепостного права''' и демократизации системы образования, в России появилась так называемая '''''разночинная интеллигенция''''' — выходцы из недворянских слоев общества (см. [[чин]]), получившие высшее образование и зарабатывающие себе на жизнь профессиональным умственным трудом. | + | Русская интеллигенция была преимущественно дворянского (см. [[дворянин]]) происхождения. Выходцы из других, низших, слоев общества составляли исключение, так как, прежде всего, были лишены возможности получения образования и не имели доступа к культурным ценностям. Только во второй половине ХIХ в., после отмены крепостного права и демократизации системы образования, в России появилась так называемая ''разночинная интеллигенция'' – выходцы из недворянских слоев общества (см. [[чин]]), получившие высшее образование и зарабатывающие себе на жизнь профессиональным умственным трудом. |
| | | |
− | Оторванность дворянской и разночинной интеллигенции от народа, особенно от крестьян (см. [[крестьянин]]), родила в среде русских интеллигентов идею вины и долга перед народом. В 1860-х гг. ХIХ в. это стало идеологической основой движения и философии народничества (см. [[народники]]). В конце ХIХ — начале ХХ вв. часть интеллигенции обратилась к либеральным и социалистическим идеям. Представители интеллигенции составили ядро революционных организаций, а затем партий. Одной из острых и самых обсуждаемых в обществе стала проблема «интеллигенция и революция». Благодаря группе русских философов '''«серебряного века»''', авторов нашумевшего сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909 г.), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. | + | Оторванность дворянской и разночинной интеллигенции от народа, особенно от крестьян (см. [[крестьянин]]), родила в среде русских интеллигентов идею вины и долга перед народом. В 1860-х гг. ХIХ в. это стало идеологической основой движения и философии народничества (см. [[народники]]). В конце ХIХ – начале ХХ вв. часть интеллигенции обратилась к либеральным и социалистическим идеям. Представители интеллигенции составили ядро революционных организаций, а затем партий. Одной из острых и самых обсуждаемых в обществе стала проблема «интеллигенция и революция». Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (1909 г.), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. |
| | | |
− | После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 года]] [[советская власть]] поставила для себя задачу формирования ''новой интеллигенции'', стоящей на идеологических позициях марксизма, выражающей интересы рабочего класса и крестьянства. Новую советскую интеллигенцию предполагалась формировать из молодых рабочих (см. [[рабочий]]) и крестьян, получивших доступ к бесплатному высшему образованию и культурному наследию страны. С другой стороны, в эти годы часть представителей так называемой ''старой интеллигенции'' подверглась политическим репрессиям, связанным часто лишь с ее дворянским происхождением, и была вынуждена покинуть Россию. Эти люди составили так называемую ''первую волну эмиграции'' (см. [[Философский пароход|«Философский пароход»]], [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьская революция 1917 года]]). Ненависть ко всем представителям дворянства как класса-угнетателя, в том числе и к дворянской интеллигенции, выражалась и в языке. Появились выражения ''гнилая интеллигенция'' и ''вшивая интеллигенция'' — так некоторые политики, стремясь завоевать симпатии «простого» народа, называли интеллигентов, не признававших советскую власть. | + | После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 года]] [[советская власть]] поставила для себя задачу формирования ''новой интеллигенции'', стоящей на идеологических позициях марксизма, выражающей интересы рабочего класса и крестьянства. Новую советскую интеллигенцию предполагалась формировать из молодых рабочих (см. [[рабочий]]) и крестьян, получивших доступ к бесплатному высшему образованию и культурному наследию страны. С другой стороны, в эти годы часть представителей так называемой ''старой интеллигенции'' подверглась политическим репрессиям, связанным часто лишь с ее дворянским происхождением, и была вынуждена покинуть Россию. Эти люди составили так называемую ''первую волну эмиграции'' (см. [[Философский пароход|«Философский пароход»]], [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьская революция 1917 года]]). Ненависть ко всем представителям дворянства как класса-угнетателя, в том числе и к дворянской интеллигенции, выражалась и в языке. Появились выражения ''гнилая интеллигенция'' и ''вшивая интеллигенция'' – так некоторые политики, стремясь завоевать симпатии «простого» народа, называли интеллигентов, не признававших советскую власть. |
| | | |
| В последующие десятилетия советской истории России под интеллигенцией было принято понимать ''социальную прослойку, всех работников умственного труда''. Выделялись ''техническая'' и ''творческая'' интеллигенция. Этот вариант значения близок к западному понятию «интеллектуалы» (''intellectuals''), то есть люди, профессионально занимающиеся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». | | В последующие десятилетия советской истории России под интеллигенцией было принято понимать ''социальную прослойку, всех работников умственного труда''. Выделялись ''техническая'' и ''творческая'' интеллигенция. Этот вариант значения близок к западному понятию «интеллектуалы» (''intellectuals''), то есть люди, профессионально занимающиеся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». |
Строка 17: |
Строка 17: |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Деятельность интеллигенции, особенно гуманитарной и творческой, находилась под строгим контролем [[КПСС]] и государства. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать коммунистическую идеологию, в творчестве придерживаться принципов '''социалистического реализма'''. Отсюда новое значение получили такие выражения, как ''придворный поэт'' или ''придворный художник''. Так стали называть деятелей культуры, своим творчеством обеспечивающих идеологическую поддержку власти и ее лидеров. Наряду с этим в стране по-прежнему существовала и оппозиционная часть интеллигенции, в среде которой в 1960-е гг. возникло диссидентское движение (см. [[диссидент]]). В конце 1980-х — начале 1990-х гг. интеллигенция поддержала, а в области науки, культуры и образования возглавила движение за [[перестройка|перестройку]], а затем и начавшиеся либеральные реформы. Однако резкое понижение уровня жизни многих представителей интеллектуального и творческого труда привело вновь к усилению критических настроений и стало причиной явления, получившего в разговорной речи название — ''утечка мозгов''. Так стали называть массовый отъезд на Запад ученых и деятелей культуры, лишенных возможности на Родине заниматься наукой и творчеством, в основном по материальным причинам. | + | Деятельность интеллигенции, особенно гуманитарной и творческой, находилась под строгим контролем [[КПСС]] и государства. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать коммунистическую идеологию, в творчестве придерживаться принципов социалистического реализма. Отсюда новое значение получили такие выражения, как ''придворный поэт'' или ''придворный художник''. Так стали называть деятелей культуры, своим творчеством обеспечивающих идеологическую поддержку власти и ее лидеров. Наряду с этим в стране по-прежнему существовала и оппозиционная часть интеллигенции, в среде которой в 1960-е гг. возникло диссидентское движение (см. [[диссидент]]). В конце 1980-х – начале 1990-х гг. интеллигенция поддержала, а в области науки, культуры и образования возглавила движение за [[перестройка|перестройку]], а затем и начавшиеся либеральные реформы. Однако резкое понижение уровня жизни многих представителей интеллектуального и творческого труда привело вновь к усилению критических настроений и стало причиной явления, получившего в разговорной речи название – ''утечка мозгов''. Так стали называть массовый отъезд на Запад ученых и деятелей культуры, лишенных возможности на Родине заниматься наукой и творчеством, в основном по материальным причинам. |
| | | |
− | В конце ХIХ в. в русском языке появляются определение ''интеллигентный'' и производное от него устойчивое сочетание ''интеллигентный человек'' (впервые использовано в публицистике '''В. Г. Короленко'''). Возникает обозначение '''''интеллигент''''', которое народное сознание постепенно наполнило своим особым, чисто русским содержанием: «это — по словам '''В. М. Шукшина''', — неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса когда требуется — для созвучия — „подпеть“ могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса „что есть правда?“, гордость… И — сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке — он интеллигент». | + | В конце ХIХ в. в русском языке появляются определение ''интеллигентный'' и производное от него устойчивое сочетание ''интеллигентный человек'' (впервые использовано в публицистике В.Г. Короленко). Возникает обозначение ''интеллигент'', которое народное сознание постепенно наполнило своим особым, чисто русским содержанием: «это – по словам В.М. Шукшина, – неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса когда требуется – для созвучия – «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса «что есть правда?», гордость… И – сострадание судьбе народа. Неизбежное, мучительное. Если все это в одном человеке – он интеллигент». |
| | | |
− | Со времени появления слова ''интеллигенция'' до сегодняшнего дня существует и другая точка зрения на то, какого человека можно отнести к интеллигенции, назвать ''интеллигентом'' или ''интеллигентным''; это связано не с уровнем образования и сферой деятельности человека, а преимущественно с его этической культурой, открытой и активной гражданской и нравственной позицией, неравнодушием к судьбе Отечества, способностью нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным». Поэтому в современной русской речи слова ''интеллигент'' и ''интеллигенция'' не могут быть средством самоидентификации — нельзя самого себя объявить интеллигентом. | + | Со времени появления слова ''интеллигенция'' до сегодняшнего дня существует и другая точка зрения на то, какого человека можно отнести к интеллигенции, назвать ''интеллигентом'' или ''интеллигентным''; это связано не с уровнем образования и сферой деятельности человека, а преимущественно с его этической культурой, открытой и активной гражданской и нравственной позицией, неравнодушием к судьбе Отечества, способностью нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным». Поэтому в современной русской речи слова ''интеллигент'' и ''интеллигенция'' не могут быть средством самоидентификации – нельзя самого себя объявить интеллигентом. |
| | | |
− | В обыденном представлении [[русские|русских]] интеллигент — это человек «культурный», образованный, много читающий, умеющий поддержать разговор на любую тему и хорошо себя вести в обществе; опрятно, но скромно одетый, часто в очках, неспортивного телосложения. Интеллигентная женщина, кроме того, всегда в меру модно одета, ее макияж — изысканный, скромный или отсутствует вообще. Интеллигенты — основная аудитория концертов классической музыки, посетители музеев и художественных выставок, театров и библиотек. | + | В обыденном представлении [[русские|русских]] интеллигент – это человек «культурный», образованный, много читающий, умеющий поддержать разговор на любую тему и хорошо себя вести в обществе; опрятно, но скромно одетый, часто в очках, неспортивного телосложения. Интеллигентная женщина, кроме того, всегда в меру модно одета, ее макияж – изысканный, скромный или отсутствует вообще. Интеллигенты – основная аудитория концертов классической музыки, посетители музеев и художественных выставок, театров и библиотек. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |