Лингвострановедческий словарь «Россия».

Шапка/C1-C2: различия между версиями


Версия 11:14, 13 декабря 2016

Shapka new.jpg
шáпка

Головной убор, обычно тёплый и мягкий.

Энциклопедическая справка

Слово шапка (от латинского сарра) пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда, после свадьбы дочери киевского князя Ярослава Мудрого Анны и французского короля Генриха I, активизировались культурные связи между Киевской Русью (см. Русь) и Францией. В русских текстах слово шапка фиксируется, начиная с XIV в., когда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – великокняжеский венец. После венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. таким символом становится шапка Мономаха (см. Владимир Мономах).

Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. боярин) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или суконные шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. До сих пор женскую меховую шапку с высоким круглым верхом и круглой меховой опушкой называют в разговорной речи боярочкой.

Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. зима) одежды для мужчин и женщин всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – меховые, кожаные или суконные шапки с отворотами, закрывающими уши, и шапки-треухи, то есть такие шапки, у которых «три уха» – два опускающихся наушника и отворот, закрывающий затылок.

С ХХ столетия шапки-ушанки стали носить и женщины.

У военных, полицейских, сотрудников спасательных служб шапка является элементом форменной одежды для зимы. Особой разновидностью военных головных уборов являются шапки-папахи – высокие шапки с мехом наружу. Папаха военных рангом не ниже полковника – с коротким и качественным каракулевым мехом; казачья (см. казак) папаха часто бывает с длинным и мохнатым мехом.

В культуре

Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Так, крестьяне (см. крестьянин) и рабочие (см. рабочий) советской эпохи (см. Советский Союз) носили шапки-ушанки из сукна, цигейки или из дешёвого кроличьего меха. Каракулевая «шапка-пирожок», ондатровая или бобровая ушанка были принадлежностью мужчин находящихся на партийной работе (см. КПСС), на государственной службе и у руководителей советской торговли.

В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, входя в храм или прощаясь с умершим; принято снимать шапку, входя в свой или в чужой дом, а также в любое официальное учреждение. Имеет значение и то, как надета шапка: её надвигают на лоб (на глаза) не только в холодную погоду, но и при плохом настроении; сдвигают на затылок при увлечённости какой-нибудь работой. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (оземь) во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении пускать шапку по кругу.

В невербальном поведении женщин шапка не играет сколько-нибудь существенной роли.

В языке и речи

Важное значение шапки для русских закрепилось во многих устойчивых выражениях: по Сеньке и шапка скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; на воре шапка горит говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; ломать шапку перед кем-нибудь означает «унижаться и заискивать». Человеку дают по шапке, а он получает по шапке, если его наказывают, прогоняют, увольняют. Шапкозакидательством (от закидать шапками) называют любые хвастливые обещания. Шапочным знакомством оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно к шапочному разбору.

Медиатека

Тексты

  1. А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». («Царские палаты»)

Репродукции

  1. В.И. Суриков. «Стрелец в шапке»
  2. Ф.Г. Солнцев. Иллюстрации из серии «Одежда русского государства»
  3. А.П. Рябушкин. «Московская девушка XVII века (В праздничный день)»
  4. А.П. Рябушкин. «Ожидают выхода царя»
  5. Б.М. Кустодиев «Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Российский»
  6. Б.М. Кустодиев. «Автопортрет»

Фотографии

  1. Шапка Мономаха
  2. Руководство Советского Союза на трибуне Мавзолея
  3. Дети в зимних шапках-ушанках
Строка 32: Строка 32:     
== Репродукции ==
 
== Репродукции ==
# [[Медиатека:Суриков В.И. Стрелец в шапке|В.И. Суриков. Иллюстрации из серии «Одежда русского государства]]<br />
+
# [[Медиатека:Суриков В.И. Стрелец в шапке|В.И. Суриков. «Стрелец в шапке»]]<br />
# [[Медиатека:Солнцев Ф.Г. Иллюстрации|Ф.Г. Солнцев. «Стрелец в шапке»]]<br />
+
# [[Медиатека:Солнцев Ф.Г. Иллюстрации|Ф.Г. Солнцев. Иллюстрации из серии «Одежда русского государства»]]<br />
 
# [[Медиатека:Рябушкин А.П. Московская девушка|А.П. Рябушкин. «Московская девушка XVII века (В праздничный день)»]]<br />
 
# [[Медиатека:Рябушкин А.П. Московская девушка|А.П. Рябушкин. «Московская девушка XVII века (В праздничный день)»]]<br />
 
# [[Медиатека:Рябушкин А.П. Ожидают выхода царя|А.П. Рябушкин. «Ожидают выхода царя»]]<br />
 
# [[Медиатека:Рябушкин А.П. Ожидают выхода царя|А.П. Рябушкин. «Ожидают выхода царя»]]<br />