Лингвострановедческий словарь «Россия».

Шапка/C1-C2: различия между версиями


Версия 14:04, 7 декабря 2016

Shapka new.jpg
шáпка

Головной убор, обычно тёплый и мягкий.

Энциклопедическая справка

Слово шапка (от латинского сарра) пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда, после свадьбы дочери киевского князя Ярослава Мудрого Анны и французского короля Генриха I, активизировались культурные связи между Киевской Русью (см. Русь) и Францией. В русских текстах слово шапка фиксируется, начиная с XIV в., когда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – великокняжеский венец. После венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. таким символом становится шапка Мономаха (см. Владимир Мономах).

Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. боярин) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или суконные шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. До сих пор женскую меховую шапку с высоким круглым верхом и круглой меховой опушкой называют в разговорной речи боярочкой.

Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. зима) одежды для мужчин и женщин всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали шапки-ушанки – меховые, кожаные или суконные шапки с отворотами, закрывающими уши, и шапки-треухи, то есть такие шапки, у которых «три уха» – два опускающихся наушника и отворот, закрывающий затылок.

С ХХ столетия шапки-ушанки стали носить и женщины.

У военных, полицейских, сотрудников спасательных служб шапка является элементом форменной одежды для зимы. Особой разновидностью военных головных уборов являются шапки-папахи – высокие шапки с мехом наружу. Папаха военных рангом не ниже полковника – с коротким и качественным каракулевым мехом; казачья (см. казак) папаха часто бывает с длинным и мохнатым мехом.

В культуре

Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Так, крестьяне (см. крестьянин) и рабочие (см. рабочий) советской эпохи (см. Советский Союз) носили шапки-ушанки из сукна, цигейки или из дешёвого кроличьего меха. Каракулевая «шапка-пирожок», ондатровая или бобровая ушанка были принадлежностью мужчин находящихся на партийной работе (см. КПСС), на государственной службе и у руководителей советской торговли.

В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, входя в храм или прощаясь с умершим; принято снимать шапку, входя в свой или в чужой дом, а также в любое официальное учреждение. Имеет значение и то, как надета шапка: её надвигают на лоб (на глаза) не только в холодную погоду, но и при плохом настроении; сдвигают на затылок при увлечённости какой-нибудь работой. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (оземь) во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении пускать шапку по кругу.

В невербальном поведении женщин шапка не играет сколько-нибудь существенной роли.

В языке и речи

Важное значение шапки для русских закрепилось во многих устойчивых выражениях: по Сеньке и шапка скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; на воре шапка горит говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; ломать шапку перед кем-нибудь означает «унижаться и заискивать». Человеку дают по шапке, а он получает по шапке, если его наказывают, прогоняют, увольняют. Шапкозакидательством (от закидать шапками) называют любые хвастливые обещания. Шапочным знакомством оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно к шапочному разбору.

Строка 5: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Слово ''шапка'' (от латинского ''сарра'') пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI—XII вв., когда, после [[Свадьба|свадьбы]] дочери киевского [[Князь|князя]] '''Ярослава Мудрого''' Анны и французского короля Генриха I, активизировались культурные связи между Киевской Русью (см. [[Русь]]) и Францией. В русских текстах слово ''шапка'' фиксируется, начиная с XIV в., когда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя — ''великокняжеский венец''. После венчания на царство [[Иван Грозный|Ивана Грозного]] в 1547 г. таким символом становится '''шапка Мономаха''' (см. [[Владимир Мономах]]).
+
Слово ''шапка'' (от латинского ''сарра'') пришло в русский язык из старофранцузского языка в XI-XII вв., когда, после [[Свадьба|свадьбы]] дочери киевского [[Князь|князя]] '''Ярослава Мудрого''' Анны и французского короля Генриха I, активизировались культурные связи между Киевской Русью (см. [[Русь]]) и Францией. В русских текстах слово ''шапка'' фиксируется, начиная с XIV в., когда оно обозначало не обычный головной убор, а один из символов власти великого князя – ''великокняжеский венец''. После венчания на царство [[Иван Грозный|Ивана Грозного]] в 1547 г. таким символом становится '''шапка Мономаха''' (см. [[Владимир Мономах]]).
   −
Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. [[боярин]]) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или суконные шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. До сих пор женскую меховую шапку с высоким круглым верхом и круглой меховой опушкой называют в разговорной речи ''боярочкой''.  
+
Долгое время шапка оставалась знаком принадлежности к боярскому (см. [[боярин]]) роду: чем выше и больше боярская шапка, тем знатнее и богаче её хозяин. Меховые шапки или суконные шапки с меховой опушкой носили поверх платка и женщины знатного происхождения. В народной среде женским головным убором был только платок. До сих пор женскую меховую шапку с высоким круглым верхом и круглой меховой опушкой называют в разговорной речи ''боярочкой''.
   −
Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. [[зима]]) одежды для мужчин и женщин всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали '''''шапки-ушанки''''' меховые, кожаные или суконные шапки с отворотами, закрывающими уши, и ''шапки-треухи'', то есть такие шапки, у которых «три уха»  –  два опускающихся наушника и отворот, закрывающий затылок.  
+
Со временем шапка в холодном российском климате стала обязательным элементом повседневной зимней (см. [[зима]]) одежды для мужчин и женщин всех сословий. Традиционно самыми распространенными мужскими головными уборами стали '''''шапки-ушанки''''' – меховые, кожаные или суконные шапки с отворотами, закрывающими уши, и ''шапки-треухи'', то есть такие шапки, у которых «три уха» – два опускающихся наушника и отворот, закрывающий затылок.
    
С ХХ столетия шапки-ушанки стали носить и женщины.
 
С ХХ столетия шапки-ушанки стали носить и женщины.
   −
У военных, полицейских, сотрудников спасательных служб шапка является элементом форменной одежды для зимы. Особой разновидностью военных головных уборов являются ''шапки-папахи'' высокие шапки с мехом наружу. Папаха военных рангом не ниже полковника – с коротким и качественным каракулевым мехом; казачья (см. [[казак]]) папаха часто бывает с длинным и мохнатым мехом.  
+
У военных, полицейских, сотрудников спасательных служб шапка является элементом форменной одежды для зимы. Особой разновидностью военных головных уборов являются ''шапки-папахи'' – высокие шапки с мехом наружу. Папаха военных рангом не ниже полковника – с коротким и качественным каракулевым мехом; казачья (см. [[казак]]) папаха часто бывает с длинным и мохнатым мехом.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Шапка еще в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Так, крестьяне (см. [[крестьянин]]) и рабочие (см. [[рабочий]]) советской эпохи (см. [[Советский Союз]]) носили шапки-ушанки из сукна, цигейки или из дешёвого кроличьего меха. Каракулевая «шапка-пирожок», ондатровая или бобровая ушанка были принадлежностью мужчин находящихся на партийной работе (см. [[КПСС]]), на государственной службе и у руководителей советской торговли.
+
Шапка ещё в ХХ в. играла важную роль в определении социального статуса мужчины. Так, крестьяне (см. [[крестьянин]]) и рабочие (см. [[рабочий]]) советской эпохи (см. [[Советский Союз]]) носили шапки-ушанки из сукна, цигейки или из дешёвого кроличьего меха. Каракулевая «шапка-пирожок», ондатровая или бобровая ушанка были принадлежностью мужчин находящихся на партийной работе (см. [[КПСС]]), на государственной службе и у руководителей советской торговли.
   −
В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, входя в [[храм]] или прощаясь с умершим; принято снимать шапку, входя в свой или в чужой [[дом]], а также в любое официальное учреждение. Имеет значение и то, как надета шапка: её надвигают на лоб (на глаза) не только в холодную погоду, но и при плохом настроении; сдвигают на затылок при увлеченности какой-нибудь работой. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (оземь) во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении ''пускать шапку по кругу''.
+
В последние десятилетия шапка перестала быть знаком социальной принадлежности мужчин, но продолжает играть важную роль в их невербальном поведении. Русские мужчины обязательно снимают шапку, входя в [[храм]] или прощаясь с умершим; принято снимать шапку, входя в свой или в чужой [[дом]], а также в любое официальное учреждение. Имеет значение и то, как надета шапка: её надвигают на лоб (на глаза) не только в холодную погоду, но и при плохом настроении; сдвигают на затылок при увлечённости какой-нибудь работой. Шапку подбрасывают вверх, чтобы выразить радость и восторг, её «мнут» в руках при смущении и нерешительности; бросают на землю (оземь) во время важного жаркого спора или после него, перед решительным действием. В шапку обычно собирают милостыню, а также любые добровольные пожертвования или плату. Этот обычай закрепился в выражении ''пускать шапку по кругу''.
    
В невербальном поведении женщин шапка не играет сколько-нибудь существенной роли.
 
В невербальном поведении женщин шапка не играет сколько-нибудь существенной роли.
Строка 25: Строка 25:  
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
   −
Важное значение шапки для [[русские|русских]] закрепилось во многих устойчивых выражениях: ''по Сеньке и шапка'' скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; ''на воре шапка горит'' говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; ''ломать шапку перед кем-нибудь'' означает «унижаться и заискивать». Человеку ''дают по шапке'', а он ''получает по шапке'', если его наказывают, прогоняют, увольняют. ''Шапкозакидательством'' (от ''закидать шапками'') называют любые хвастливые обещания. ''Шапочным знакомством'' оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно ''к шапочному разбору''.
+
Важное значение шапки для [[русские|русских]] закрепилось во многих устойчивых выражениях: ''по Сеньке и шапка'' скажут о человеке, который не заслуживает большего, чем имеет; ''на воре шапка горит'' говорят о том, кто своим поведением случайно выдает о себе то, что хотел бы скрыть; ''ломать шапку перед кем-нибудь'' означает «унижаться и заискивать». Человеку ''дают по шапке'', а он ''получает по шапке'', если его наказывают, прогоняют, увольняют. ''Шапкозакидательством'' (от ''закидать шапками'') называют любые хвастливые обещания. ''Шапочным знакомством'' оказывается самое поверхностное знакомство, а сильно опоздавший человек приходит обычно ''к шапочному разбору''.
 +
 
 +
<!-- Семантические свойства -->
 +
[[Категория:Традиционный быт]]