Лингвострановедческий словарь «Россия».

Левша/C1-C2: различия между версиями


Версия 13:00, 26 июля 2016

Levsha s.jpg
Левша́

Герой «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» Н. С. Лескова.

Энциклопедическая справка

Левша - искусный русский мастер-оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах своё имя.

Близкое к лубочному (см. лубок) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведётся от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль.

Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается русскими как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в России и в александровскую (см. Александр I), и в николаевскую (см. Николай I) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман Платов, увозя Левшу в Англию по приказу Александра I, швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезённого в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с барином, и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвётся домой, в Россию, чтобы передать секрет государю. Как раньше, подковывая в Туле блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своём благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя − до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу.

В культуре

Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации - пьеса Е.И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия композитора В.В. Дмитриева «Левша», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссёра И.П. Иванова-Вано.

В языке и речи

Прозвище (см. русские имена) героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек-левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка-левшу обычно старались переучить.

В наше время под влиянием сказа Лескова слово левша часто становится названием строительных фирм, артелей и т. д. Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник» тоже называется «Левша».

Медиатека

Репродукции

  1. Н.В. Кузьмин. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша»
  2. Кукрыниксы. Иллюстрация к сказу Н.С. Лескова «Левша»
  3. «Левша» - обложка приложения к журналу «Юный техник»
  4. Б.М. Кустодиев. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Е.И. Замятина «Блоха»

Фотографии

  1. Памятник Левше в Туле

Видеосюжеты

  1. Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Левша» («Во кузнице»)
  2. Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Левша» («Пожалуйте посмотреть»)

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Н.С. Лесков о Левше
Строка 5: Строка 5:  
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Левша − русский мастер−оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах своё имя.
+
Левша - искусный русский мастер-оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах своё имя.
    
Близкое к лубочному (см. [[лубок]]) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведётся от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль.
 
Близкое к лубочному (см. [[лубок]]) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведётся от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль.
   −
Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается [[русские|русскими]] как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в [[Россия|России]] и в александровскую (см. [[Александр I]]), и в николаевскую (см. [[Николай I]]) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман '''Платов''', увозя Левшу в Англию по приказу Александра I , швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезённого в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с [[Барин|барином]], и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвётся домой, в Россию, чтобы секрет передать государю. Как раньше, подковывая в [[Тула|Туле]] блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своём благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя − до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу.
+
Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается [[русские|русскими]] как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в [[Россия|России]] и в александровскую (см. [[Александр I]]), и в николаевскую (см. [[Николай I]]) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман '''Платов''', увозя Левшу в Англию по приказу Александра I, швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезённого в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с [[Барин|барином]], и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвётся домой, в Россию, чтобы передать секрет государю. Как раньше, подковывая в [[Тула|Туле]] блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своём благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя − до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации − пьеса Е. И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия В. В. Дмитриева «Блоха», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссёра И. П. Иванова−Вано.
+
Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации - пьеса Е.И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия композитора В.В. Дмитриева «Левша», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссёра И.П. Иванова-Вано.
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
   −
'''Прозвище''' (см. [[русские имена]]) героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек−левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка−левшу обычно старались переучить.
+
'''Прозвище''' (см. [[русские имена]]) героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек-левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка-левшу обычно старались переучить.
    
В наше время под влиянием сказа Лескова слово ''левша'' часто становится названием строительных фирм, артелей и т. д. Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник» тоже называется «Левша».
 
В наше время под влиянием сказа Лескова слово ''левша'' часто становится названием строительных фирм, артелей и т. д. Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник» тоже называется «Левша».
Строка 32: Строка 32:     
== Видеосюжеты ==
 
== Видеосюжеты ==
# [[Медиатека: Мультипликационный фильм И.П. Иванова-Вано «Левша». 1964 (фрагмент 1)|Левша. Мультфильм И.П. Иванова-Вано («Во кузнице»)]]<br />
+
# [[Медиатека: Мультипликационный фильм И.П. Иванова-Вано «Левша». 1964 (фрагмент 1)|Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Левша» («Во кузнице»)]]<br />
# [[Медиатека: Мультипликационный фильм И.П. Иванова-Вано «Левша». 1964 (фрагмент 2)|Левша. Мультфильм И.П. Иванова-Вано («Пожалуйте посмотреть»)]]<br />
+
# [[Медиатека: Мультипликационный фильм И.П. Иванова-Вано «Левша». 1964 (фрагмент 2)|Мультфильм И.П. Иванова-Вано «Левша» («Пожалуйте посмотреть»)]]<br />
    
= Интерактивные задания =
 
= Интерактивные задания =