Лингвострановедческий словарь «Россия».

МХАТ/C1-C2: различия между версиями


Версия 13:48, 9 ноября 2015

Mxat s.jpg
МХАТ (Моско́вский Худо́жественный теа́тр и́мени А. П. Че́хова)

Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.

Энциклопедическая справка

Создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем−Данченко под названием Московский Художественно-Общедоступный театр. В 1901 г. из названия было убрано слово общедоступный, хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901−1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический и он стал называться − Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя Максима Горького, и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького. С 2004 г. носит название Московский Художественный театр имени А. П. Чехова.

В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича−Данченко из Музыкально−драматического училища Московского филармонического общества.

Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес А. П. Чехова «Чайка» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «Три сестры» (1901 г.) и «Вишнёвый сад» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) − его эмблемой.

В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена ещё одна новая пьеса Горького − «На дне».

В процессе работы над этими спектаклями формировались и новая режиссура, и новый тип актёра, и новый тип театра. Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.

Среди лучших постановок дореволюционного МХТ − «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).

С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра.

В 1920−е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа − Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.

После Октябрьской революции 1917 г. театр стал ставить пьесы на актуальные темы: в 1925 г. была поставлена драма К. А. Тренёва «Пугачёвщина» (см. Е.И. Пугачёв), в 1926 г. − пьеса М.А. Булгакова «Дни Турбиных», а через год − пьеса Вс.В. Иванова «Бронепоезд 14−69». Но очень большую роль в репертуаре театра продолжала играть русская классика: «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1932 г.), «Воскресение» (1930 г.) и «Анна Каренина» (1937 г.) Л. Н. Толстого, пьесы Чехова.

На протяжении всей истории МХТ в нем, кроме русской классики, ставились актуальные спектакли, которые отражали дух времени и историю России. Октябрьская революция 1917 г., годы Великой Отечественной войны, советская эпоха - нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.

В первые послевоенные десятилетия МХАТ уделял преимущественное внимание классике. В 60−е гг. труппа театра оказалась в глубоком творческом кризисе. Одной из причин была смена творческих поколений актёров. Кроме того, к этому времени МХАТ окончательно превратился в официальный государственный театр, работу которого нельзя было критиковать. Это влияло и на репертуар театра, и на качество спектаклей. Желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Воспитанник Школы−студии МХАТ Ефремов был в это время главным режиссёром Московского театра «Современник», созданного им во второй половине 50−х гг. Ефремов пришел во МХАТ в 1970 г. и сумел возродить славу театра. С ним пришли в театр новые, уже известные актёры, среди них Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин. Новый главный режиссёр МХАТа продолжал ставить классику, но часто обращался и к пьесам современных авторов. В 1970−е гг. были поставлены пьесы А. И. Гельмана − «Заседание парткома» (1975 г.), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979 г.) и др., М.Ф. Шатрова − «Валентин и Валентина» (1972 г.) и «Эшелон» (1975 г.). Театральным событием стала постановка в 1973 г. Ефремовым и А.А. Васильевым пьесы чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в которой участвовали ветераны театра − Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин. Ефремов часто приглашал ставить спектакли во МХАТе режиссёров из других театров, среди них были: А.В. Эфрос («Тартюф» Мольера, 1981 г.), Л.А. Додин («Кроткая» по рассказу Ф. М. Достоевского, 1985 г.), М.Г. Розовский («Амадей» П. Шеффера, 1983 г.). Однако общей творческой программы в театре не было. Очень большую труппу трудно было объединить и обеспечить полноценной работой. Это приводило к творческим компромиссам в выборе пьес и в распределении ролей.

В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них с 1989 г. стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством Ефремова), другая − Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А. П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.

После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем театра стал О.П. Табаков.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

В культуре

Деятельность театра на протяжении всего его развития была тесно связана с произведениями многих известных писателей-классиков русской литературы - А.П. Чехова, М. Горького, Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского, А.С. Грибоедова. В театре также продолжают ставиться произведения западноевропейских писателей и драматургов - М. Метерлинка, У. Шекспира, Ч. Диккенса, Ж.-Б. Мольера.

История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них − «Театральный роман» Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20−х − начала 30−х гг. ХХ в.

Как и прежде, МХАТ считается одним из лучших театров страны.

В языке и речи

Несмотря на то, что официальное название театра сегодня − Московский Художественный театр имени А.П. Чехова, по традиции, театр называют МХАТ.

От аббревиатуры названия театра образовалось слово мхатовец и мхатовцы (иногда МХАТовец, МХАТовцы), когда речь идёт о выдающихся актёрах, творческая судьба которых связана с этим театром, а также прилагательное мхатовский или МХАТовский (например, мхатовские спектакли, МХАТовские байки).

Медиатека

Репродукции

  1. О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова». 1898
  2. Афиша МХТ. 1902

Фотографии

  1. МХТ им. А.П. Чехова
  2. МХАТ им. М. Горького
  3. А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка». Фотография 1899 года
  4. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Фотография 1923 года
  5. Олег Табаков и Марина Зудина в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» в постановке МХТ. Фотография 2013 года
  6. Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко. Скульптор А.В. Морозов
  7. Занавес МХАТа
  8. Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»
  9. О.П. Табаков
  10. Т.В. Доронина
  11. Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»
  12. Музей МХАТа

Видеосюжеты

  1. Спектакль «Чайка» в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2014
  2. Спектакль «Белая гвардия» («Дни Турбиных») по пьесе М.А. Булгакова в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2005
Строка 68: Строка 68:     
== Видеосюжеты ==
 
== Видеосюжеты ==
 +
# [[Медиатека: Спектакль «Чайка» в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2014|Спектакль «Чайка» в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2014]]<br />
 +
# [[Медиатека: Спектакль «Белая гвардия» («Дни Турбиных») по пьесе М.А. Булгакова в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2005|Спектакль «Белая гвардия» («Дни Турбиных») по пьесе М.А. Булгакова в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2005]]
 +
 
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Театр и кино]]
 
[[Категория:Театр и кино]]