МХАТ/C1-C2: различия между версиями
Версия 13:48, 9 ноября 2015
Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем−Данченко под названием Московский Художественно-Общедоступный театр. В 1901 г. из названия было убрано слово общедоступный, хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901−1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический и он стал называться − Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя Максима Горького, и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького. С 2004 г. носит название Московский Художественный театр имени А. П. Чехова.
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича−Данченко из Музыкально−драматического училища Московского филармонического общества.
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес А. П. Чехова «Чайка» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «Три сестры» (1901 г.) и «Вишнёвый сад» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) − его эмблемой.
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена ещё одна новая пьеса Горького − «На дне».
В процессе работы над этими спектаклями формировались и новая режиссура, и новый тип актёра, и новый тип театра. Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.
Среди лучших постановок дореволюционного МХТ − «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).
С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра.
В 1920−е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа − Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
После Октябрьской революции 1917 г. театр стал ставить пьесы на актуальные темы: в 1925 г. была поставлена драма К. А. Тренёва «Пугачёвщина» (см. Е.И. Пугачёв), в 1926 г. − пьеса М.А. Булгакова «Дни Турбиных», а через год − пьеса Вс.В. Иванова «Бронепоезд 14−69». Но очень большую роль в репертуаре театра продолжала играть русская классика: «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1932 г.), «Воскресение» (1930 г.) и «Анна Каренина» (1937 г.) Л. Н. Толстого, пьесы Чехова.
На протяжении всей истории МХТ в нем, кроме русской классики, ставились актуальные спектакли, которые отражали дух времени и историю России. Октябрьская революция 1917 г., годы Великой Отечественной войны, советская эпоха - нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
В первые послевоенные десятилетия МХАТ уделял преимущественное внимание классике. В 60−е гг. труппа театра оказалась в глубоком творческом кризисе. Одной из причин была смена творческих поколений актёров. Кроме того, к этому времени МХАТ окончательно превратился в официальный государственный театр, работу которого нельзя было критиковать. Это влияло и на репертуар театра, и на качество спектаклей. Желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Воспитанник Школы−студии МХАТ Ефремов был в это время главным режиссёром Московского театра «Современник», созданного им во второй половине 50−х гг. Ефремов пришел во МХАТ в 1970 г. и сумел возродить славу театра. С ним пришли в театр новые, уже известные актёры, среди них Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин. Новый главный режиссёр МХАТа продолжал ставить классику, но часто обращался и к пьесам современных авторов. В 1970−е гг. были поставлены пьесы А. И. Гельмана − «Заседание парткома» (1975 г.), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979 г.) и др., М.Ф. Шатрова − «Валентин и Валентина» (1972 г.) и «Эшелон» (1975 г.). Театральным событием стала постановка в 1973 г. Ефремовым и А.А. Васильевым пьесы чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в которой участвовали ветераны театра − Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин. Ефремов часто приглашал ставить спектакли во МХАТе режиссёров из других театров, среди них были: А.В. Эфрос («Тартюф» Мольера, 1981 г.), Л.А. Додин («Кроткая» по рассказу Ф. М. Достоевского, 1985 г.), М.Г. Розовский («Амадей» П. Шеффера, 1983 г.). Однако общей творческой программы в театре не было. Очень большую труппу трудно было объединить и обеспечить полноценной работой. Это приводило к творческим компромиссам в выборе пьес и в распределении ролей.
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них с 1989 г. стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством Ефремова), другая − Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А. П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем театра стал О.П. Табаков.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
В культуре
Деятельность театра на протяжении всего его развития была тесно связана с произведениями многих известных писателей-классиков русской литературы - А.П. Чехова, М. Горького, Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского, А.С. Грибоедова. В театре также продолжают ставиться произведения западноевропейских писателей и драматургов - М. Метерлинка, У. Шекспира, Ч. Диккенса, Ж.-Б. Мольера.
История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них − «Театральный роман» Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20−х − начала 30−х гг. ХХ в.
Как и прежде, МХАТ считается одним из лучших театров страны.
В языке и речи
Несмотря на то, что официальное название театра сегодня − Московский Художественный театр имени А.П. Чехова, по традиции, театр называют МХАТ.
От аббревиатуры названия театра образовалось слово мхатовец и мхатовцы (иногда МХАТовец, МХАТовцы), когда речь идёт о выдающихся актёрах, творческая судьба которых связана с этим театром, а также прилагательное мхатовский или МХАТовский (например, мхатовские спектакли, МХАТовские байки).
Медиатека
Репродукции
Фотографии
- МХТ им. А.П. Чехова
- МХАТ им. М. Горького
- А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка». Фотография 1899 года
- К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Фотография 1923 года
- Олег Табаков и Марина Зудина в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» в постановке МХТ. Фотография 2013 года
- Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко. Скульптор А.В. Морозов
- Занавес МХАТа
- Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»
- О.П. Табаков
- Т.В. Доронина
- Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»
- Музей МХАТа