Перегородка с рядами икон (см. икона), которая отделяет алтарь от основной части православного (православие) храма (от греческого eicon – «образ, изображение»; stasis – «место стояния»).
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Первые иконостасы с рядом икон появились на Руси в XIV-XV вв.
Обычно иконостас состоит из пяти рядов (чинов): праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности. Положение и порядок икон имеют символическое религиозное значение.
В иконах праотеческого ряда – история церкви, которая описана в Ветхом Завете. В центре чина обычно находится икона Ветхозаветной Троицы.
Пророческий чин представляет иконы пророков. В центре находится икона Богоматери Знамения (см. Богородица).
Праздничный чин составляют иконы, на которых изображены эпизоды из жизни Иисуса и Богоматери, в этот ряд включены иконы двунадесятых праздников.
Деисусный чин получил свое название от греческого слова моление, прошение. В центре этого ряда находится икона Спаса в силах, на которой Иисус изображен в окружении ангелов. Справа и слева к нему склоняются фигуры святых. Обычно справа от Христа находится икона Богоматери, а слева – Иоанна Крестителя. Смысл этого чина в обращении святых к Иисусу.
В центре нижнего чина находятся царские врата – двустворчатая дверь, на которой обычно изображаются четыре евангелиста. Царские врата, в представлениях православных, служат главным входом в рай, который символизирует алтарь. Справа от царских врат находится икона, связанная со святым или праздником, которому посвящена церковь.
С XVI-XVII вв. в иконостас включают еще несколько рядов: апостольский (иконы с изображением учеников Христа) и страстной (эпизоды страстной недели, последней недели жизни Иисуса перед распятием).
Над иконостасом располагается крест с фигурой распятого Христа или просто фигура Иисуса с Богоматерью, Иоанном Богословом или ангелами.
Самые известные иконостасы находятся в соборах Московского Кремля, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры (над ним работали известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный). Самый большой в России семиярусный иконостас XVII в. находится в Успенском соборе Рязанского кремля.
В культуре
В православной культуре иконостас – это символ объединения двух частей церкви, связи между небесами и земным миром.
В языке и речи
В разговорной речи слово иконостас иногда употребляется иронически для обозначения рядов предметов, которые стали объектом поклонения – например, орденов или портретов.
Медиатека
Репродукции
Фотографии
- Иконостас домовой церкви митрополичьих Палат Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры
- Древняя перегородка (иконостас) в Базилике Санта-Мария-ин-Космедин
- Скульптурная группа «Христос во славе» над аркой главного иконостаса Исаакиевского собора
- Иконостас Успенского собора Рязанского кремля
- Парадный мундир маршала Рокоссовского