Лингвострановедческий словарь «Россия». Раскол

< Раскол

Раскол

Raskol new.jpg
раско́л

Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха Никона.

Энциклопедическая справка

На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение церкви, осознававшей себя в качестве главной опоры православия и преемницы Византии.

В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозный Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.

Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской Руси), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах: народу, привыкшему креститься (см. крест) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое у греков).

Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию.

Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились старообрядцы (см. старообрядец) или раскольники, которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.

Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. крестьянин) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на Север, за Волгу, на Урал и в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. (см. Соловецкие острова) и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.).

Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества.

В культуре

Событиям, связанным с расколом, посвящена знаменитая картина «Боярыня Морозова» выдающегося русского художника В.И. Сурикова, а также живописные работы В.Е. Нестерова, Г.Г. Мясоедова и др.

В языке и речи

Долгое время слова раскол и старообрядчество официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, расколом принято именовать определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства.

Литературоведы полагают, что от существительного раскол образована фамилия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, символизирующая его «расколотое» и противоречивое сознание.


Медиатека

Репродукции

  1. Крестное знамение старообрядцев
  2. Современное православное крестное знамение
  3. Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
  4. Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу
  5. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра
  6. М.В. Григорьев(?). «Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок
  7. А.Д. Кившенко. «Церковный собор 1654 г. Начало раскола»
  8. В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
  9. С.Д. Милорадович. «Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году»
  10. Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»
  11. С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»
  12. В.Е. Нестеров. «Аввакум Петрович (протопоп)»
  13. Священномученик протопоп Аввакум с избранными священномучениками. Икона
  14. Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона
  15. С.В. Иванов. «Во времена раскола»

Интерактивные задания

Прецедентные феномены