Младший сын киевского князя Святослава, князь новгородский (с 969 г.), великий князь киевский (с 980 г.). Ввел христианство как государственную религию Руси (988 г.), святой Русской Православной Церкви. Точная дата рождения князя Владимира не известна, он − младший сын киевского князя Святослава.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Князь Владимир Святославич значительно расширил и укрепил владения Киевской Руси. Он покорил многие славянские и другие племена, воевал с тюркскими кочевыми племенами − печенегами, с Волжской Булгарией, Византией. Для защиты юга Руси от набегов печенегов создал систему городов−крепостей, которая стала первой в истории границей Руси.
Стремясь усилить свою власть и объединить государство, великий князь Владимир провёл религиозную реформу. Сначала он попытался реформировать языческие (см. язычество) верования славян, сократив количество языческих богов и создав в Киеве языческий пантеон с обязательным поклонением главному богу Перуну − покровителю князя и дружины. Потом, около 988 г., ввёл в качестве официальной государственной религии христианство (см. Крещение Руси).
Княжение Владимира − период экономического, политического и культурного подъёма Киевской Руси. При нём укрепилась власть Киева на обширных новых землях, вырос международный авторитет Руси, развились земледелие, ремёсла, культура.
Князь Владимир умер в 1015 г., похоронен в Киеве в Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 г. Останки князя Владимира считаются утраченными.
В культуре
В ХIII в. Русская Православная Церковь канонизировала князя Владимира Святославича как святого равноапостольного. Днём празднования его именин стало 15 июля (по старому стилю).
В 1782 г. Екатериной II был учреждён Орден Святого Владимира с девизом «Польза, честь и слава». Им награждали преимущественно за заслуги на гражданском поприще, однако не исключалось награждение и за подвиги военные.
В народной памяти правление Владимира Святославича оставило глубокий след как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать отпор внешним врагам. Эпос прославляет и идеализирует личность и деятельность Владимира Святославича, который собирает вокруг себя членов своей семьи, богатырей (см. богатырь), весь народ и согревает и опекает всех.
В языке и речи
Отношение к князю выразилось в образном именовании его в русских былинах (см. былина) Владимир Красное Солнышко. В народной традиции его также называют Крестителем.