Русский актёр и режиссёр, теоретик и реформатор сценического искусства. Настоящая фамилия Алексеев.
Разделы статьи
Энциклопедическая справка
Константин Сергеевич Алексеев родился в 1863 г. в Москве в семье крупных русских промышленников. В 1881 г. окончил Лазаревский институт восточных языков и начал службу в семейной фирме. В юношеском возрасте увлёкся театром, играл в любительских спектаклях в домашнем «Алексеевском кружке». С 1885 г. выступал под псевдонимом Станиславский. В 1886 г. был избран членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. В 1888 г. стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ) с постоянной драматической труппой. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актёром.
В 1897 г. в ресторане «Славянский базар» произошла знаменитая встреча Станиславского и В. И. Немировича−Данченко (драматурга, театрального педагога и критика), на которой они обсудили состояние современного российского театрального искусства и сформулировали задачи создания нового театра, его будущий репертуар и художественные принципы. Год спустя, 14 октября 1898 г., постановкой трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» новый Московский художественный театр (см. МХАТ) открылся. В его труппу вошли ученики Немировича−Данченко и актёры−любители Московского общества искусства и литературы.
В последующие годы Станиславский работал как актёр и режиссёр, сотрудничал с А. П. Чеховым и Максимом Горьким. По отзывам современников, шедеврами Станиславского на мхатовской сцене стали роли: Астров (пьеса «Дядя Ваня» А. П. Чехова), Вершинин (пьеса «Три сестры» А. П. Чехова), Гаев (пьеса «Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Сатин (пьеса М. Горького «На дне»).
Система работы актёра над ролью и над собой, которую он разработал, – «система Станиславского» - заслужила мировое признание. Согласно концепции Станиславского, в театре всё должно быть подчинено созданию единого художественного образа пьесы. Поэтому в актёрском ансамбле все равны, нет «главных» и «премьеров», на сцене от актёров требуется не способность к имитации, а владение искусством переживания в момент творчества. Декорации пьесы, костюмы, свет, звук также должны работать на психологически верное восприятие пьесы зрителем.
Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенёс в созданную им в 1912 г. при МХТ Первую студию. В 1918 г. он возглавил Оперную студию Большого театра, впоследствии ставшую Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича−Данченко. После тяжёлого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХТ в 1928 г., врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. Он вернулся к работе только в 1929 г., сосредоточась на теоретических изысканиях и на занятиях в Оперной студии. В 1935 г. открылась последняя − Оперно−драматическая − студия Станиславского. Практически не покидая своей квартиры, он встречался с актёрами, превратив репетиции в актёрскую школу. Умер в Москве в августе 1938 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1918 г. Станиславский возглавил Оперную студию Большого театра, которая позже стала Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича−Данченко. После тяжёлого сердечного приступа в юбилейный вечер в МХТ в 1928 г. врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. Он вернулся к работе только в 1929 г.
Умер К.С. Станиславский в Москве в августе 1938 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2014 г. в Москве у МХАТа был установлен памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко (скульптор – А. Морозов).
В культуре
Станиславский − автор книг: «Моя жизнь в искусстве» (американское издание − 1924 г., русское − 1926 г.) и «Работа актёра над собой» (1938 г.).
Станиславский стал прототипом одного из героев «Театрального романа» М. А. Булгакова.
В языке и речи
По свидетельству современников, Станиславский - автор фраз Театр начинается с вешалки - это значит, что в театре важно всё, спектакль начинается с момента входа зрителей в здание театра. И фраза Не верю! - так режиссёр говорил во время репетиции актёрам, если их игра не соответствовала его представлениям об образе. В наше время эти выражения стали крылатыми и используются в речи интеллигенции, обычно иронически, при выражении отношения к какому-либо событию.
Медиатека
Фотографии
- К.С. Станиславский в роли Вершинина в пьесе А.П. Чехова «Три сестры». МХТ. Фотография 1901 года
- К.С. Станиславский в роли Сатина в пьесе М. Горького «На дне». МХТ. Фотография 1902 года
- К.С. Станиславский в роли Гаева в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». МХТ. Фотография 1904 года
- К.С. Станиславский в роли Аргана в пьесе Ж.Б. Мольера «Мнимый больной». МХТ. Фотография 1913 года
- К.С. Станиславский. Фотография 1930-х годов
- Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве. Скульптор А.В. Морозов. 2014