Левша́
Герой «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» Н. С. Лескова.
Энциклопедическая справка
Левша − русский мастер−оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах своё имя.
Близкое к лубочному (см. лубок) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведётся от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль.
Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается русскими как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в России и в александровскую (см. Александр I), и в николаевскую (см. Николай I) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман Платов, увозя Левшу в Англию по приказу Александра I , швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезённого в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с барином, и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвётся домой, в Россию, чтобы секрет передать государю. Как раньше, подковывая в Туле блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своём благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя − до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу.
В культуре
Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации − пьеса Е. И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия В. В. Дмитриева «Блоха», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссёра И. П. Иванова−Вано.
В языке и речи
Прозвище (см. русские имена) героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек−левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка−левшу обычно старались переучить.
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=Левшá|image=}} | + | {{Заголовок статьи|name=Левша́|image=}} |
| | | |
| Герой «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» '''Н. С. Лескова'''. | | Герой «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе» '''Н. С. Лескова'''. |
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Левша — русский мастер-оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах свое имя.
| + | Левша − русский мастер−оружейник, сумевший не только подковать сделанную английскими мастерами стальную блоху, но и написать на подковах своё имя. |
| | | |
− | Близкое к лубочному (см. [[лубок]]) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведется от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль. | + | Близкое к лубочному (см. [[лубок]]) повествование о том, как соревновались между собой английские образованные мастера и русские полуграмотные, но талантливые мастеровые ведётся от первого лица, максимально приближено к живой разговорной народной речи, что характерно для жанра сказа. Это дало основание многим современникам Лескова принять легенду о тульском мастере за быль. |
| | | |
− | Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается [[русские|русскими]] как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в [[Россия|России]] и в александровскую (см. [[Александр I]]), и в николаевскую (см. [[Николай I]]) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман '''Платов''', увозя Левшу в Англию по приказу Александра I , швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезенного в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с [[Барин|барином]], и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвется домой, в Россию, чтобы секрет передать государю. Как раньше, подковывая в [[Тула|Туле]] блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своем благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя — до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу. | + | Герой легенды, тульский косой Левша, воспринимается [[русские|русскими]] как олицетворение выносливости, талантливости и патриотизма русского народа. Но сказ говорит и о том, насколько трудна жизнь и судьба талантливого человека в [[Россия|России]] и в александровскую (см. [[Александр I]]), и в николаевскую (см. [[Николай I]]) эпоху, насколько обесценена человеческая личность и сама жизнь человека. Атаман '''Платов''', увозя Левшу в Англию по приказу Александра I , швыряет мастера «к себе в коляску в ноги». Условия жизни талантливых русских мастеров не сопоставимы с теми, в каких живут мастера английские. Привезённого в Англию Левшу там ценят за талант и опыт, обращаются с ним, как с [[Барин|барином]], и предлагают ему навсегда поселиться в Англии и жениться. Но Левша, узнав секрет хранения оружия в Англии, рвётся домой, в Россию, чтобы секрет передать государю. Как раньше, подковывая в [[Тула|Туле]] блоху, Левша думал не о том, чтобы себя возвысить, но чтобы Россию прославить, так теперь, в Англии, он забывает о своём благополучии, стремясь помочь России. Но, оказавшись на родине, Левша не может добиться аудиенции у государя − до него и до его секретов никому нет дела. Левша умирает в больнице для бедных, страдая от того, что уносит «секрет» с собой в могилу. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации – пьеса Е.И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия В.В. Дмитриева «Блоха», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссера И.П. Иванова-Вано. | + | Трагическая история талантливого тульского оружейника интерпретировалась в разных видах искусства. Наиболее известные интерпретации − пьеса Е. И. Замятина «Блоха» (1925 г.), музыкальная комедия В. В. Дмитриева «Блоха», а также мультипликационный фильм «Левша» (1964 г.) режиссёра И. П. Иванова−Вано. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | '''Прозвище''' (см. [[русские имена]]) героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек-левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка-левшу обычно старались переучить. | + | '''Прозвище''' (см. [[русские имена]]) героя лесковского сказа стало синонимом словосочетания «мастер золотые руки», хотя традиционно в России человек−левша считался недостаточно складным, мастеровым и ловким, а ребенка−левшу обычно старались переучить. |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Литературные персонажи]] | | [[Категория:Литературные персонажи]] |