Лингвострановедческий словарь «Россия».

Казачество/C1-C2: различия между версиями


Версия 08:08, 5 августа 2025

Казачество.jpg
казáчество

Особое привилегированное военное сословие в России XVI – начале XX веков.

Энциклопедическая справка

Сословие получило название от тюркского слова казак в значении «свободный, независимый человек, бродяга». В XIV – XV вв. так стали называть крестьян (см. крестьянство) и городских (посадских) людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины вольных людей. Казаки поселились в нижнем течении рек Днепра, Дона, Волги, на Урале. Основу их жизни первоначально составляли промыслы – охота, рыболовство, позднее – скотоводство и земледелие. Со временем у казаков сформировалось и собственное войско. Важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время походов, воюя на границах России с кочевниками.

Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в Сибири. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, хлеб. Постепенно казачество превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI – XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с Ермаком, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и Дальнего Востока, сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.

С XVIII в. царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах (см. Степан Разин, Е.И. Пугачёв). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки продолжали пользоваться значительными привилегиями: сохраняли личную свободу – не были крепостными (см. крепостной), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения – станицы – жили по своим законам, их жители – станичники – были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или круг, сход) казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина – атаман.

В XVIII – начале XX вв. всё взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. – 25 – 35 лет, в XIX в. – 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой лошадью. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII – начала XX вв.: в победе над Наполеоном, в Швейцарских и Итальянских походах Суворова, Русско-турецких войнах и Кавказских конфликтах. Казаки составляли 2/3 всех российских конных войск. Правительство также широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX – начале XX вв.

Общая численность казаков к 1917 г. превышала 4,4 млн. чел., в том числе около 480 тыс. чел. служилого состава.

Казачьи войска традиционно именовались по названиям территорий, на которых они находились: Донское (самое многочисленное), Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Енисейское.

В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах Белой гвардии. Беднейшие слои казачества поддерживали советскую власть и воевали в Красной армии. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: С.М. Будённый, Л.М. Доватор, И.А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20-30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям.

Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций. Создано Всероссийское казачье общество.

По данным переписи населения 2020–2021 гг., численность казаков в России – 50 490 человек.

В культуре

Казаки создали свою самобытную культуру, в которой русская и украинская культуры тесно связаны с культурой народов Кавказа. Это отразилось в обрядах, обычаях, в песнях и танцах, народном костюме, в кухне.

Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «Любо, братцы, любо!», «Распрягайте хлопцы коней», «По Дону гуляет казак молодой».

Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», повесть Л.Н. Толстого «Казаки», роман-эпопея «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М.А. Шолохова, а также их экранизации. В 1950 г. на экраны страны вышел фильм – лирическая комедия «Кубанские казаки» (режиссёр И.А. Пырьев). Фильм носил явно пропагандистский характер, однако радостное настроение, оптимизм и прекрасная музыка фильма сделали его одним из любимых кинопроизведений советских (см. Советский Союз) людей. Особенно знаменита песня из фильма «Каким ты был, таким остался…».

Широко известен Государственный ансамбль песни и пляски Донских казаков имени А. Квасова.

Мировую известность имеет Государственный академический Кубанский казачий хор, созданный в 1811 г. Песни казаков очень ритмичны, «героизированы», приспособлены к условиям пешего и конного маршей. Подлинным шедевром народной музыки и своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора является песня «Роспрягайтэ, хлопци, конэй».

На Кубани работал великий русский художник И.Е. Репин, искавший среди детей и внуков кубанских казаков колоритные, характерные лица для своей знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану».

Ежегодно на Кубани 14 октября отмечается День Кубанского казачьего войска.

В Краснодаре, Ставрополе, Луганске, Новочеркасске созданы музеи истории казачества и казачьего быта.В Москве в 2025 г. открыт Центральный музей истории казачества.

В современном сознании русских существует представление о казаках как о смелых и мужественных героях-защитниках, о женщинах-казачках – как о красивых, веселых, острых на язык, с сильным характером, ничем не уступающим своим мужьям, верных им, надёжных спутницах и воспитательницах достойных сыновей казаков.

В языке и речи

В современном русском языке казаками называют потомков уроженцев тех мест, где располагались казачьи войска. Казачка – жена или дочь казака.

Популярна фраза из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», ставшая пословицей «Терпи, казак — атаманом будешь!», то есть для любого дела необходимо терпение, благодаря которому можно достичь высот.

Медиатека

Репродукции

  1. Н.Н. Каразин. «XVII столетие. Сибирские казаки у проведования новых землиц»
  2. В.И. Суриков. «Казаки в лодке»
  3. В.И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
  4. Миниатюра «Покорение Сибири Ермаком»
  5. И.Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Фотографии

  1. Кубанские казаки. Фотография XIX века
  2. Памятник обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска
  3. «Атамань» – музей казачьего быта
  4. День Кубанского казачьего войска
Строка 1: Строка 1:  
{{Заголовок статьи|name=казáчество|image=Казачество.jpg}}
 
{{Заголовок статьи|name=казáчество|image=Казачество.jpg}}
   −
статья в работе
+
Особое привилегированное военное сословие в России XVI – начале XX веков.
   −
Казак - потомок казаков, уроженец тех мест, где располагались казачьи войска. Казачка - жена или дочь казака.
+
= Энциклопедическая справка =
 +
Сословие получило название от тюркского слова ''казак'' в значении «свободный, независимый человек, бродяга». В XIV – XV вв. так стали называть крестьян (см. [[Крестьянство|крестьянство]]) и городских (посадских) людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины вольных людей. Казаки поселились в нижнем течении рек [[Днепр|Днепра]], [[Дон|Дона]], [[Волга|Волги]], на [[Урал|Урале]]. Основу их жизни первоначально составляли промыслы – охота, рыболовство, позднее – скотоводство и земледелие. Со временем у казаков сформировалось и собственное войско. Важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время  походов, воюя на границах России с кочевниками.
   −
= Энциклопедическая справка =
+
Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в [[Сибирь|Сибири]]. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, хлеб. Постепенно казачество превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI – XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с Ермаком, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и [[Дальний Восток|Дальнего Востока]], сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.
   −
Слово ''казак'' заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имело значение «свободный, независимый человек, бродяга». В XIV – XV вв. так стали называть крестьян (см. [[Крестьянство|крестьянство]]) и городских (''посадских'') людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины ''вольных людей''. Казаки поселились в нижнем течении рек [[Днепр]]а, [[Дон]]а, [[Волга|Волги]], на [[Урал]]е. Основу их жизни первоначально составляли промыслы – охота, рыболовство, позднее – скотоводство и земледелие. Постепенно у казаков формировалось собственное войско, и важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время своих походов, воюя на границах России с кочевниками. Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в [[Сибирь|Сибири]]. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, [[хлеб]]. Постепенно ''казачество'' превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с [[Ермак]]ом, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и [[Дальний Восток|Дальнего Востока]], сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.
+
С XVIII в. царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах (см. [[Степан Разин]], [[Пугачёв Е.И.|Е.И. Пугачёв]]). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки продолжали пользоваться значительными привилегиями: сохраняли личную свободу – не были крепостными (см. [[Крепостной|крепостной]]), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения – ''станицы'' – жили по своим законам, их жители – ''станичники'' – были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или ''круг, сход'') казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина – ''атаман''.
   −
Царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, с XVIII в. постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах в XVII XVIII вв. (см. [[Степан Разин]], [[Пугачёв Е.И.|Е.И. Пугачёв]]). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки пользовались значительными привилегиями: они сохраняли личную свободу – не были крепостными (см. [[крепостной]]), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения – ''станицы'' – жили по своим законам, их жители – ''станичники'' – были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или ''круг, сход'') казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина – [[атаман]].
+
В XVIII – начале XX вв. всё взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. 25 – 35 лет, в XIX в. – 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой лошадью. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII – начала XX вв.: в победе над Наполеоном, в Швейцарских и Итальянских походах Суворова, Русско-турецких войнах и Кавказских конфликтах. Казаки составляли 2/3 всех российских конных войск. Правительство также широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX – начале XX вв.
   −
В XVIII – начале XX вв. всё взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. – 25 – 35 лет, в XIX в. – 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой [[лошадь]]ю. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII – начала XX вв. Царское правительство широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX – начале XX вв.
+
Общая численность казаков к 1917 г. превышала 4,4 млн. чел., в том числе около 480 тыс. чел. служилого состава.
   −
К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск, именовавшихся по названиям территорий, на которых они находились: Донское, Кубанское, Тверское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Амурское и др.
+
Казачьи войска традиционно именовались по названиям территорий, на которых они находились: Донское (самое многочисленное), Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское Уральское, Сибирское, Забайкальское,  Амурское, Уссурийское, Енисейское.
   −
В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах [[Белая гвардия|Белой гвардии]]. Беднейшие слои казачества поддерживали [[советская власть|советскую власть]] и воевали в [[Красная Армия|Красной армии]]. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: [[Будëнный С.М.|С.М. Будённый]], Л.М. Доватор, И.А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20-30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям.
+
В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах Белой гвардии. Беднейшие слои казачества поддерживали советскую власть и воевали в Красной армии. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: С.М. Будённый, Л.М. Доватор, И.А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20-30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям.
   −
Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций.
+
Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций. Создано Всероссийское казачье общество.
   −
В представлениях [[русские|русских]] женщины-казачки красивые, веселые, острые на язык, с сильным характером, ничем не уступающие своим мужьям, верные им, надёжные спутницы и воспитательницы достойных сыновей казаков.
+
По данным переписи населения 2020–2021 гг., численность казаков в России – 50 490 человек.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
 +
Казаки создали свою самобытную культуру, в которой русская и украинская культуры тесно связаны с культурой народов Кавказа. Это отразилось в обрядах, обычаях, в песнях и танцах,  народном костюме, в  кухне.
   −
Казаки создали свою самобытную культуру, которая является ветвью славянской культуры (русской и украинской). Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «По Дону гуляет казак молодой», «Каким ты был таким ты и остался….» (из кинофильма И.А. Пырьева «Кубанские казаки»).
+
Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «Любо, братцы, любо!»,  «Распрягайте хлопцы коней», «По Дону гуляет казак молодой».
   −
Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть [[Толстой Л.Н.|Л.Н. Толстого]] «Казаки», роман-эпопея [[Тихий Дон (роман)|«Тихий Дон»]] и «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
+
Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», повесть Л.Н. Толстого «Казаки», роман-эпопея «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М.А. Шолохова, а также их экранизации. В 1950 г. на экраны страны вышел фильм – лирическая комедия «Кубанские казаки» (режиссёр И.А. Пырьев). Фильм носил явно пропагандистский характер, однако радостное настроение, оптимизм и прекрасная музыка фильма сделали его одним из любимых кинопроизведений советских (см. [[Советский Союз]]) людей. Особенно знаменита песня из фильма «Каким ты был, таким остался…».
   −
Самые известные образы казачек созданы в романе-эпопее М.А. Шолохова [[Тихий Дон (роман)|«Тихий Дон»]] и его экранизации, сделанной режиссером С.А. Герасимовым (в роли Аксиньи – Элина Быстрицкая, в роли Натальи – Зинаида Кириенко), а также в фильмах И.А. Пырьева «Кубанские казаки» (в роли Галины Пересветовой – Марина Ладынина, в роли Даши Шелест – Клара Лучко) и Е.С. Матвеева и А.И. Бланка «Цыган» (в роли Клавдии – Клара Лучко).
+
Широко известен  Государственный ансамбль песни и пляски Донских казаков имени А. Квасова.
   −
О казачке Кате поется в знаменитой песне М.И. Блантера на слова И.Л. Сельвинского «Черноглазая казачка»:
+
Мировую известность имеет Государственный академический Кубанский казачий хор, созданный в 1811 г. Песни казаков очень ритмичны, «героизированы», приспособлены к условиям пешего и конного маршей. Подлинным шедевром народной музыки и своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора является песня «Роспрягайтэ, хлопци, конэй».
<poem>
  −
:::::::: ''Черноглазая казачка''
  −
:::::::: ''Подковала мне коня.''
  −
:::::::: ''Серебро с меня спросила,''
  −
:::::::: ''Труд недорого ценя''.
  −
:::::::: ''«Как зовут тебя, молодка?»''
  −
:::::::: ''А молодка говорит:''
  −
:::::::: ''«Имя ты мое услышишь''
  −
:::::::: ''Из-под топота копыт».
  −
''
  −
:::::::: ''Я по улице поехал,''
  −
:::::::: ''По дороге поскакал,''
  −
:::::::: ''По тропинке между бурых,''
  −
:::::::: ''Между серых между скал''.
  −
:::::::: ''Маша, Зина, Даша, Нина, -''
  −
:::::::: ''Все как будто не она!''
  −
:::::::: ''«Катя, Катя» – высекают''
  −
:::::::: ''Мне подковы скакуна.''
  −
</poem>
      +
На Кубани работал великий русский художник И.Е. Репин, искавший среди детей и внуков кубанских казаков колоритные, характерные лица для своей знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану».
   −
= В языке и речи =
+
Ежегодно на Кубани 14 октября отмечается День Кубанского казачьего войска.
 +
 
 +
В Краснодаре, Ставрополе, Луганске, Новочеркасске созданы музеи истории казачества и казачьего быта.В Москве в 2025 г. открыт Центральный музей истории казачества.
   −
От существительного ''казак'' образованы прилагательные ''казачий'' и ''казацкий''. Слово ''казачий'' употребляется в сочетаниях, имеющих значение «относящийся к казакам», а также к казачьим войскам (''казачья станица, казачий офицер, казачий полк''). Слово ''казацкий'' употребляется в сочетаниях со значением «такой, как у казака» – ''казацкая шапка'', ''казацкое седло''.
+
В современном сознании русских существует представление о казаках как о смелых и мужественных героях-защитниках, о женщинах-казачках – как  о красивых, веселых, острых на язык, с сильным характером, ничем не уступающим своим мужьям, верных им, надёжных спутницах и воспитательницах достойных сыновей казаков.
   −
Слово ''казак'' в наше время сохраняет и переносное значение – «свободный, вольный, независимый человек», что проявляется в ''устойчивом'' словосочетании ''вольный казак''.
+
= В языке и речи =
 +
В современном русском языке казаками называют  потомков уроженцев тех мест, где располагались казачьи войска. ''Казачка'' – жена или дочь казака.
   −
''Казачка'' – производное от слова ''казак'', которое заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имело значение «свободный, независимый человек, бродяга».
+
Популярна фраза из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», ставшая пословицей ''«Терпи, казак — атаманом будешь!»'', то есть для любого дела необходимо терпение, благодаря которому можно достичь высот.
    
= Медиатека =
 
= Медиатека =
Строка 63: Строка 50:  
# [[Медиатека:Каразин Н.Н. Сибирские казаки...|Н.Н. Каразин. «XVII столетие. Сибирские казаки у проведования новых землиц»]]<br />
 
# [[Медиатека:Каразин Н.Н. Сибирские казаки...|Н.Н. Каразин. «XVII столетие. Сибирские казаки у проведования новых землиц»]]<br />
 
# [[Медиатека:Суриков В.И. «Казаки в лодке»|В.И. Суриков. «Казаки в лодке»]]<br />
 
# [[Медиатека:Суриков В.И. «Казаки в лодке»|В.И. Суриков. «Казаки в лодке»]]<br />
# [[Медиатека:Афиша концерта «Ростов-ворота Кавказа»|Афиша концерта «Ростов – ворота Кавказа»]]<br />
+
# [[Медиатека: Суриков В.И. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1895|В.И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»]]<br />
 +
# [[Медиатека: Покорение Сибири Ермаком. Миниатюра Кунгурской летописи. Рубеж XVII-XVIII вв.|Миниатюра «Покорение Сибири Ермаком»]]<br />
 +
#  [[Медиатека:Репин И.Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»|И.Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»]]<br />
    
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==