казáчество
Особое привилегированное военное сословие в России XVI – начале XX веков.
Энциклопедическая справка
Сословие получило название от тюркского слова казак в значении «свободный, независимый человек, бродяга». В XIV – XV вв. так стали называть крестьян (см. крестьянство) и городских (посадских) людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины вольных людей. Казаки поселились в нижнем течении рек Днепра, Дона, Волги, на Урале. Основу их жизни первоначально составляли промыслы – охота, рыболовство, позднее – скотоводство и земледелие. Со временем у казаков сформировалось и собственное войско. Важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время походов, воюя на границах России с кочевниками.
Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в Сибири. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, хлеб. Постепенно казачество превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI – XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с Ермаком, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и Дальнего Востока, сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.
С XVIII в. царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах (см. Степан Разин, Е.И. Пугачёв). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки продолжали пользоваться значительными привилегиями: сохраняли личную свободу – не были крепостными (см. крепостной), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения – станицы – жили по своим законам, их жители – станичники – были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или круг, сход) казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина – атаман.
В XVIII – начале XX вв. всё взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. – 25 – 35 лет, в XIX в. – 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой лошадью. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII – начала XX вв.: в победе над Наполеоном, в Швейцарских и Итальянских походах Суворова, Русско-турецких войнах и Кавказских конфликтах. Казаки составляли 2/3 всех российских конных войск. Правительство также широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX – начале XX вв.
Общая численность казаков к 1917 г. превышала 4,4 млн. чел., в том числе около 480 тыс. чел. служилого состава.
Казачьи войска традиционно именовались по названиям территорий, на которых они находились: Донское (самое многочисленное), Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Енисейское.
В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах Белой гвардии. Беднейшие слои казачества поддерживали советскую власть и воевали в Красной армии. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: С.М. Будённый, Л.М. Доватор, И.А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20-30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям.
Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций. Создано Всероссийское казачье общество.
По данным переписи населения 2020–2021 гг., численность казаков в России – 50 490 человек.
В культуре
Казаки создали свою самобытную культуру, в которой русская и украинская культуры тесно связаны с культурой народов Кавказа. Это отразилось в обрядах, обычаях, в песнях и танцах, народном костюме, в кухне.
Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «Любо, братцы, любо!», «Распрягайте хлопцы коней», «По Дону гуляет казак молодой».
Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», повесть Л.Н. Толстого «Казаки», роман-эпопея «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М.А. Шолохова, а также их экранизации. В 1950 г. на экраны страны вышел фильм – лирическая комедия «Кубанские казаки» (режиссёр И.А. Пырьев). Фильм носил явно пропагандистский характер, однако радостное настроение, оптимизм и прекрасная музыка фильма сделали его одним из любимых кинопроизведений советских (см. Советский Союз) людей. Особенно знаменита песня из фильма «Каким ты был, таким остался…».
Широко известен Государственный ансамбль песни и пляски Донских казаков имени А. Квасова.
Мировую известность имеет Государственный академический Кубанский казачий хор, созданный в 1811 г. Песни казаков очень ритмичны, «героизированы», приспособлены к условиям пешего и конного маршей. Подлинным шедевром народной музыки и своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора является песня «Роспрягайтэ, хлопци, конэй».
На Кубани работал великий русский художник И.Е. Репин, искавший среди детей и внуков кубанских казаков колоритные, характерные лица для своей знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану».
Ежегодно на Кубани 14 октября отмечается День Кубанского казачьего войска.
В Краснодаре, Ставрополе, Луганске, Новочеркасске созданы музеи истории казачества и казачьего быта.В Москве в 2025 г. открыт Центральный музей истории казачества.
В современном сознании русских существует представление о казаках как о смелых и мужественных героях-защитниках, о женщинах-казачках – как о красивых, веселых, острых на язык, с сильным характером, ничем не уступающим своим мужьям, верных им, надёжных спутницах и воспитательницах достойных сыновей казаков.
В языке и речи
В современном русском языке казаками называют потомков уроженцев тех мест, где располагались казачьи войска. Казачка – жена или дочь казака.
Популярна фраза из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», ставшая пословицей «Терпи, казак — атаманом будешь!», то есть для любого дела необходимо терпение, благодаря которому можно достичь высот.
Медиатека
Репродукции
- Н.Н. Каразин. «XVII столетие. Сибирские казаки у проведования новых землиц»
- В.И. Суриков. «Казаки в лодке»
- В.И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
- Миниатюра «Покорение Сибири Ермаком»
- И.Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Фотографии
- Кубанские казаки. Фотография XIX века
- Памятник обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска
- «Атамань» – музей казачьего быта
- День Кубанского казачьего войска
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=казáчество|image=Казачество.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=казáчество|image=Казачество.jpg}} |
| | | |
− | статья в работе
| + | Особое привилегированное военное сословие в России XVI – начале XX веков. |
| | | |
− | Казак - потомок казаков, уроженец тех мест, где располагались казачьи войска. Казачка - жена или дочь казака.
| + | = Энциклопедическая справка = |
| + | Сословие получило название от тюркского слова ''казак'' в значении «свободный, независимый человек, бродяга». В XIV – XV вв. так стали называть крестьян (см. [[Крестьянство|крестьянство]]) и городских (посадских) людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины вольных людей. Казаки поселились в нижнем течении рек [[Днепр|Днепра]], [[Дон|Дона]], [[Волга|Волги]], на [[Урал|Урале]]. Основу их жизни первоначально составляли промыслы – охота, рыболовство, позднее – скотоводство и земледелие. Со временем у казаков сформировалось и собственное войско. Важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время походов, воюя на границах России с кочевниками. |
| | | |
− | = Энциклопедическая справка =
| + | Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в [[Сибирь|Сибири]]. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, хлеб. Постепенно казачество превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI – XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с Ермаком, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и [[Дальний Восток|Дальнего Востока]], сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России. |
| | | |
− | Слово ''казак'' заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имело значение «свободный, независимый человек, бродяга». В XIV – XV вв. так стали называть крестьян (см. [[Крестьянство|крестьянство]]) и городских (''посадских'') людей, которые бежали из центральных районов России и Украины на южные и юго-восточные окраины государства, где создали общины ''вольных людей''. Казаки поселились в нижнем течении рек [[Днепр]]а, [[Дон]]а, [[Волга|Волги]], на [[Урал]]е. Основу их жизни первоначально составляли промыслы – охота, рыболовство, позднее – скотоводство и земледелие. Постепенно у казаков формировалось собственное войско, и важным источником существования казаков становилась также военная добыча, которую они брали во время своих походов, воюя на границах России с кочевниками. Начиная с XVI в. царское правительство стремилось использовать казаков для защиты границ, освоения новых земель на Урале и в [[Сибирь|Сибири]]. Поэтому казакам посылалось царское жалование, оружие, [[хлеб]]. Постепенно ''казачество'' превращалось в особое привилегированное военное сословие. В XVI – XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Казаки вписали славные страницы в историю страны: во главе с [[Ермак]]ом, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и [[Дальний Восток|Дальнего Востока]], сыграли большую роль в защите и расширении государственных границ России.
| + | С XVIII в. царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах (см. [[Степан Разин]], [[Пугачёв Е.И.|Е.И. Пугачёв]]). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки продолжали пользоваться значительными привилегиями: сохраняли личную свободу – не были крепостными (см. [[Крепостной|крепостной]]), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения – ''станицы'' – жили по своим законам, их жители – ''станичники'' – были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или ''круг, сход'') казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина – ''атаман''. |
| | | |
− | Царское правительство, стремясь подчинить себе казачество, с XVIII в. постепенно стало ограничивать автономию казачьих областей. Это было одной из причин активного участия казаков в восстаниях и крестьянских войнах в XVII – XVIII вв. (см. [[Степан Разин]], [[Пугачёв Е.И.|Е.И. Пугачёв]]). В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в казачьи войска, а во второй половине XVIII в. они были полностью подчинены правительству. В то же время казаки пользовались значительными привилегиями: они сохраняли личную свободу – не были крепостными (см. [[крепостной]]), были освобождены от уплаты государственных налогов; земля, занимаемая казачьими войсками, была передана им в «вечное пользование». Казачьи селения – ''станицы'' – жили по своим законам, их жители – ''станичники'' – были воинами и земледельцами. Казачья община сочетала социальные, хозяйственные и военные функции. Все важнейшие дела обсуждало общее собрание (или ''круг, сход'') казаков. Из числа самых авторитетных казаков выбирался, а с XIX в. назначался, старшина – [[атаман]].
| + | В XVIII – начале XX вв. всё взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. – 25 – 35 лет, в XIX в. – 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой лошадью. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII – начала XX вв.: в победе над Наполеоном, в Швейцарских и Итальянских походах Суворова, Русско-турецких войнах и Кавказских конфликтах. Казаки составляли 2/3 всех российских конных войск. Правительство также широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX – начале XX вв. |
| | | |
− | В XVIII – начале XX вв. всё взрослое мужское казачье население с I8 лет обязано было нести военную службу (в XVIII в. – 25 – 35 лет, в XIX в. – 20 лет). На службу казак являлся со своим обмундированием (одеждой), холодным оружием и верховой [[лошадь]]ю. Казаки отличались высокой боевой выучкой, отчаянной смелостью, верностью воинскому долгу и бесстрашием. Казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII – начала XX вв. Царское правительство широко использовало казаков для охраны, полицейской службы и подавления национально-освободительного и революционного движения в конце XIX – начале XX вв.
| + | Общая численность казаков к 1917 г. превышала 4,4 млн. чел., в том числе около 480 тыс. чел. служилого состава. |
| | | |
− | К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск, именовавшихся по названиям территорий, на которых они находились: Донское, Кубанское, Тверское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Амурское и др.
| + | Казачьи войска традиционно именовались по названиям территорий, на которых они находились: Донское (самое многочисленное), Кубанское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Енисейское. |
| | | |
− | В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах [[Белая гвардия|Белой гвардии]]. Беднейшие слои казачества поддерживали [[советская власть|советскую власть]] и воевали в [[Красная Армия|Красной армии]]. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: [[Будëнный С.М.|С.М. Будённый]], Л.М. Доватор, И.А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20-30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям. | + | В годы Гражданской войны казачество выступало в основном на стороне контрреволюционных сил; значительная часть казаков оказалась в рядах Белой гвардии. Беднейшие слои казачества поддерживали советскую власть и воевали в Красной армии. Прославились командиры казачьих соединений Красной Армии: С.М. Будённый, Л.М. Доватор, И.А. Плиев и др. В 1920 г. казачество, как и другие сословия, было упразднено. В конце 20-30-х гг. тысячи казаков, воевавших на стороне белых или сочувствовавшие им, подвергались репрессиям. |
| | | |
− | Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций. | + | Начиная со второй половины 80-х гг. в России идет процесс возрождения казачества. На землях, где традиционно располагались казачьи войска, создаются общественные организации, целью которых является восстановление казачьего самоуправления, военных и культурных традиций. Создано Всероссийское казачье общество. |
| | | |
− | В представлениях [[русские|русских]] женщины-казачки красивые, веселые, острые на язык, с сильным характером, ничем не уступающие своим мужьям, верные им, надёжные спутницы и воспитательницы достойных сыновей казаков.
| + | По данным переписи населения 2020–2021 гг., численность казаков в России – 50 490 человек. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| + | Казаки создали свою самобытную культуру, в которой русская и украинская культуры тесно связаны с культурой народов Кавказа. Это отразилось в обрядах, обычаях, в песнях и танцах, народном костюме, в кухне. |
| | | |
− | Казаки создали свою самобытную культуру, которая является ветвью славянской культуры (русской и украинской). Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «По Дону гуляет казак молодой», «Каким ты был таким ты и остался….» (из кинофильма И.А. Пырьева «Кубанские казаки»).
| + | Особенно знамениты казачьи песни. Самые известные из них: «Любо, братцы, любо!», «Распрягайте хлопцы коней», «По Дону гуляет казак молодой». |
| | | |
− | Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть [[Толстой Л.Н.|Л.Н. Толстого]] «Казаки», роман-эпопея [[Тихий Дон (роман)|«Тихий Дон»]] и «Донские рассказы» М.А. Шолохова. | + | Жизнь казачества описана во многих произведениях русской литературы ХIХ и ХХ вв. Наиболее известными являются повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», повесть Л.Н. Толстого «Казаки», роман-эпопея «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М.А. Шолохова, а также их экранизации. В 1950 г. на экраны страны вышел фильм – лирическая комедия «Кубанские казаки» (режиссёр И.А. Пырьев). Фильм носил явно пропагандистский характер, однако радостное настроение, оптимизм и прекрасная музыка фильма сделали его одним из любимых кинопроизведений советских (см. [[Советский Союз]]) людей. Особенно знаменита песня из фильма «Каким ты был, таким остался…». |
| | | |
− | Самые известные образы казачек созданы в романе-эпопее М.А. Шолохова [[Тихий Дон (роман)|«Тихий Дон»]] и его экранизации, сделанной режиссером С.А. Герасимовым (в роли Аксиньи – Элина Быстрицкая, в роли Натальи – Зинаида Кириенко), а также в фильмах И.А. Пырьева «Кубанские казаки» (в роли Галины Пересветовой – Марина Ладынина, в роли Даши Шелест – Клара Лучко) и Е.С. Матвеева и А.И. Бланка «Цыган» (в роли Клавдии – Клара Лучко).
| + | Широко известен Государственный ансамбль песни и пляски Донских казаков имени А. Квасова. |
| | | |
− | О казачке Кате поется в знаменитой песне М.И. Блантера на слова И.Л. Сельвинского «Черноглазая казачка»:
| + | Мировую известность имеет Государственный академический Кубанский казачий хор, созданный в 1811 г. Песни казаков очень ритмичны, «героизированы», приспособлены к условиям пешего и конного маршей. Подлинным шедевром народной музыки и своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора является песня «Роспрягайтэ, хлопци, конэй». |
− | <poem>
| |
− | :::::::: ''Черноглазая казачка''
| |
− | :::::::: ''Подковала мне коня.''
| |
− | :::::::: ''Серебро с меня спросила,''
| |
− | :::::::: ''Труд недорого ценя''.
| |
− | :::::::: ''«Как зовут тебя, молодка?»''
| |
− | :::::::: ''А молодка говорит:''
| |
− | :::::::: ''«Имя ты мое услышишь''
| |
− | :::::::: ''Из-под топота копыт».
| |
− | ''
| |
− | :::::::: ''Я по улице поехал,''
| |
− | :::::::: ''По дороге поскакал,''
| |
− | :::::::: ''По тропинке между бурых,''
| |
− | :::::::: ''Между серых между скал''.
| |
− | :::::::: ''Маша, Зина, Даша, Нина, -''
| |
− | :::::::: ''Все как будто не она!''
| |
− | :::::::: ''«Катя, Катя» – высекают''
| |
− | :::::::: ''Мне подковы скакуна.''
| |
− | </poem>
| |
| | | |
| + | На Кубани работал великий русский художник И.Е. Репин, искавший среди детей и внуков кубанских казаков колоритные, характерные лица для своей знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану». |
| | | |
− | = В языке и речи =
| + | Ежегодно на Кубани 14 октября отмечается День Кубанского казачьего войска. |
| + | |
| + | В Краснодаре, Ставрополе, Луганске, Новочеркасске созданы музеи истории казачества и казачьего быта.В Москве в 2025 г. открыт Центральный музей истории казачества. |
| | | |
− | От существительного ''казак'' образованы прилагательные ''казачий'' и ''казацкий''. Слово ''казачий'' употребляется в сочетаниях, имеющих значение «относящийся к казакам», а также к казачьим войскам (''казачья станица, казачий офицер, казачий полк''). Слово ''казацкий'' употребляется в сочетаниях со значением «такой, как у казака» – ''казацкая шапка'', ''казацкое седло''.
| + | В современном сознании русских существует представление о казаках как о смелых и мужественных героях-защитниках, о женщинах-казачках – как о красивых, веселых, острых на язык, с сильным характером, ничем не уступающим своим мужьям, верных им, надёжных спутницах и воспитательницах достойных сыновей казаков. |
| | | |
− | Слово ''казак'' в наше время сохраняет и переносное значение – «свободный, вольный, независимый человек», что проявляется в ''устойчивом'' словосочетании ''вольный казак''.
| + | = В языке и речи = |
| + | В современном русском языке казаками называют потомков уроженцев тех мест, где располагались казачьи войска. ''Казачка'' – жена или дочь казака. |
| | | |
− | ''Казачка'' – производное от слова ''казак'', которое заимствовано русским языком из тюркских языков, где оно имело значение «свободный, независимый человек, бродяга». | + | Популярна фраза из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», ставшая пословицей ''«Терпи, казак — атаманом будешь!»'', то есть для любого дела необходимо терпение, благодаря которому можно достичь высот. |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |
Строка 63: |
Строка 50: |
| # [[Медиатека:Каразин Н.Н. Сибирские казаки...|Н.Н. Каразин. «XVII столетие. Сибирские казаки у проведования новых землиц»]]<br /> | | # [[Медиатека:Каразин Н.Н. Сибирские казаки...|Н.Н. Каразин. «XVII столетие. Сибирские казаки у проведования новых землиц»]]<br /> |
| # [[Медиатека:Суриков В.И. «Казаки в лодке»|В.И. Суриков. «Казаки в лодке»]]<br /> | | # [[Медиатека:Суриков В.И. «Казаки в лодке»|В.И. Суриков. «Казаки в лодке»]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Афиша концерта «Ростов-ворота Кавказа»|Афиша концерта «Ростов – ворота Кавказа»]]<br /> | + | # [[Медиатека: Суриков В.И. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1895|В.И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Покорение Сибири Ермаком. Миниатюра Кунгурской летописи. Рубеж XVII-XVIII вв.|Миниатюра «Покорение Сибири Ермаком»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Репин И.Е. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»|И.Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»]]<br /> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |