Лингвострановедческий словарь «Россия».

Передвижники/C1-C2: различия между версиями


Версия 14:15, 26 ноября 2018

Peredvi s.jpg
передви́жники

Художники-реалисты, входившие в крупнейшее в России второй половины XIX в. демократическое творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870-1923 гг.).

Энциклопедическая справка

Товарищество было образовано в 1870 г. в Петербурге в противовес официальному центру русского искусства – петербургской Академии художеств; в него в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Вал.А. Серов. Идейным лидером объединения был Крамской, который ещё в 1863 г. возглавил протест выпускников Академии художеств, отказавшихся писать дипломные картины на заданный Советом Академии далёкий от жизни сюжет. Вышедшие из Академии художники объединились в «Петербургскую артель художников». «Артель» была организована по принципу коммуны: художники работали вместе и распределяли заказы среди участников группы. В своей деятельности они следовали идеям русских критиков, социал-демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Из «Артели» выросло «Товарищество передвижных художественных выставок». В новом объединении Крамской сохранил своё лидерство.

Передвижники считали, что искусство должно отражать реальную жизнь, быть не салонным, социальным по проблематике и адресованным не элитарному, а демократическому зрителю, просвещать его. Художников группы идейно поддерживали художественный критик В.В. Стасов и коллекционер П.М. Третьяков, покупавший по специальным заказам их картины. Передвижники организовывали свои выставки в разных городах Российской империи: Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Орле, Риге, Одессе. С 1871 г. по 1923 г. прошло 48 выставок объединения. Самым распространённым жанром на выставках была бытовая живопись (картины Репина, Перова, Мясоедова); историческая живопись была представлена работами Сурикова и Ге; батальные картины писал Верещагин; в жанре портрета работали Крамской, Репин и Перов. В объединение входило несколько художников, работающих в пейзажном жанре – Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан.

Расцветом «Товарищества» стали 1870-1880-е гг., когда в творчестве передвижников критический реализм достиг своей кульминации. В конце 1880-х гг. в группе начался творческий кризис: художники не находили больших и значимых общественно-политических тем. Возник конфликт между старшим и молодым поколениями передвижников. В картинах молодых художников Вал.А. Серова и К.А. Коровина старшие мастера видели формализм и безыдейность. В.М. Васнецов обратился к фольклорной и религиозной тематике. Многие передвижники вернулись к преподаванию в Академии художеств или вошли в другие художественные объединения, возникшие в России в конце XIX в. Искусство передвижников утратило критическую направленность и глубину. В 1923-1924 гг. уже малочисленное «Товарищество» влилось в объединение пролетарских художников.

В культуре

Крупнейшие коллекции произведений передвижников находятся в России в Третьяковской галерее и Русском музее.

Для большинства россиян передвижники – самые известные художники в истории русского изобразительного искусства, так как их произведения в советское (см. Советский Союз) время активно пропагандировались, репродукции картин были включены в школьные (см. школа) учебники. В наше время традиция передвижников сохраняется в творчестве ряда художников-реалистов.

В языке и речи

В речи название объединения «Товарищество передвижных художественных выставок» употребляется редко. Чаще говорят о товариществе передвижников, о традициях передвижников, о передвижниках ХХI века.

Медиатека

Репродукции

  1. В.М. Васнецов. «Алëнушка»
  2. В.В. Верещагин. «Расстрел в Кремле»
  3. А.М. Васнецов «За варкой варенья»
  4. Н.Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
  5. И.И. Левитан. «Владимирка»
  6. И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого»
  7. В.Е. Маковский «Варят варенье»
  8. Г.Г. Мясоедов. «Страдная пора (Косцы)»
  9. В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
  10. В.Д. Поленов. «Московский дворик»
  11. А.К. Саврасов. «Грачи прилетели»
  12. В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
  13. И.И. Шишкин, К.А. Савицкий. «Утро в сосновом лесу»
  14. И.Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии»
  15. И.Е. Репин. «Портрет П.М. Третьякова»
  16. И.Е. Репин. «Не ждали»
  17. И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге»

Фотографии

  1. Илья Ефимович Репин

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Картина В.М. Васнецова «Алёнушка»
  2. Как «Алёнушка» В.М. Васнецова
  3. Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
  4. Как «Тройка» В.Г. Перова
Строка 42: Строка 42:     
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
 +
# [[Медиатека:Репин И.Е. Фотография 1890-х годов|Илья Ефимович Репин]]<br />
    
= Интерактивные задания =
 
= Интерактивные задания =