раско́л
Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха Никона.
Энциклопедическая справка
На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение церкви, осознававшей себя в качестве главной опоры православия и преемницы Византии.
В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозных Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.
Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской Руси), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах. Народу, привыкшему креститься (см. крест) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое у греков).
Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились старообрядцы (см. старообрядец) или раскольники, которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.
Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. крестьянин) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на Север, за Волгу, на Урал и в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.
Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста стали массовые самосожжения старообрядцев. Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены.
Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества.
В культуре
Событиям, связанным с расколом, посвящена знаменитая картина «Боярыня Морозова» выдающегося русского художника В.И. Сурикова, а также живописные работы В.Е. Нестерова, Г.Г. Мясоедова и др.
В языке и речи
Долгое время слова раскол и старообрядчество официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, расколом принято именовать определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства.
Литературоведы полагают, что от существительного раскол образована фамилия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, символизирующая его «расколотое» и противоречивое сознание.
Медиатека
Репродукции
- Крестное знамение старообрядцев
- Современное православное крестное знамение
- Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
- Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу
- Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра
- В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
- Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»
- С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»
- В.Е. Нестеров. «Аввакум Петрович (протопоп)»
- Священномученик протопоп Аввакум с избранными священномучениками. Икона
- Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона
Фотографии
- Саккос патриарха Никона
- Памятник протопопу Аввакуму
- Памятник патриарху Никону
|
|
Строка 6: |
Строка 6: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | К середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение Русской [[Церковь (организация)|церкви]], осознавшей себя в качестве главной твердыни [[Православие|православия]] и преемницы Византии. Возникла необходимость в церковных реформах, пересмотре церковных книг, унификации иконографии, чтобы вернуть церковь к греческим канонам. Всё это обострило возникшие в стране проблемы: падение нравов духовенства и простого народа, широкое распространение в народе языческих навыков и обрядов (см. язычество), появление ''ересей'', то есть отклонений от официальных церковных догматов. В самих церковных службах царил разнобой, который диктовал необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб, уставов и обрядов. Кроме того, [[Москва/C1-C2|Москва]] как центр православия использовала исконно русские обряды, которых не придерживались верующие других православных государств и народов. В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, преемницы Византии, властный и амбициозных Патриарх начал реформу по унификации церковной службы и обрядов. За образец были взяты греческое правила; было также решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. На печатном [[Двор|дворе]] развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.
| + | На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение [[Церковь (организация)|церкви]], осознававшей себя в качестве главной опоры [[Православие|православия]] и преемницы Византии. |
| | | |
− | Всё это привело к мучительному брожению умов, положив начало расколу. Увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о всякой осторожности и необходимости долготерпения в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Так, народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое к тому времени у греков).
| + | В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозных Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг. |
| + | |
| + | Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах. Народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое у греков). |
| | | |
| Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям. | | Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям. |
| | | |
− | Проблема раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]) и простых горожан, жителей посада (торгово-промышленной части города), увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сподвижников, бежали на крайние рубежи России – на [[Север]], в Заволжье, на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''. Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста явились массовые самосожжения (или «огненные крещения»). Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены.
| + | Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на [[Север]], за [[Волга|Волгу]], на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''. |
| + | |
| + | Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста стали массовые самосожжения старообрядцев. Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены. |
| | | |
− | Главным результатом раскола, его драматическим итогом, явилось действительное церковное разделение – образование особой ветви православия в виде старообрядчества. Долгое время слова ''раскол'' и ''старообрядчество'' официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, ''расколом'' принято именовать не вероисповедание, а определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства. | + | Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Событиям, связанным с расколом, посвящена знаменитая картина «Боярыня Морозова» выдающегося русского художника В.И. Сурикова. | + | Событиям, связанным с расколом, посвящена знаменитая картина «Боярыня Морозова» выдающегося русского художника В.И. Сурикова, а также живописные работы В.Е. Нестерова, Г.Г. Мясоедова и др. |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | Полагают, что от существительного ''раскол'' образована фамилия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, символизирующая его «расколотое» и противоречивое сознание.
| + | Долгое время слова ''раскол'' и ''старообрядчество'' официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, ''расколом'' принято именовать определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства. |
| + | |
| + | Литературоведы полагают, что от существительного ''раскол'' образована фамилия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, символизирующая его «расколотое» и противоречивое сознание. |
| + | |
| | | |
| = Медиатека = | | = Медиатека = |