иконостáс
Легкая стена с рядами икон (см. икона), которая отделяет алтарь от основной части православного (см. православие) храма (от греческого eicon — ‘образ, изображение’; stasis — ‘место стояния’). На Руси появился в XIV—XV вв.
Энциклопедическая справка
Обычно иконостас состоит из пяти рядов или чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности. Положение и порядок икон имеют символическое религиозное значение.
В иконах праотеческого ряда — история церкви, представленная в Ветхом Завете. В центре чина обычно находится икона Ветхозаветной Троицы, на которой изображены три ангела, явившиеся Аврааму и Саре, чтобы сообщить о том, что у них родится сын Исаак.
Пророческий чин представляет иконы пророков. В центре находится икона Богоматери Знамения, на ней Дева Мария изображена в молитвенной позе с поднятыми вверх руками (см. Богородица).
Праздничный чин составляют иконы, на которых изображены эпизоды из жизни Иисуса и Богоматери, в этот ряд включены иконы Двунадесятых праздников.
Деисусный чин получил свое название от греческого слова ‘моление, прошение’. В центре этого ряда находится икона Спаса в силах, на которой Иисус изображен на престоле и в окружении ангелов. Справа и слева к нему склоняются фигуры святых в молитвенных позах. Обычно справа от Христа находится икона Богоматери, а слева — Иоанна Крестителя. Смысл этого чина в том, что святые молятся Иисусу и просят его быть милосердным.
В центре нижнего чина находятся царские врата – двустворчатая дверь, на которой обычно изображаются четыре евангелиста. Царские врата иногда называют райскими или небесными, они, в представлениях православных, служат главным входом в рай, который символизирует алтарь. Справа от царских врат находится местная, храмовая, икона, то есть икона, связанная с тем святым или праздником, которому посвящена церковь. Поэтому нижний чин иконостаса называется местным. Кроме центральных царских врат, в иконостасе есть еще северные и южные врата.
В культуре
С XVI—XVII вв. в иконостас включают еще несколько рядов: апостольский (иконы с изображением учеников Христа) и страстной (эпизоды страстной недели, последней недели жизни Иисуса перед распятием).
Над иконостасом располагается крест с фигурой распятого Христа.
В языке и речи
В разговорной речи слово иконостас употребляется иронически для называния некоторых организованных рядов предметов — например, орденов или портретов.
«B2-C1» не входит в список (B1-B2, A1-A2, C1-C2) допустимых значений для свойства «Уровень владения языком».
|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
− | иконостáс | + | '''иконостáс''' |
| | | |
− | Легкая стена с рядами икон (см. икона*), которая отделяет алтарь от основной части православного (см. православие*) храма* (от греческого eicon – ‘образ, изображение’; stasis – ‘место стояния’). На Руси* появился в XIV – XV вв. | + | Легкая стена с рядами икон (см. [[икона]]), которая отделяет алтарь от основной части православного (см. [[православие]]) [[храм]]а (от греческого ''eicon'' — ‘образ, изображение’; ''stasis'' — ‘место стояния’). На [[Русь|Руси]] появился в XIV—XV вв. |
| | | |
− | Энциклопедическая справка | + | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Обычно иконостас состоит из пяти рядов или чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности. Положение и порядок икон имеют символическое религиозное значение. | + | Обычно иконостас состоит из пяти рядов или ''чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного''. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности. Положение и порядок икон имеют символическое религиозное значение. |
| | | |
− | В иконах праотеческого ряда – история церкви*, представленная в Ветхом Завете. В центре чина обычно находится икона Ветхозаветной Троицы, на которой изображены три ангела, явившиеся Аврааму и Саре, чтобы сообщить о том, что у них родится сын Исаак. | + | В иконах праотеческого ряда — история [[церковь|церкви]], представленная в Ветхом Завете. В центре чина обычно находится икона Ветхозаветной '''Троицы''', на которой изображены три ангела, явившиеся Аврааму и Саре, чтобы сообщить о том, что у них родится сын Исаак. |
| | | |
− | Пророческий чин представляет иконы пророков. В центре находится икона Богоматери Знамения, на ней Дева Мария изображена в молитвенной позе с поднятыми вверх руками (см. Богородица*). | + | Пророческий чин представляет иконы пророков. В центре находится икона Богоматери Знамения, на ней Дева Мария изображена в молитвенной позе с поднятыми вверх руками (см. [[Богородица]]). |
| | | |
− | Праздничный чин составляют иконы, на которых изображены эпизоды из жизни Иисуса и Богоматери, в этот ряд включены иконы Двунадесятых праздников*. | + | Праздничный чин составляют иконы, на которых изображены эпизоды из жизни Иисуса и Богоматери, в этот ряд включены иконы [[Двунадесятые праздники|Двунадесятых праздников]]. |
| | | |
− | Деисусный чин получил свое название от греческого слова ‘моление, прошение’. В центре этого ряда находится икона Спаса в силах, на которой Иисус изображен на престоле и в окружении ангелов. Справа и слева к нему склоняются фигуры святых в молитвенных позах. Обычно справа от Христа находится икона Богоматери, а слева – Иоанна Крестителя. Смысл этого чина в том, что святые молятся Иисусу и просят его быть милосердным. | + | Деисусный чин получил свое название от греческого слова ‘моление, прошение’. В центре этого ряда находится икона Спаса в силах, на которой Иисус изображен на престоле и в окружении ангелов. Справа и слева к нему склоняются фигуры святых в молитвенных позах. Обычно справа от Христа находится икона Богоматери, а слева — Иоанна Крестителя. Смысл этого чина в том, что святые молятся Иисусу и просят его быть милосердным. |
| | | |
− | В центре нижнего чина находятся царские врата – двустворчатая дверь, на которой обычно изображаются четыре евангелиста. Царские врата иногда называют райскими или небесными, они, в представлениях православных, служат главным входом в рай, который символизирует алтарь. Справа от царских врат находится местная, храмовая, икона, то есть икона, связанная с тем святым или праздником, которому посвящена церковь. Поэтому нижний чин иконостаса называется местным. Кроме центральных царских врат, в иконостасе есть еще северные и южные врата. | + | В центре нижнего чина находятся ''царские врата'' – двустворчатая дверь, на которой обычно изображаются четыре евангелиста. Царские врата иногда называют ''райскими'' или ''небесными'', они, в представлениях православных, служат главным входом в рай, который символизирует алтарь. Справа от царских врат находится местная, храмовая, икона, то есть икона, связанная с тем святым или праздником, которому посвящена церковь. Поэтому нижний чин иконостаса называется местным. Кроме центральных царских врат, в иконостасе есть еще северные и южные врата. |
| | | |
− | В культуре | + | = В культуре = |
| | | |
− | С XVI – XVII вв. в иконостас включают еще несколько рядов: апостольский (иконы с изображением учеников Христа) и страстной (эпизоды страстной недели, последней недели жизни Иисуса перед распятием). | + | С XVI—XVII вв. в иконостас включают еще несколько рядов: апостольский (иконы с изображением учеников Христа) и страстной (эпизоды страстной недели, последней недели жизни Иисуса перед распятием). |
− |
| + | |
− | Над иконостасом располагается крест* с фигурой распятого Христа. | + | Над иконостасом располагается [[крест]] с фигурой распятого Христа. |
| | | |
− | В языке и речи | + | = В языке и речи = |
| | | |
− | В разговорной речи слово иконостас употребляется иронически для называния некоторых организованных рядов предметов – например, орденов или портретов. | + | В разговорной речи слово ''иконостас'' употребляется иронически для называния некоторых организованных рядов предметов — например, орденов или портретов. |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |