раско́л
Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха Никона.
Энциклопедическая справка
На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение церкви, осознававшей себя в качестве главной опоры православия и преемницы Византии.
В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозный Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.
Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской Руси), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах: народу, привыкшему креститься (см. крест) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое у греков).
Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию.
Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились старообрядцы (см. старообрядец) или раскольники, которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.
Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. крестьянство) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на Север, за Волгу, на Урал и в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.
Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. (см. Соловецкие острова) и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.).
Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества.
В культуре
Событиям, связанным с расколом, посвящена знаменитая картина «Боярыня Морозова» выдающегося русского художника В.И. Сурикова, а также живописные работы В.Е. Нестерова, Г.Г. Мясоедова и др.
В языке и речи
Долгое время слова раскол и старообрядчество официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, расколом принято именовать определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства.
Литературоведы полагают, что от существительного раскол образована фамилия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, символизирующая его «расколотое» и противоречивое сознание.
Медиатека
Репродукции
- Крестное знамение старообрядцев
- Современное православное крестное знамение
- Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
- Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу
- Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра
- М.В. Григорьев(?). «Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок
- А.Д. Кившенко. «Церковный собор 1654 г. Начало раскола»
- В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
- С.Д. Милорадович. «Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году»
- Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»
- С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»
- В.Е. Нестеров. «Аввакум Петрович (протопоп)»
- Священномученик протопоп Аввакум с избранными священномучениками. Икона
- Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона
- С.В. Иванов. «Во времена раскола»
Фотографии
- Саккос патриарха Никона
- Памятник протопопу Аввакуму
- Памятник патриарху Никону
- Соловецкий монастырь
- Патриарх Никон на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
- Памятник-часовня с барельефом патриарха Никона в селе Вельдеманово
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Во времена раскола
|
|
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Заголовок статьи|name=раско́л|image=Raskol new.jpg}} | | {{Заголовок статьи|name=раско́л|image=Raskol new.jpg}} |
− |
| |
| | | |
| Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха [[Никон|Никона]]. | | Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха [[Никон|Никона]]. |
Строка 8: |
Строка 7: |
| На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение [[Церковь (организация)|церкви]], осознававшей себя в качестве главной опоры [[Православие|православия]] и преемницы Византии. | | На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение [[Церковь (организация)|церкви]], осознававшей себя в качестве главной опоры [[Православие|православия]] и преемницы Византии. |
| | | |
− | В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозных Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг. | + | В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозный Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном [[Двор|дворе]] развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг. |
| + | |
| + | Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах: народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое у греков). |
| | | |
− | Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах. Народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое у греков).
| + | Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. |
| | | |
− | Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.
| + | Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям. |
| | | |
− | Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на [[Север]], за [[Волга|Волгу]], на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''. | + | Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[крестьянство]]) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на [[Север]], за [[Волга|Волгу]], на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''. |
| | | |
− | Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста стали массовые самосожжения старообрядцев. Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены. | + | Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. (см. [[Соловецкие острова/C1-C2|Соловецкие острова]]) и в восстании под предводительством [[Степан Разин/C1-C2|Степана Разина]] (1670-1671 гг.). |
| | | |
− | Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества. | + | Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
Строка 40: |
Строка 41: |
| # [[Медиатека:Челобитная патриарха Никона|Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу]]<br /> | | # [[Медиатека:Челобитная патриарха Никона|Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу]]<br /> |
| # [[Медиатека:Миниатюра. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме|Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра]]<br /> | | # [[Медиатека:Миниатюра. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме|Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX в.|М.В. Григорьев(?). «Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Кившенко А.Д. Церковный собор 1654 года. Начало раскола|А.Д. Кившенко. «Церковный собор 1654 г. Начало раскола»]]<br /> |
| # [[Медиатека:Суриков В.И. «Боярыня Морозова»|В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»]]<br /> | | # [[Медиатека:Суриков В.И. «Боярыня Морозова»|В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»]]<br /> |
− | # [[Медиатека:Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX в.|Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок]]<br /> | + | # [[Медиатека:Милорадович С.Д. Чёрный собор|С.Д. Милорадович. «Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году»]]<br /> |
| # [[Медиатека:Мясоедов Г.Г. Сожжение протопопа Аввакума|Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»]]<br /> | | # [[Медиатека:Мясоедов Г.Г. Сожжение протопопа Аввакума|Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»]]<br /> |
| # [[Медиатека:Милорадович С. Переход Аввакума к месту даурской ссылки|С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»]]<br /> | | # [[Медиатека:Милорадович С. Переход Аввакума к месту даурской ссылки|С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»]]<br /> |
Строка 47: |
Строка 50: |
| # [[Медиатека:Священномученик протопоп Аввакум. Икона. XIX век|Священномученик протопоп Аввакум с избранными священномучениками. Икона]]<br /> | | # [[Медиатека:Священномученик протопоп Аввакум. Икона. XIX век|Священномученик протопоп Аввакум с избранными священномучениками. Икона]]<br /> |
| # [[Медиатека:Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона|Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона]]<br /> | | # [[Медиатека:Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона|Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Иванов С.В. Во времена раскола|С.В. Иванов. «Во времена раскола»]]<br /> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
Строка 53: |
Строка 57: |
| # [[Медиатека:Памятник Патриарху Никону в Саранске|Памятник патриарху Никону]]<br /> | | # [[Медиатека:Памятник Патриарху Никону в Саранске|Памятник патриарху Никону]]<br /> |
| # [[Медиатека:Соловецкий монастырь|Соловецкий монастырь]]<br /> | | # [[Медиатека:Соловецкий монастырь|Соловецкий монастырь]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Патриарх Никон на памятнике «1000 летие России»|Патриарх Никон на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Памятник-часовня на месте дома семьи Никона в Вельдеманово|Памятник-часовня с барельефом патриарха Никона в селе Вельдеманово]]<br /> |
| + | |
| + | = Интерактивные задания = |
| + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/raskol_pf_1 Во времена раскола]<br /> |
| + | |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Религия]] | | [[Категория:Религия]] |
| [[Категория:История страны]] | | [[Категория:История страны]] |