Лингвострановедческий словарь «Россия».

Раскол/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 10:59, 12 февраля 2025

Raskol new.jpg
раско́л

Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха Никона.

Энциклопедическая справка

На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение церкви, осознававшей себя в качестве главной опоры православия и преемницы Византии.

В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозный Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.

Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской Руси), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах: народу, привыкшему креститься (см. крест) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое у греков).

Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию.

Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились старообрядцы (см. старообрядец) или раскольники, которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.

Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. крестьянство) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на Север, за Волгу, на Урал и в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. (см. Соловецкие острова) и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.).

Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества.

В культуре

Событиям, связанным с расколом, посвящена знаменитая картина «Боярыня Морозова» выдающегося русского художника В.И. Сурикова, а также живописные работы В.Е. Нестерова, Г.Г. Мясоедова и др.

В языке и речи

Долгое время слова раскол и старообрядчество официально употреблялись как синонимы. Однако с тех пор, как Поместный собор 1971 г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние, расколом принято именовать определённую главу в истории Русской Православной Церкви и государства.

Литературоведы полагают, что от существительного раскол образована фамилия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольникова, символизирующая его «расколотое» и противоречивое сознание.


Медиатека

Репродукции

  1. Крестное знамение старообрядцев
  2. Современное православное крестное знамение
  3. Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
  4. Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу
  5. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра
  6. М.В. Григорьев(?). «Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок
  7. А.Д. Кившенко. «Церковный собор 1654 г. Начало раскола»
  8. В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
  9. С.Д. Милорадович. «Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году»
  10. Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»
  11. С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»
  12. В.Е. Нестеров. «Аввакум Петрович (протопоп)»
  13. Священномученик протопоп Аввакум с избранными священномучениками. Икона
  14. Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона
  15. С.В. Иванов. «Во времена раскола»

Фотографии

  1. Саккос патриарха Никона
  2. Памятник протопопу Аввакуму
  3. Памятник патриарху Никону
  4. Соловецкий монастырь
  5. Патриарх Никон на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
  6. Памятник-часовня с барельефом патриарха Никона в селе Вельдеманово

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Во времена раскола
 
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника)Строка 1: Строка 1:  
{{Заголовок статьи|name=раско́л|image=Raskol new.jpg}}
 
{{Заголовок статьи|name=раско́л|image=Raskol new.jpg}}
      
Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха [[Никон|Никона]].
 
Религиозно-политическое движение в XVII в., отделившее от Русской Православной Церкви часть верующих, которые не приняли реформы патриарха [[Никон|Никона]].
Строка 8: Строка 7:  
На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение [[Церковь (организация)|церкви]], осознававшей себя в качестве главной опоры [[Православие|православия]] и преемницы Византии.
 
На Руси к середине XVII в. одновременно с укреплением государства возросло и социально-политическое значение [[Церковь (организация)|церкви]], осознававшей себя в качестве главной опоры [[Православие|православия]] и преемницы Византии.
   −
В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозных Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном дворе развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.
+
В 1652 г. Московским Патриархом – главой Русской православной Церкви – был избран митрополит Новгородский Никон. Стремясь укрепить роль русской церкви как центра мирового православия, властный и амбициозный Патриарх начал реформу, имеющую цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Богослужебные книги было также решено править по древним греческим и славянским рукописям. На печатном [[Двор|дворе]] развернулся выпуск исправленных или вновь переведённых книг.
 +
 
 +
Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах: народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое у греков).
   −
Увлекшись обновлением, Никон и его сторонники были нетерпеливы в решении столь сложного, исторически глубокого вопроса: «испорченными» объявлялись книги, составляющие самую суть русского церковного обихода, а то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или времён Киевской [[Русь|Руси]]), далеко не всегда было таковым. Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об обрядах. Народу, привыкшему креститься (см. [[Крест|крест]]) двумя перстами, внезапно объявили, что единственно правильным является ''троеперстие'' (принятое у греков).
+
Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, в ущерб родному, древнерусскому православию.
   −
Противники нововведений обвинили реформаторов в симпатиях к чужим церквам, якобы не сохранившим чистоты христианской веры, – в ущерб родному, древнерусскому православию. Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.
+
Наиболее яростный и последовательный противник реформ протопоп Аввакум и его последователи выступали за возврат к дореформенным порядкам и старым обрядам. Произошёл раскол русской православной церкви. В ней появились ''старообрядцы'' (см. [[старообрядец]]) или ''раскольники'', которых стали преследовать и подвергать жестоким наказаниям.
   −
Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[Крестьянин|крестьянин]]) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на [[Север]], за [[Волга|Волгу]], на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''.
+
Суть раскола не сводится только к религиозным вопросам – она тесно связана с острыми социальными проблемами, накопившимися к этому времени. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, которые связывали ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян (см. [[крестьянство]]) и простых горожан, увлечённые проповедями страстного Аввакума и его сторонников, бежали на окраины России – на [[Север]], за [[Волга|Волгу]], на [[Урал]] и в [[Сибирь]], где основывали ''старообрядческие поселения''.
   −
Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. и в восстании под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.). Наиболее фанатичным видом протеста стали массовые самосожжения старообрядцев. Власти отвечали на этот протест жестокими репрессиями и казнями. Руководители старообрядчества – протопоп Аввакум и его единомышленники – были сосланы, провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего заживо сожжены.
+
Ярко и мощно социальный протест проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. (см. [[Соловецкие острова/C1-C2|Соловецкие острова]]) и в восстании под предводительством [[Степан Разин/C1-C2|Степана Разина]] (1670-1671 гг.).  
   −
Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества.  
+
Главным результатом раскола явилось разделение церкви и образование особой ветви православия – старообрядчества.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
Строка 40: Строка 41:  
# [[Медиатека:Челобитная патриарха Никона|Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу]]<br />
 
# [[Медиатека:Челобитная патриарха Никона|Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу]]<br />
 
# [[Медиатека:Миниатюра. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме|Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра]]<br />
 
# [[Медиатека:Миниатюра. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме|Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме. Миниатюра]]<br />
 +
# [[Медиатека:Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX в.|М.В. Григорьев(?). «Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание». Лубок]]<br />
 +
# [[Медиатека:Кившенко А.Д. Церковный собор 1654 года. Начало раскола|А.Д. Кившенко. «Церковный собор 1654 г. Начало раскола»]]<br />
 
# [[Медиатека:Суриков В.И. «Боярыня Морозова»|В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»]]<br />
 
# [[Медиатека:Суриков В.И. «Боярыня Морозова»|В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»]]<br />
# [[Медиатека:Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок XIX в.|Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок]]<br />
+
# [[Медиатека:Милорадович С.Д. Чёрный собор|С.Д. Милорадович. «Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году»]]<br />
 
# [[Медиатека:Мясоедов Г.Г. Сожжение протопопа Аввакума|Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»]]<br />
 
# [[Медиатека:Мясоедов Г.Г. Сожжение протопопа Аввакума|Г.Г. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»]]<br />
 
# [[Медиатека:Милорадович С. Переход Аввакума к месту даурской ссылки|С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»]]<br />
 
# [[Медиатека:Милорадович С. Переход Аввакума к месту даурской ссылки|С.Д. Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири»]]<br />
Строка 47: Строка 50:  
# [[Медиатека:Священномученик протопоп Аввакум. Икона. XIX век|Священномученик протопоп Аввакум с избранными священномучениками. Икона]]<br />
 
# [[Медиатека:Священномученик протопоп Аввакум. Икона. XIX век|Священномученик протопоп Аввакум с избранными священномучениками. Икона]]<br />
 
# [[Медиатека:Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона|Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона]]<br />
 
# [[Медиатека:Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона|Протопоп Аввакум. Современная старообрядческая икона]]<br />
 +
# [[Медиатека:Иванов С.В. Во времена раскола|С.В. Иванов. «Во времена раскола»]]<br />
    
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
Строка 53: Строка 57:  
# [[Медиатека:Памятник Патриарху Никону в Саранске|Памятник патриарху Никону]]<br />
 
# [[Медиатека:Памятник Патриарху Никону в Саранске|Памятник патриарху Никону]]<br />
 
# [[Медиатека:Соловецкий монастырь|Соловецкий монастырь]]<br />
 
# [[Медиатека:Соловецкий монастырь|Соловецкий монастырь]]<br />
 +
# [[Медиатека:Патриарх Никон на памятнике «1000 летие России»|Патриарх Никон на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде]]<br />
 +
# [[Медиатека:Памятник-часовня на месте дома семьи Никона в Вельдеманово|Памятник-часовня с барельефом патриарха Никона в селе Вельдеманово]]<br />
 +
 +
= Интерактивные задания =
 +
== Прецедентные феномены ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/raskol_pf_1 Во времена раскола]<br />
 +
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Религия]]
 
[[Категория:Религия]]
 
[[Категория:История страны]]
 
[[Категория:История страны]]