ло́шадь
Крупное домашнее животное, используемое главным образом для перевозки людей и грузов.
Энциклопедическая справка
В России (так же, как и в некоторых других странах) вплоть до второй половины ХХ в. лошадь служила основным видом транспорта. Рабочую лошадь крестьянин (см. крестьянство) запрягал летом в телегу, зимой в сани; на лошади пахали землю, перевозили грузы, на лошадиной тяге работали мельницы. Крестьянин, у которого была лошадь, чувствовал себя уверенно, а безлошадный крестьянин был бедняком. В армии существовали кавалерийские войска, где использовались так называемые верховые лошади. Представители высших слоев общества передвигались в повозках или в каретах, запряжённых парой лошадей или цугом, то есть несколькими парами, запряжёнными друг за другом. Тройка лошадей обычно запрягалась для быстрой и дальней езды.
До середины ХХ в. мощность двигателей измерялась в «лошадиных силах» (условная единица мощности, предложенная в XVIII в. шотландским инженером Джеймсом Уаттом для измерения производительности парового насоса. Одна лошадиная сила равна 736 Вт).
Разведение специальных пород лошадей – коневодство – имеет в России богатую историю (в названиях пород используются только существительные мужского рода). В начале ХIХ в. в имении графа А.Г. Орлова была выведена знаменитая русская порода – орловский рысак. Красивая и выносливая лошадь использовалась в кавалерии, в наше время – в конном спорте. Лошади орловской породы до сих пор выводятся на конном заводе под Воронежем. В конце ХIХ в. выведена порода, названная русский тяжеловоз. Это лошадь средней величины, массивная, но подвижная и выносливая, очень работоспособная. В середине ХХ в. появился русский рысак – крупное стройное животное, используется в конном спорте, на бегах. В 1946 г. во Владимире (см. «Золотое кольцо») была выведена новая порода крупной массивной лошади, которую назвали владимирским тяжеловозом.
В культуре
По славянской традиции, на крыше крестьянского дома делалось украшение в виде конской головы – конëк, который, по поверьям, оберегал дом.
Многое с лошадью (конём) связано в русском фольклоре. Конь – верный спутник былинных персонажей – русских богатырей (см. богатырь). В былинах (см. былина) и сказках встречаются сюжеты о конях, разговаривающих человеческим голосом, спасающих жизнь своего хозяина. Среди них – знаменитый Конëк-горбунок – маленькая некрасивая, горбатая лошадка, обладающая волшебной силой, способностью моментально перелетать со своим седоком очень далеко: за тридевять земель, в тридесятое царство. Всем известен и другой сказочный персонаж – Сивка-Бурка (от сивый и бурый – названия оттенков серого и коричневого цвета). Сивка-Бурка появляется перед сказочным героем, где бы тот ни был, по первому зову.
Фольклорная традиция продолжается и в русской литературе. В истории многих персонажей лошадь или боевой конь играет не последнюю роль, а иногда и сама лошадь становится героем литературного произведения, как, например, в рассказе Л.Н. Толстого «Холстомер. История лошади» или в рассказе А.И. Куприна «Изумруд». Персонаж рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» никак не может вспомнить «лошадиную» фамилию Овсов (от названия основного корма лошадей – овса). Поэт В.В. Маяковский написал, жалея упавшую лошадь: все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. А.А. Блок сравнивал Россию с несущейся степной кобылицей. Тройка лошадей Н.В. Гоголя стала поэтическим символом России (см. «Мёртвые души»).
В языке и речи
Форма множественного числа – ло́шади – используется как наименование всего вида. В русском языке слово лошадь появилось из преобразованного тюркского слова лоша.
В речи военных, в коннозаводческой практике, а также в поэтической речи чаще вместо слова лошадь используется слово конь (самец лошади), предположительно заимствованное из кельтских языков (kanko/konko).
Лошадь воспринимается русскими как очень сильное и здоровое животное. Отсюда выражения: лошадиное здоровье, то есть очень крепкое; лошадиная доза, то есть очень большая доза. С трудовой жизнью лошади сравнивается и жизнь человека: работает, как лошадь – говорят о человеке, много и без отдыха работающем. Тёмной лошадкой назовут человека, чей характер, внутренние качества неясны, скрыты. Не в коня корм скажут о бесполезных затратах на кого- или что-либо. С повадкой лошадей валяться перед тем, как дать надеть на себя хомут или седло, связано выражение Конь не валялся – ничего ещё не сделано, до начала дела ещё далеко. В пословице Старый конь борозды не испортит утверждается, что опытный человек не испортит дела, за которое взялся. Если нужно сказать, что каждый может ошибиться, то используют выражение: Конь о (на) четырёх ногах, да спотыкается. Если надо сказать, что не следует слишком придираться к подарку, то говорят: Дарёному коню в зубы не смотрят.
В русском языке существуют специальные прилагательные, называющие цвет (масть) коня. Никогда не говорят «чёрный конь», а только вороной; конь светло-каштановый, рыжеватый называется каурый; красновато-рыжий с чёрным хвостом и гривой – гнедой. Причём, возможно и отдельное употребление этих прилагательных как синонимов словосочетаний вороной конь, каурый конь, гнедой конь.
Медиатека
Тексты
- Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Глава XI (Не так ли и ты, Русь…)
- А.П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия» (отрывки)
Репродукции
- А.Г. Венецианов. «На пашне. Весна»
- Ф. Крюгер. «Портрет Александра I (1777-1825) верхом на коне»
- В.Г. Перов. «Проводы покойника»
- И.Е. Репин. «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне»
- П.Н. Грузинский. «Масленица»
- В.М. Васнецов. «Богатыри»
- Р.Ф. Френц. «Катание на санях»
- Б.М. Кустодиев. «Масленица»
- М.И. Авилов. «Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле»
- М.С. Кенбаев «Ловля лошади»
- В.И. Журавлёв. Лаковая миниатюра «Тройка. Пушкин». Палех
- Лаковая миниатюра. Федоскино
- Современная открытка «С Новым годом и Рождеством!»
Фотографии
- Тройка лошадей с колокольчиками под дугой
- На Московском ипподроме зимой
- Тройка вороных
- Мужчина везёт дрова на санях
- Владимирский тяжеловоз
Видеосюжеты
- Песня «Конь»
- Крепостная актриса. Фильм Р.И. Тихомирова (фрагмент)
|
|
(не показана 21 промежуточная версия этого же участника) |
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | В [[Россия|России]] (так же, как и в некоторых других странах) вплоть до второй половины ХХ в. лошадь служила основным видом транспорта. ''Рабочую лошадь'' [[Крестьянин|крестьянин]] запрягал [[Лето|летом]] в телегу, [[Зима|зимой]] в [[Сани|сани]]; на лошади пахали землю, перевозили грузы, на лошадиной тяге работали мельницы. Крестьянин, у которого была лошадь, чувствовал себя уверенно, а ''безлошадный'' крестьянин был бедняком. В [[Армия|армии]] существовали кавалерийские войска, где использовались так называемые ''верховые лошади''. Представители высших слоев общества передвигались в повозках или в каретах, запряжённых парой лошадей или ''цугом'', то есть несколькими парами, запряжёнными друг за другом. [[Тройка]] лошадей обычно запрягалась для быстрой и дальней езды. | + | В [[Россия|России]] (так же, как и в некоторых других странах) вплоть до второй половины ХХ в. лошадь служила основным видом транспорта. ''Рабочую лошадь'' крестьянин (см. [[крестьянство]]) запрягал [[Лето|летом]] в телегу, [[Зима|зимой]] в [[Сани|сани]]; на лошади пахали землю, перевозили грузы, на лошадиной тяге работали мельницы. Крестьянин, у которого была лошадь, чувствовал себя уверенно, а ''безлошадный'' крестьянин был бедняком. В [[Армия|армии]] существовали кавалерийские войска, где использовались так называемые ''верховые лошади''. Представители высших слоев общества передвигались в повозках или в каретах, запряжённых парой лошадей или ''цугом'', то есть несколькими парами, запряжёнными друг за другом. [[Тройка]] лошадей обычно запрягалась для быстрой и дальней езды. |
| | | |
| До середины ХХ в. мощность двигателей измерялась в «лошадиных силах» (условная единица мощности, предложенная в XVIII в. шотландским инженером Джеймсом Уаттом для измерения производительности парового насоса. Одна лошадиная сила равна 736 Вт). | | До середины ХХ в. мощность двигателей измерялась в «лошадиных силах» (условная единица мощности, предложенная в XVIII в. шотландским инженером Джеймсом Уаттом для измерения производительности парового насоса. Одна лошадиная сила равна 736 Вт). |
| | | |
− | Разведение специальных пород лошадей – ''коневодство'' – имеет в России богатую историю (в названиях пород используются только существительные мужского рода). В начале ХIХ в. в имении графа А. Г. Орлова была выведена знаменитая русская порода – '''орловский рысак'''. Красивая и выносливая лошадь использовалась в кавалерии, в наше время – в конном спорте. Лошади орловской породы до сих пор выводятся на конном заводе под '''Воронежем'''. В конце ХIХ в. выведена порода, названная '''русский тяжеловоз'''. Это лошадь средней величины, массивная, но подвижная и выносливая, очень работоспособная. В середине ХХ в. появился '''русский рысак''' – крупное стройное животное, используется в конном спорте, на бегах. В 1946 г. во Владимире (см. «[[Золотое кольцо]]») была выведена новая порода крупной массивной лошади, которую назвали '''владимирским тяжеловозом'''. | + | Разведение специальных пород лошадей – ''коневодство'' – имеет в России богатую историю (в названиях пород используются только существительные мужского рода). В начале ХIХ в. в имении графа А.Г. Орлова была выведена знаменитая русская порода – орловский рысак. Красивая и выносливая лошадь использовалась в кавалерии, в наше время – в конном спорте. Лошади орловской породы до сих пор выводятся на конном заводе под Воронежем. В конце ХIХ в. выведена порода, названная русский тяжеловоз. Это лошадь средней величины, массивная, но подвижная и выносливая, очень работоспособная. В середине ХХ в. появился русский рысак – крупное стройное животное, используется в конном спорте, на бегах. В 1946 г. во Владимире (см. «[[Золотое кольцо]]») была выведена новая порода крупной массивной лошади, которую назвали владимирским тяжеловозом. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
Строка 15: |
Строка 15: |
| По славянской традиции, на крыше крестьянского дома делалось украшение в виде конской головы – ''конëк'', который, по поверьям, оберегал дом. | | По славянской традиции, на крыше крестьянского дома делалось украшение в виде конской головы – ''конëк'', который, по поверьям, оберегал дом. |
| | | |
− | Многое с лошадью (конём) связано в русском фольклоре. Конь – верный спутник былинных персонажей – русских богатырей (см. [[Богатырь|богатырь]]). В былинах (см. [[Былина|былина]]) и сказках встречаются сюжеты о конях, разговаривающих человеческим голосом, спасающих жизнь своего хозяина. Среди них – знаменитый '''Конëк-горбунок''' – маленькая некрасивая, горбатая лошадка, обладающая волшебной силой, способностью моментально перелетать со своим седоком очень далеко: ''за тридевять земель, в тридесятое царство''. Всем известен и другой сказочный персонаж – '''Сивка-Бурка''' (от ''сивый'' и ''бурый'' – названия оттенков серого и коричневого цвета). Сивка-Бурка появляется перед сказочным героем, где бы тот ни был, по первому зову. | + | Многое с лошадью (конём) связано в русском фольклоре. Конь – верный спутник былинных персонажей – русских богатырей (см. [[Богатырь|богатырь]]). В былинах (см. [[Былина|былина]]) и сказках встречаются сюжеты о конях, разговаривающих человеческим голосом, спасающих жизнь своего хозяина. Среди них – знаменитый Конëк-горбунок – маленькая некрасивая, горбатая лошадка, обладающая волшебной силой, способностью моментально перелетать со своим седоком очень далеко: ''за тридевять земель, в тридесятое царство''. Всем известен и другой сказочный персонаж – Сивка-Бурка (от ''сивый'' и ''бурый'' – названия оттенков серого и коричневого цвета). Сивка-Бурка появляется перед сказочным героем, где бы тот ни был, по первому зову. |
| | | |
− | Фольклорная традиция продолжается и в русской литературе. В истории многих персонажей лошадь или боевой конь играет не последнюю роль, а иногда и сама лошадь становится героем литературного произведения, как, например, в рассказе [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]] «Холстомер. История лошади» или в рассказе '''А. И. Куприна''' «Изумруд». Персонаж рассказа [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] «Лошадиная фамилия» никак не может вспомнить «лошадиную» фамилию Овсов (от названия основного корма лошадей – овса). Поэт '''В. В. Маяковский''' написал, жалея упавшую лошадь: ''все мы немножко лошади, каждый из нас по−своему лошадь''. '''А. А. Блок''' сравнивал Россию с несущейся степной кобылицей. Тройка лошадей '''Н. В. Гоголя''' стала поэтическим символом России (см. «[[Мёртвые души (поэма)|Мёртвые души]]»). | + | Фольклорная традиция продолжается и в русской литературе. В истории многих персонажей лошадь или боевой конь играет не последнюю роль, а иногда и сама лошадь становится героем литературного произведения, как, например, в рассказе [[Толстой Л.Н.|Л.Н. Толстого]] «Холстомер. История лошади» или в рассказе А.И. Куприна «Изумруд». Персонаж рассказа [[Чехов А.П.|А.П. Чехова]] «Лошадиная фамилия» никак не может вспомнить «лошадиную» фамилию Овсов (от названия основного корма лошадей – овса). Поэт В.В. Маяковский написал, жалея упавшую лошадь: ''все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь''. А.А. Блок сравнивал Россию с несущейся степной кобылицей. Тройка лошадей Н.В. Гоголя стала поэтическим символом России (см. «[[Мёртвые души (поэма)|Мёртвые души]]»). |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
Строка 27: |
Строка 27: |
| Лошадь воспринимается [[Русские|русскими]] как очень сильное и здоровое животное. Отсюда выражения: ''лошадиное здоровье'', то есть очень крепкое; ''лошадиная доза'', то есть очень большая доза. С трудовой жизнью лошади сравнивается и жизнь человека: ''работает, как лошадь'' – говорят о человеке, много и без отдыха работающем. ''Тёмной лошадкой'' назовут человека, чей характер, внутренние качества неясны, скрыты. ''Не в коня корм'' скажут о бесполезных затратах на кого- или что-либо. С повадкой лошадей валяться перед тем, как дать надеть на себя хомут или седло, связано выражение ''Конь не валялся'' – ничего ещё не сделано, до начала дела ещё далеко. В пословице ''Старый конь борозды не испортит'' утверждается, что опытный человек не испортит дела, за которое взялся. Если нужно сказать, что каждый может ошибиться, то используют выражение: ''Конь о (на) четырёх ногах, да спотыкается''. Если надо сказать, что не следует слишком придираться к подарку, то говорят: ''Дарёному коню в зубы не смотрят''. | | Лошадь воспринимается [[Русские|русскими]] как очень сильное и здоровое животное. Отсюда выражения: ''лошадиное здоровье'', то есть очень крепкое; ''лошадиная доза'', то есть очень большая доза. С трудовой жизнью лошади сравнивается и жизнь человека: ''работает, как лошадь'' – говорят о человеке, много и без отдыха работающем. ''Тёмной лошадкой'' назовут человека, чей характер, внутренние качества неясны, скрыты. ''Не в коня корм'' скажут о бесполезных затратах на кого- или что-либо. С повадкой лошадей валяться перед тем, как дать надеть на себя хомут или седло, связано выражение ''Конь не валялся'' – ничего ещё не сделано, до начала дела ещё далеко. В пословице ''Старый конь борозды не испортит'' утверждается, что опытный человек не испортит дела, за которое взялся. Если нужно сказать, что каждый может ошибиться, то используют выражение: ''Конь о (на) четырёх ногах, да спотыкается''. Если надо сказать, что не следует слишком придираться к подарку, то говорят: ''Дарёному коню в зубы не смотрят''. |
| | | |
− | В русском языке существуют специальные прилагательные, называющие цвет (масть) коня. Никогда не говорят «чёрный конь», а только ''вороной''; конь светло−каштановый, рыжеватый называется ''каурый''; красновато−рыжий с чёрным хвостом и гривой – ''гнедой''. Причём, возможно и отдельное употребление этих прилагательных как синонимов словосочетаний ''вороной конь'', ''каурый конь'', ''гнедой конь''. | + | В русском языке существуют специальные прилагательные, называющие цвет (масть) коня. Никогда не говорят «чёрный конь», а только ''вороной''; конь светло-каштановый, рыжеватый называется ''каурый''; красновато-рыжий с чёрным хвостом и гривой – ''гнедой''. Причём, возможно и отдельное употребление этих прилагательных как синонимов словосочетаний ''вороной конь'', ''каурый конь'', ''гнедой конь''. |
| + | |
| + | = Медиатека = |
| + | == Тексты == |
| + | # [[Медиатека: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (отрывок 2)|Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Глава XI (Не так ли и ты, Русь…)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Чехов А.П. Лошадиная фамилия|А.П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия» (отрывки)]]<br /> |
| + | |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека:Венецианов А.Г. «На пашне. Весна»|А.Г. Венецианов. «На пашне. Весна»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Крюгер Ф. Император Всероссийский Александр I. 1837|Ф. Крюгер. «Портрет Александра I (1777-1825) верхом на коне»]] |
| + | # [[Медиатека:Перов В.Г. «Проводы покойника»|В.Г. Перов. «Проводы покойника»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Пахарь. Репин И.Е.|И.Е. Репин. «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне»]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Грузинский П.Н. «Масленица»|П.Н. Грузинский. «Масленица»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Васнецов В.М. «Богатыри»|В.М. Васнецов. «Богатыри»]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Френц Р.Ф. «Катание на санях»|Р.Ф. Френц. «Катание на санях»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Кустодиев Б.М. «Масленица»1919|Б.М. Кустодиев. «Масленица»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Авилов М.И. «Поединок Пересвета и Челубея» 1943 г.|М.И. Авилов. «Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Казахстанский художник М. Кенбаев «Ловля лошади»|М.С. Кенбаев «Ловля лошади»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Лаковая миниатюра «Тройка Пушкин». Палех|В.И. Журавлёв. Лаковая миниатюра «Тройка. Пушкин». Палех]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Тройка. Лаковая миниатюра. Федоскино|Лаковая миниатюра. Федоскино]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Открытка. С Новым годом и Рождеством. Тройка|Современная открытка «С Новым годом и Рождеством!»]]<br /> |
| + | |
| + | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека:Тройка лошадей с колокольчиками под дугой|Тройка лошадей с колокольчиками под дугой]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Московский ипподром зимой|На Московском ипподроме зимой]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Тройка вороных|Тройка вороных]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Мужчина везёт дрова на санях|Мужчина везёт дрова на санях]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Владимирский тяжеловоз|Владимирский тяжеловоз]]<br> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека: Песня «Конь» И.И. Матвиенко на стихи А.А. Шаганова в исполнении хора Сретенского монастыря|Песня «Конь»]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Фильм Р. Тихомирова «Крепостная актриса» (отрывок)|Крепостная актриса. Фильм Р.И. Тихомирова (фрагмент)]]<br /> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| + | [[Категория:Домашние животные]] |
| [[Категория:Фауна]] | | [[Категория:Фауна]] |