МХАТ [мхат]
Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.
Энциклопедическая справка
Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово общедоступный, хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический и он стал называться – Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя Максима Горького, и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького.
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес А. П. Чехова «Чайка» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «Три сестры» (1901 г.) и «Вишнёвый сад» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой.
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена пьеса Горького «На дне». В процессе работы над этими спектаклями формировалась и новая режиссура, и новый тип актера, и новый тип театра.
Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.
Среди лучших постановок дореволюционного МХТ – «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).
С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа – Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
На протяжении всей истории МХТ в нём, помимо русской классики, ставились спектакли, отражающие дух времени и историю России. Октябрьская революция 1917 г., годы Великой Отечественной войны, советская эпоха – нашли своё отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе, это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г., желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вместе с Ефремовым в театр пришли известные актёры (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин), в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов: «Заседание парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Валентин и Валентина» и «Эшелон» М. М. Рощина и др. Театральным событием стал спектакль по пьесе чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в котором участвовали ветераны театра – Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин.
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством О.Н. Ефремова), другая – Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П. Чехова стал О.П. Табаков. При нём обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актёры, для постановки спектаклей приглашались ведущие режиссёры страны, была проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок была открыта Новая сцена.
В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова вернулся к историческому названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский.
МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идёт детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко.
В культуре
История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них – «Театральный роман» М.А. Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20-х – начала 30-х гг. ХХ в.
С 1923 г. существует музей МХАТ. Основа его собрания – фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.
В год столетия театра в Камергерском переулке был открыт памятник А.П. Чехову (скульптор М. Аникушин).
В 2014 г. перед зданием МХТ открыт памятник основателям театра В.И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому (скульптор и архитектор А. Морозов).
В языке и речи
Сегодня мхатом называют оба театра – и МХТ им. А.П. Чехова, и МХАТ им. М. Горького, уточняя адрес театра (в Камергерском или на Тверском бульваре), о котором идет речь. От аббревиатуры МХАТ образовались слова мхатовец и мхатовцы (так называют актёров, творческая судьба которых связана с этим театром) и мхатовский (мхатовские спектакли, мхатовские байки).
Медиатека
Тексты
- К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова в Москву осенью 1903 года)
- К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)
Репродукции
- О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»
- Афиша спектакля «На дне» по пьесе М. Горького в МХТ
Фотографии
- МХТ им. А.П. Чехова
- МХАТ им. М. Горького
- А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка»
- К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
- О.П. Табаков и М.В. Зудина в спектакле «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского. МХТ
- Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве
- Занавес МХАТ (МХТ)
- Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»
- О.П. Табаков
- Т.В. Доронина
- Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»
- Музей МХАТа
- Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХАТ им. М. Горького
Видеосюжеты
- Чайка. Спектакль (фрагмент)
- Белая гвардия. Спектакль (фрагмент)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Знаменитые театры России. МХАТ
|
|
(не показаны 32 промежуточные версии 2 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=МХАТ (Моско́вский Худо́жественный теа́тр и́мени А. П. Че́хова)|image=Mxat s.jpg}} | + | {{Заголовок статьи|name=МХАТ [мхат]|image=Mxat s.jpg}} |
| | | |
| Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького. | | Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького. |
Строка 5: |
Строка 5: |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Создан в 1898 г. [[Станиславский К.С.|К.С. Станиславским]] и '''В.И. Немировичем−Данченко''' под названием Московский Художественно-Общедоступный театр. В 1901 г. из названия было убрано слово ''общедоступный'', хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901−1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание '''академический''' и он стал называться − Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя [[Максим Горький|Максима Горького]], и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького. С 2004 г. носит название Московский Художественный театр имени А. П. Чехова.
| + | Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово ''общедоступный'', хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический и он стал называться – Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя [[Максим Горький|Максима Горького]], и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького. |
| | | |
− | В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича−Данченко из Музыкально−драматического училища Московского филармонического общества. | + | В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. |
| | | |
− | Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе '''А.К. Толстого''' «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] «[[Чайка (пьеса)|Чайка]]» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «[[Три сестры (пьеса)|Три сестры]]» (1901 г.) и «[[Вишнёвый сад (комедия)|Вишнёвый сад]]» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а '''чайка''' на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) − его эмблемой. | + | Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] «[[Чайка (пьеса)|Чайка]]» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «[[Три сестры (пьеса)|Три сестры]]» (1901 г.) и «[[Вишнёвый сад (комедия)|Вишнёвый сад]]» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой. |
| | | |
− | В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена ещё одна новая пьеса Горького − «[[На дне (пьеса)|На дне]]». | + | В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена пьеса Горького «На дне». В процессе работы над этими спектаклями формировалась и новая режиссура, и новый тип актера, и новый тип театра. |
| | | |
− | В процессе работы над этими спектаклями формировались и новая режиссура, и новый тип актёра, и новый тип театра. Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.
| + | Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк. |
| | | |
− | Среди лучших постановок дореволюционного МХТ − «[[Горе от ума (комедия)|Горе от ума]]» '''А.С. Грибоедова''' (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» [[Тургенев И.С.|И.С. Тургенева]] (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.). | + | Среди лучших постановок дореволюционного МХТ – «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.). |
| | | |
− | С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. | + | С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа – Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин. |
| | | |
− | В 1920−е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, '''народные артисты СССР''', знаменитые «старики» МХАТа − Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
| + | На протяжении всей истории МХТ в нём, помимо русской классики, ставились спектакли, отражающие дух времени и историю России. [[Октябрьская революция 1917 г.]], годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]], советская эпоха – нашли своё отражение в произведениях, показанных на сцене театра. |
| | | |
− | После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]] театр стал ставить пьесы на актуальные темы: в 1925 г. была поставлена драма К. А. Тренёва «Пугачёвщина» (см. [[Пугачёв Е.И.|Е.И. Пугачёв]]), в 1926 г. − пьеса '''М.А. Булгакова''' «Дни Турбиных», а через год − пьеса Вс.В. Иванова «Бронепоезд 14−69». Но очень большую роль в репертуаре театра продолжала играть русская классика: «[[Мёртвые души (поэма)|Мёртвые души]]» '''Н. В. Гоголя''' (1932 г.), «Воскресение» (1930 г.) и «[[Анна Каренина (роман)|Анна Каренина]]» (1937 г.) [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]], пьесы Чехова.
| + | В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе, это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г., желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вместе с Ефремовым в театр пришли известные актёры (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин), в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов: «Заседание парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Валентин и Валентина» и «Эшелон» М. М. Рощина и др. Театральным событием стал спектакль по пьесе чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в котором участвовали ветераны театра – Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин. |
| | | |
− | На протяжении всей истории МХТ в нем, кроме русской классики, ставились актуальные спектакли, которые отражали дух времени и историю России. [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьская революция 1917 г.]], годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]], советская эпоха - нашли свое отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
| + | В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством О.Н. Ефремова), другая – Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре. |
| | | |
− | В первые послевоенные десятилетия МХАТ уделял преимущественное внимание классике. В 60−е гг. труппа театра оказалась в глубоком творческом кризисе. Одной из причин была смена творческих поколений актёров. Кроме того, к этому времени МХАТ окончательно превратился в официальный государственный театр, работу которого нельзя было критиковать. Это влияло и на репертуар театра, и на качество спектаклей. Желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра '''О.Н. Ефремова'''. Воспитанник Школы−студии МХАТ Ефремов был в это время главным режиссёром Московского театра '''«Современник»''', созданного им во второй половине 50−х гг. Ефремов пришел во МХАТ в 1970 г. и сумел возродить славу театра. С ним пришли в театр новые, уже известные актёры, среди них Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, '''Олег Табаков''', Александр Калягин. Новый главный режиссёр МХАТа продолжал ставить классику, но часто обращался и к пьесам современных авторов. В 1970−е гг. были поставлены пьесы '''А. И. Гельмана''' − «Заседание парткома» (1975 г.), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979 г.) и др., '''М.Ф. Шатрова''' − «Валентин и Валентина» (1972 г.) и «Эшелон» (1975 г.). Театральным событием стала постановка в 1973 г. Ефремовым и А.А. Васильевым пьесы чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в которой участвовали ветераны театра − Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин. Ефремов часто приглашал ставить спектакли во МХАТе режиссёров из других театров, среди них были: А.В. Эфрос («Тартюф» Мольера, 1981 г.), Л.А. Додин («Кроткая» по рассказу [[Достоевский Ф.М.|Ф. М. Достоевского]], 1985 г.), М.Г. Розовский («Амадей» П. Шеффера, 1983 г.). Однако общей творческой программы в театре не было. Очень большую труппу трудно было объединить и обеспечить полноценной работой. Это приводило к творческим компромиссам в выборе пьес и в распределении ролей.
| + | После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П. Чехова стал О.П. Табаков. При нём обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актёры, для постановки спектаклей приглашались ведущие режиссёры страны, была проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок была открыта Новая сцена. |
| | | |
− | В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них с 1989 г. стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством Ефремова), другая − Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А. П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре. | + | В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова вернулся к историческому названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический. |
| | | |
− | После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем театра стал О.П. Табаков.
| + | 28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский. |
| | | |
− | В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический. | + | МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идёт детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Деятельность театра на протяжении всего его развития была тесно связана с произведениями многих известных писателей-классиков русской литературы - [[Чехов А.П.|А.П. Чехова]], [[Максим Горький|М. Горького]], Н.В. Гоголя, М.А. Булгакова, [[Достоевский Ф.М.|Ф.М. Достоевского]], А.С. Грибоедова.
| + | История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них – «Театральный роман» М.А. Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20-х – начала 30-х гг. ХХ в. |
− | В театре также продолжают ставиться произведения западноевропейских писателей и драматургов - М. Метерлинка, У. Шекспира, Ч. Диккенса, Ж.-Б. Мольера. | |
| | | |
− | История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них − «Театральный роман» Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20−х − начала 30−х гг. ХХ в.
| + | С 1923 г. существует музей МХАТ. Основа его собрания – фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей. |
| | | |
− | Как и прежде, МХАТ считается одним из лучших театров страны.
| + | В год столетия театра в Камергерском переулке был открыт памятник А.П. Чехову (скульптор М. Аникушин). |
| + | |
| + | В 2014 г. перед зданием МХТ открыт памятник основателям театра В.И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому (скульптор и архитектор А. Морозов). |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | Несмотря на то, что официальное название театра сегодня − Московский Художественный театр имени А.П. Чехова, по традиции, театр называют ''МХАТ''.
| + | Сегодня ''мхатом'' называют оба театра – и МХТ им. А.П. Чехова, и МХАТ им. М. Горького, уточняя адрес театра (''в Камергерском'' или ''на Тверском бульваре''), о котором идет речь. От аббревиатуры ''МХАТ'' образовались слова ''мхатовец'' и ''мхатовцы'' (так называют актёров, творческая судьба которых связана с этим театром) и ''мхатовский'' (''мхатовские спектакли'', ''мхатовские байки''). |
| | | |
− | От аббревиатуры названия театра образовалось слово ''мхатовец'' и ''мхатовцы'' (иногда ''МХАТовец'', ''МХАТовцы''), когда речь идёт о выдающихся актёрах, творческая судьба которых связана с этим театром, а также прилагательное ''мхатовский'' или ''МХАТовский'' (например, ''мхатовские спектакли'', ''МХАТовские байки'').
| + | = Медиатека = |
| + | == Тексты == |
| + | # [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 1)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова в Москву осенью 1903 года)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 2)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)]]<br /> |
| | | |
− | = Медиатека =
| |
| == Репродукции == | | == Репродукции == |
− | # [[Медиатека: Браз О.Э. «Портрет А.П. Чехова». 1898 |О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова». 1898 ]]<br /> | + | # [[Медиатека: Браз О.Э. «Портрет А.П. Чехова». 1898 |О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Афиша МХТ. 1902 |Афиша МХТ. 1902 ]]<br /> | + | # [[Медиатека: Афиша МХТ. 1902 |Афиша спектакля «На дне» по пьесе М. Горького в МХТ]]<br /> |
| | | |
| == Фотографии == | | == Фотографии == |
| # [[Медиатека: МХТ им. А.П. Чехова|МХТ им. А.П. Чехова]]<br /> | | # [[Медиатека: МХТ им. А.П. Чехова|МХТ им. А.П. Чехова]]<br /> |
| # [[Медиатека: МХАТ им. М. Горького|МХАТ им. М. Горького]]<br /> | | # [[Медиатека: МХАТ им. М. Горького|МХАТ им. М. Горького]]<br /> |
− | # [[Медиатека: А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка». Фотография 1899 года|А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка». Фотография 1899 года]]<br /> | + | # [[Медиатека: А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка». Фотография 1899 года|А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка»]]<br /> |
− | # [[Медиатека: К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Фотография 1923 года|К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Фотография 1923 года]]<br /> | + | # [[Медиатека: К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Фотография 1923 года|К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Олег Табаков и Марина Зудина в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» в постановке МХТ. Фотография 2013 года| Олег Табаков и Марина Зудина в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» в постановке МХТ. Фотография 2013 года]]<br /> | + | # [[Медиатека: Олег Табаков и Марина Зудина в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» в постановке МХТ. Фотография 2013 года|О.П. Табаков и М.В. Зудина в спектакле «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского. МХТ]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко. Скульптор А.В. Морозов|Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко. Скульптор А.В. Морозов]]<br /> | + | # [[Медиатека:Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве. Скульптор А.В. Морозов. 2014|Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве]]<br /> |
− | # [[Медиатека: Занавес МХАТа|Занавес МХАТа]]<br /> | + | # [[Медиатека: Занавес МХАТа|Занавес МХАТ (МХТ)]]<br /> |
| # [[Медиатека: Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»|Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»]]<br /> | | # [[Медиатека: Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»|Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»]]<br /> |
| # [[Медиатека: Табаков О.П.|О.П. Табаков ]]<br /> | | # [[Медиатека: Табаков О.П.|О.П. Табаков ]]<br /> |
Строка 66: |
Строка 69: |
| # [[Медиатека: Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»|Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»]]<br /> | | # [[Медиатека: Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»|Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»]]<br /> |
| # [[Медиатека: Музей МХАТа|Музей МХАТа]]<br /> | | # [[Медиатека: Музей МХАТа|Музей МХАТа]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Сцена из спектакля МХАТ им. М. Горького «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова|Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХАТ им. М. Горького]]<br /> |
| | | |
| == Видеосюжеты == | | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека: Спектакль «Чайка» в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2014|Чайка. Спектакль (фрагмент)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека: Спектакль «Белая гвардия» («Дни Турбиных») по пьесе М.А. Булгакова в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2005|Белая гвардия. Спектакль (фрагмент)]] |
| + | |
| + | = Интерактивные задания = |
| + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/teatr/znte_mxt_pf_1 Знаменитые театры России. МХАТ]<br /> |
| + | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Театр и кино]] | | [[Категория:Театр и кино]] |