Лингвострановедческий словарь «Россия».

МХАТ/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 14:07, 2 мая 2024

Mxat s.jpg
МХАТ [мхат]

Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.

Энциклопедическая справка

Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово общедоступный, хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический и он стал называться – Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя Максима Горького, и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького.

В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.

Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес А. П. Чехова «Чайка» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «Три сестры» (1901 г.) и «Вишнёвый сад» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой.

В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена пьеса Горького «На дне». В процессе работы над этими спектаклями формировалась и новая режиссура, и новый тип актера, и новый тип театра.

Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.

Среди лучших постановок дореволюционного МХТ – «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).

С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа – Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.

На протяжении всей истории МХТ в нём, помимо русской классики, ставились спектакли, отражающие дух времени и историю России. Октябрьская революция 1917 г., годы Великой Отечественной войны, советская эпоха – нашли своё отражение в произведениях, показанных на сцене театра.

В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе, это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г., желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вместе с Ефремовым в театр пришли известные актёры (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин), в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов: «Заседание парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Валентин и Валентина» и «Эшелон» М. М. Рощина и др. Театральным событием стал спектакль по пьесе чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в котором участвовали ветераны театра – Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин.

В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством О.Н. Ефремова), другая – Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.

После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П. Чехова стал О.П. Табаков. При нём обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актёры, для постановки спектаклей приглашались ведущие режиссёры страны, была проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок была открыта Новая сцена.

В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова вернулся к историческому названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский.

МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идёт детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко.

В культуре

История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них – «Театральный роман» М.А. Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20-х – начала 30-х гг. ХХ в.

С 1923 г. существует музей МХАТ. Основа его собрания – фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.

В год столетия театра в Камергерском переулке был открыт памятник А.П. Чехову (скульптор М. Аникушин).

В 2014 г. перед зданием МХТ открыт памятник основателям театра В.И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому (скульптор и архитектор А. Морозов).

В языке и речи

Сегодня мхатом называют оба театра – и МХТ им. А.П. Чехова, и МХАТ им. М. Горького, уточняя адрес театра (в Камергерском или на Тверском бульваре), о котором идет речь. От аббревиатуры МХАТ образовались слова мхатовец и мхатовцы (так называют актёров, творческая судьба которых связана с этим театром) и мхатовский (мхатовские спектакли, мхатовские байки).

Медиатека

Тексты

  1. К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова в Москву осенью 1903 года)
  2. К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)

Репродукции

  1. О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»
  2. Афиша спектакля «На дне» по пьесе М. Горького в МХТ

Фотографии

  1. МХТ им. А.П. Чехова
  2. МХАТ им. М. Горького
  3. А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка»
  4. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко
  5. О.П. Табаков и М.В. Зудина в спектакле «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского. МХТ
  6. Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве
  7. Занавес МХАТ (МХТ)
  8. Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»
  9. О.П. Табаков
  10. Т.В. Доронина
  11. Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»
  12. Музей МХАТа
  13. Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХАТ им. М. Горького

Видеосюжеты

  1. Чайка. Спектакль (фрагмент)
  2. Белая гвардия. Спектакль (фрагмент)

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Знаменитые театры России. МХАТ
 
(не показано 38 промежуточных версий 2 участников)Строка 1: Строка 1: −
{{Заголовок статьи|name=МХАТ (Моско́вский Худо́жественный теа́тр и́мени А. П. Че́хова)|image=Mxat s.jpg}}
+
{{Заголовок статьи|name=МХАТ [мхат]|image=Mxat s.jpg}}
   −
Один из самых известных и популярных московских драматических театров.
+
Традиционное название театров: МХТ им. А.П. Чехова и МХАТ им. М. Горького.
    
= Энциклопедическая справка =
 
= Энциклопедическая справка =
   −
Создан в 1898 г. [[Станиславский К.С.|К. С. Станиславским]] и '''В. И. Немировичем−Данченко''' под названием Московский Художественно−Общедоступный театр. В 1901 г. из названия было убрано слово ''общедоступный'', хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901−1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание '''академический''' и он стал называться − Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя [[Максим Горький|Максима Горького]], и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького. С 2004 г. носит название Московский Художественный театр имени А. П. Чехова.
+
Московский Художественно-Общедоступный театр создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В 1901 г. из названия было убрано слово ''общедоступный'', хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из главных творческих принципов нового театра. В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ). В 1919 г. театру за достижения в развитии театрального искусства было присвоено почётное звание академический и он стал называться – Московский Художественный академический театр (МХАТ). В 1932 г. театру было присвоено имя [[Максим Горький|Максима Горького]], и его официальное название стало Московский Художественный академический театр имени М. Горького.
   −
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича−Данченко из Музыкально−драматического училища Московского филармонического общества.
+
В 1898 г. труппу нового театра образовали актёры-любители из Общества искусства и литературы, возглавляемого Станиславским, и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества.
   −
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе '''А. К. Толстого''' «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] «[[Чайка (пьеса)|Чайка]]» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «[[Три сестры (пьеса)|Три сестры]]» (1901 г.) и «[[Вишнёвый сад (комедия)|Вишнёвый сад]]» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а '''чайка''' на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф. О. Шехтеля) его эмблемой.
+
Театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем по пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», которая со времени написания ни разу не ставилась на сцене и была нова для зрителя. Но настоящее рождение МХТ связано с постановкой пьес [[Чехов А.П.|А. П. Чехова]] «[[Чайка (пьеса)|Чайка]]» (1898 г.), «Дядя Ваня» (1899 г.), а также «[[Три сестры (пьеса)|Три сестры]]» (1901 г.) и «[[Вишнёвый сад (комедия)|Вишнёвый сад]]» (1904 г.), которые драматург специально написал для нового театра. Спектакль по пьесе Чехова «Чайка» стал легендой МХТ, а чайка на занавесе театра (по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля) – его эмблемой.
   −
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена ещё одна новая пьеса Горького − «[[На дне (пьеса)|На дне]]».
+
В первые годы ХХ в. театр активно сотрудничал и с Горьким. Его первой пьесой «Мещане» 25 октября 1902 г. театр открыл свой сезон в новом реконструированном здании в Камергерском переулке. В том же году была поставлена пьеса Горького «На дне». В процессе работы над этими спектаклями формировалась и новая режиссура, и новый тип актера, и новый тип театра.
   −
В процессе работы над этими спектаклями формировались и новая режиссура, и новый тип актёра, и новый тип театра. Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.
+
Стремление и умение воссоздать на сцене реальную жизнь было важным принципом системы Станиславского как режиссёра. Но постановки Станиславского не были грубо натуралистическим изображением реальной жизни. Цель была в воссоздании, в первую очередь, психологической, духовной атмосферы пьесы. Это превращало театр Станиславского не просто в реалистический театр, а в «театр настроений», что соответствовало духу эпохи. Постановки театра считались образцовыми, не только в России, но и за её пределами. В театр присылали свои рукописи и западноевропейские драматурги, например Г. Гауптман и М. Метерлинк.
   −
Среди лучших постановок дореволюционного МХТ − «[[Горе от ума (комедия)|Горе от ума]]» '''А. С. Грибоедова''' (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» [[Тургенев И.С.|И. С. Тургенева]] (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).
+
Среди лучших постановок дореволюционного МХТ – «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1906 г.), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908 г.), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1911 г.).
   −
С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920−е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, '''народные артисты СССР''', знаменитые «старики» МХАТа − Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
+
С 1912 г. при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров, способных реализовать принципы нового театра. В 1920-е гг. из этих студий в театр пришли будущие известные актёры, народные артисты СССР, знаменитые «старики» МХАТа – Алла Тарасова, Ольга Андровская, Анастасия Георгиевская, Михаил Яншин, Алексей Грибов, Марк Прудкин.
   −
После [[Октябрьская революция 1917 г.|Октябрьской революции 1917 г.]] театр стал ставить пьесы на актуальные темы: в 1925 г. была поставлена драма К. А. Тренёва «Пугачёвщина» (см. [[Пугачёв Е.И.|Е. И. Пугачёв]]), в 1926 г. − пьеса '''М. А. Булгакова''' «Дни Турбиных», а через год − пьеса Вс. В. Иванова «Бронепоезд 14−69». Но очень большую роль в репертуаре театра продолжала играть русская классика: «[[Мёртвые души (поэма)|Мёртвые души]]» '''Н. В. Гоголя''' (1932 г.), «Воскресение» (1930 г.) и «[[Анна Каренина (роман)|Анна Каренина]]» (1937 г.) [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]], пьесы Чехова.
+
На протяжении всей истории МХТ в нём, помимо русской классики, ставились спектакли, отражающие дух времени и историю России. [[Октябрьская революция 1917 г.]], годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]], советская эпоха – нашли своё отражение в произведениях, показанных на сцене театра.
   −
В годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] театр ставил спектакли на военную тему, среди них «Фронт» А. Е. Корнейчука и «Русские люди» '''К. М. Симонова'''.
+
В 60-е гг. труппа театра оказалась в творческом кризисе, это касалось и состава труппы, и репертуара, и качества спектаклей. В 1970 г., желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра О.Н. Ефремова. Вместе с Ефремовым в театр пришли известные актёры (Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Олег Табаков, Александр Калягин), в репертуаре театра появилось много пьес современных авторов: «Заседание парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Валентин и Валентина» и «Эшелон» М. М. Рощина и др. Театральным событием стал спектакль по пьесе чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в котором участвовали ветераны театра – Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин.
   −
В первые послевоенные десятилетия МХАТ уделял преимущественное внимание классике. В 60−е гг. труппа театра оказалась в глубоком творческом кризисе. Одной из причин была смена творческих поколений актёров. Кроме того, к этому времени МХАТ окончательно превратился в официальный государственный театр, работу которого нельзя было критиковать. Это влияло и на репертуар театра, и на качество спектаклей. Желая вывести театр из кризиса, старейшие актёры МХАТа решили пригласить в театр в качестве главного режиссёра '''О. Н. Ефремова'''. Воспитанник Школы−студии МХАТ Ефремов был в это время главным режиссёром Московского театра '''«Современник»''', созданного им во второй половине 50−х гг. Ефремов пришел во МХАТ в 1970 г. и сумел возродить славу театра. С ним пришли в театр новые, уже известные актёры, среди них Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, '''Олег Табаков''', Александр Калягин. Новый главный режиссёр МХАТа продолжал ставить классику, но часто обращался и к пьесам современных авторов. В 1970−е гг. были поставлены пьесы '''А. И. Гельмана''' − «Заседание парткома» (1975 г.), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979 г.) и др., '''М. Ф. Шатрова''' − «Валентин и Валентина» (1972 г.) и «Эшелон» (1975 г.). Театральным событием стала постановка в 1973 г. Ефремовым и А. А. Васильевым пьесы чешского драматурга О. Заградника «Соло для часов с боем», в которой участвовали ветераны театра − Андровская, Грибов, Яншин и Прудкин. Ефремов часто приглашал ставить спектакли во МХАТе режиссёров из других театров, среди них были: А. В. Эфрос («Тартюф» Мольера, 1981 г.), Л. А. Додин («Кроткая» по рассказу [[Достоевский Ф.М.|Ф. М. Достоевского]], 1985 г.), М. Г. Розовский («Амадей» П. Шеффера, 1983 г.). Однако общей творческой программы в театре не было. Очень большую труппу трудно было объединить и обеспечить полноценной работой. Это приводило к творческим компромиссам в выборе пьес и в распределении ролей.
+
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них стала называться Московским Художественным академическим театром им. А.П. Чехова (под руководством О.Н. Ефремова), другая – Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т.В. Дорониной). МХАТ им. А.П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
   −
В 1987 г. коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы. Одна из них с 1989 г. стала называться Московским Художественным академическим театром им. А. П. Чехова (под руководством Ефремова), другая − Московским Художественным академическим театром им. М. Горького (под руководством Т. В. Дорониной). МХАТ им. А. П. Чехова остался в старинном здании в Камергерском переулке. МХАТ им. М. Горького расположился в бывшем новом здании МХАТ на Тверском бульваре.
+
После смерти О.Н. Ефремова, в 2000 г. художественным руководителем МХАТа им. А.П. Чехова стал О.П. Табаков. При нём обновился репертуар театра, в труппу пришли новые актёры, для постановки спектаклей приглашались ведущие режиссёры страны, была проведена реконструкция исторического здания, специально для экспериментальных постановок была открыта Новая сцена.
   −
В 2000 г. после смерти Ефремова художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова стал '''О. П. Табаков''', который стремится сочетать традиции старого Художественного театра и идти в ногу со временем, приглашая молодых авторов и режиссёров.
+
В 2004 году МХАТ им. А.П. Чехова вернулся к историческому названию – Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
 +
 
 +
28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский.  
 +
 
 +
МХАТ им. М. Горького продолжает классическую традицию постановок пьес русского и мирового театрального репертуара. В театре идёт детский спектакль «Синяя птица» по М. Метерлинку в постановке Станиславского 1908 г., восстановлен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры» в сценографии Немировича-Данченко.
    
= В культуре =
 
= В культуре =
   −
С 1923 г. существует музей МХТ. Основа его собрания фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича−Данченко и других известных театральных деятелей.
+
История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них – «Театральный роман» М.А. Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20-х – начала 30-х гг. ХХ в.
 +
 
 +
С 1923 г. существует музей МХАТ. Основа его собрания фонд документов по истории театра, а также личные фонды Станиславского, Немировича-Данченко и других известных театральных деятелей.
   −
История и жизнь театра отражены в воспоминаниях многих его современников, а также в художественных произведениях. Самое яркое и талантливое из них − «Театральный роман» Булгакова. В нём сатирически отображены герои и коллизии театральной жизни Москвы 20−х − начала 30−х гг. ХХ в.
+
В год столетия театра в Камергерском переулке был открыт памятник А.П. Чехову (скульптор М. Аникушин).
   −
В наше время МХАТ считается одним из лучших театров страны.
+
В 2014 г. перед зданием МХТ открыт памятник основателям театра В.И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому (скульптор и архитектор А. Морозов).
    
= В языке и речи =
 
= В языке и речи =
   −
Несмотря на то, что официальное название театра сегодня − Московский Художественный театр имени А. П. Чехова, в устной речи, по традиции, театр называют МХАТ.
+
Сегодня  ''мхатом'' называют оба театра – и МХТ им. А.П. Чехова, и МХАТ им. М. Горького, уточняя адрес театра (''в Камергерском'' или ''на Тверском бульваре''), о котором идет речь. От аббревиатуры ''МХАТ'' образовались слова ''мхатовец'' и ''мхатовцы'' (так называют актёров, творческая судьба которых связана с этим театром) и  ''мхатовский'' (''мхатовские спектакли'', ''мхатовские байки'').
 +
 
 +
= Медиатека =
 +
== Тексты ==
 +
# [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 1)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О приезде Чехова  в Москву осенью 1903 года)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Мемуары К.С. Станиславского «А.П. Чехов в Художественном театре» (отрывок 2)|К.С. Станиславский. Мемуары «А.П. Чехов в Художественном театре» (О репетиции «Вишнёвого сада»)]]<br />
 +
 
 +
== Репродукции ==
 +
# [[Медиатека: Браз О.Э. «Портрет А.П. Чехова». 1898 |О.Э. Браз. «Портрет А.П. Чехова»]]<br />
 +
# [[Медиатека: Афиша МХТ. 1902 |Афиша спектакля «На дне» по пьесе М. Горького в МХТ]]<br />
 +
 
 +
== Фотографии ==
 +
# [[Медиатека: МХТ им. А.П. Чехова|МХТ им. А.П. Чехова]]<br />
 +
# [[Медиатека: МХАТ им. М. Горького|МХАТ им. М. Горького]]<br />
 +
# [[Медиатека: А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка». Фотография 1899 года|А.П. Чехов и артисты Московского художественного театра читают пьесу «Чайка»]]<br />
 +
# [[Медиатека: К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Фотография 1923 года|К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко]]<br />
 +
# [[Медиатека: Олег Табаков и Марина Зудина в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» в постановке МХТ. Фотография 2013 года|О.П. Табаков и М.В. Зудина в спектакле «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского. МХТ]]<br />
 +
# [[Медиатека:Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве. Скульптор А.В. Морозов. 2014|Памятник К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу−Данченко в Москве]]<br />
 +
# [[Медиатека: Занавес МХАТа|Занавес МХАТ (МХТ)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»|Сцена из спектакля по пьесе И.А. Вырыпаева «Иллюзии»]]<br />
 +
# [[Медиатека: Табаков О.П.|О.П. Табаков ]]<br />
 +
# [[Медиатека: Доронина Т.В.|Т.В. Доронина ]]<br />
 +
# [[Медиатека: Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»|Сцена из спектакля театра «Мастерская П. Фоменко» по роману М.А. Булгакова «Театральный роман»]]<br />
 +
# [[Медиатека: Музей МХАТа|Музей МХАТа]]<br />
 +
# [[Медиатека: Сцена из спектакля МХАТ им. М. Горького «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова|Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова. МХАТ им. М. Горького]]<br />
 +
 
 +
== Видеосюжеты ==
 +
# [[Медиатека: Спектакль «Чайка» в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2014|Чайка. Спектакль (фрагмент)]]<br />
 +
# [[Медиатека: Спектакль «Белая гвардия» («Дни Турбиных») по пьесе М.А. Булгакова в МХТ им. А.П. Чехова (фрагмент). 2005|Белая гвардия. Спектакль (фрагмент)]]
   −
От аббревиатуры названия театра образовалось слово ''мхатовец'' или ''мхатовцы'' (иногда ''МХАТовец'', ''МХАТовцы''), когда речь идёт о выдающихся актёрах, чья творческая судьба связана с этим театром, а также прилагательное ''мхатовский'' или ''МХАТовский'' (например, ''мхатовские спектакли'', ''МХАТовские байки'').
+
= Интерактивные задания =
 +
== Прецедентные феномены ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/teatr/znte_mxt_pf_1 Знаменитые театры России. МХАТ]<br />
    
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Театр и кино]]
 
[[Категория:Театр и кино]]