«Войнá и мир»
Роман-эпопея Л. Н. Толстого.
Энциклопедическая справка
Роман «Война и мир» был написан в 1863-1869 гг. в период пребывания писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант названия, уже не конкретно-исторический, а философский: «Всë хорошо, что хорошо кончается». Затем роман был значительно переработан и получил название, под которым стал всемирно известен, – «Война и мир». Впервые полностью роман был опубликован в 1867-1869 гг.
Действие романа охватывает период с 1805 по 1820-е гг. Последние сцены эпилога относятся ко времени создания тайных обществ декабристов. События развиваются в Москве, в Петербурге, в провинции, а также в Европе – на местах знаменитых сражений эпохи наполеоновских войн.
В романе показаны все слои общества, люди разных поколений и убеждений. Действующих лиц в общей сложности около 600: представители столичного дворянства (см. дворянин), простые крестьяне (см. крестьянин) и солдаты, реальные исторические персонажи, среди которых император Александр I, Наполеон, фельдмаршал М.И. Кутузов, знаменитые генералы русской и французской армий.
Главные герои романа – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – вымышленные, но имеющие реальные прототипы персонажи, чьи характеры и судьбы типичны для дворянства первой четверти ХIХ в. Жизнь героев, которые оказываются в центре исторических событий, определивших во многом их судьбы, неразрывно связана с историей страны и является еë частью. Обращаясь к истории, писатель стремился найти ответы на важнейшие вопросы общественного развития и нравственного состояния современной России.
Все персонажи романа-эпопеи находятся в нравственных исканиях, в поиске смысла жизни. Толстой не скрывает своих симпатий к героям, выражающим так называемую идею «непротивления злу насилием», смирение и принятие жизни такой, какая она есть, осознание себя частицей русского народа. Главный выразитель этих философских взглядов в романе – простой солдат Платон Каратаев.
В этом романе, по воспоминаниям жены писателя С.А. Толстой, Толстой любил «мысль народную»: народ изображён в мирной жизни и на войне как движущая сила армии и партизанского движения.
Завершается роман эпилогом в двух частях. Первая часть показывает героев романа через семь лет после событий Отечественной войны 1812 г. Вторая часть представляет собой историко-философский трактат, в котором выражено понимание писателем движущих сил истории, философских категорий свободы и необходимости. Толстой предлагает читателю свою, не совпадающую с официальной, историческую концепцию: считая, что всеобщим ходом истории руководит высшее божественное начало, он полностью отрицает влияние на развитие истории отдельных личностей и развенчивает культ Наполеона, долгие годы существовавший в России.
В культуре
Роман «Война и мир» на протяжении многих лет входит в школьную (см. школа) программу по литературе. Его герои и события хорошо известны и вошли в культурно-историческую память народа, особенно некоторые эпизоды (первый бал Наташи Ростовой, размышления раненого Андрея Болконского на Аустерлицком поле, встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым и др.), а также философские рассуждения Толстого о ходе истории, о войне, о человеке на войне.
Изображëнные в романе Аустерлицкое сражение 1805 г., Бородинское сражение, пожар в Москве в 1812 г., изгнание остатков французской армии из России являются лучшим художественным воплощением этих исторических событий в русской литературе. С ними ассоциируются картины, посвящëнные Отечественной войне 1812 г.: панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» (1911 г.), «В 1812 году» И.М. Прянишникова (1874 г.), «Совет в Филях» А.Д. Кившенко (1880 г.).
Роман неоднократно экранизировался. Одна из лучших экранизаций – четырёхсерийный фильм «Война и мир» режиссëра С.Ф. Бондарчука (1965-1967 гг.).
По роману «Война и мир» написана одноимённая опера С.С. Прокофьева (1944 г.).
В языке и речи
Некоторые цитаты из романа стали крылатыми словами, например: выражение дубина народной войны стало образным названием партизанской войны.
Медиатека
Тексты
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 1. Глава 8 (отрывок)
- Л Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 2. Глава 10 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 3. Глава 19 (отрывок)
- Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Глава 1 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Главы 16-17 (отрывки)
- Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 4. Глава 7 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 3. Часть 2. Глава 33
- Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 3. Часть 2. Глава 39 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 4. Часть 1. Главы 12,13 (отрывки)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и Мир». Том 4. Часть 3. Глава 1 (отрывок)
- Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 4. Эпилог. Часть 1. Глава 10 (отрывок)
Репродукции
- И. М. Прянишников. «В 1812 году»
- А. Д. Кившенко. «Военный совет в Филях»
- Л. О. Пастернак. Наташа на балу. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Д. А. Шмаринов. Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Д. А. Шмаринов. Партизаны ведут пленных французов. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Д. А. Шмаринов. Пьер на батарее Раевского. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- А. В. Николаев. Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Н. Н. Рушева. Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Ф. А. Рубо. Панорама «Бородинская битва»
Фотографии
- Андрей Болконский в исполнении В. В. Тихонова в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука
- Наташа Ростова и Андрей Болконский в исполнении Л. М. Савельевой и В. В. Тихонова в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука
- Пьер Безухов в исполнении С. Ф. Бондарчука в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука
- М. И. Кутузов в исполнении Б. Е. Захавы в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука
Аудиозаписи
- Ария Наташи Ростовой «Какое право они имеют…» из оперы «Война и мир»
Видеосюжеты
- Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)
- Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Крестный ход с иконой Смоленской Богоматери перед Бородинским сражением)
- Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Бородинское сражение)
- Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Совет в Филях)
- Опера С. С. Прокофьева «Война и мир» (Первый бал Наташи)
- Опера С. С. Прокофьева «Война и мир» (Финал)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- «Война и мир» Л. Н. Толстого
- Как узнать Наташу Ростову
- Л. Н. Толстой о Наташе Ростовой
- Героини романов Л.Н. Толстого
|
|
(не показано 55 промежуточных версий 2 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=«Войнá и мир»|image=}} | + | {{Заголовок статьи|name=«Войнá и мир»|image=Voina i mir s.jpg}} |
| | | |
− | Роман−эпопея [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]].
| + | Роман-эпопея [[Толстой Л.Н.|Л. Н. Толстого]]. |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Роман «Война и мир» был написан в 1863−1869 гг. в период жизни писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант названия, уже не конкретно−исторический, а философский: «Всë хорошо, что хорошо кончается». Затем роман был значительно переработан и получил название, под которым стал всемирно известен, − «Война и мир». Впервые полностью роман был опубликован в 1867−1869 гг. | + | Роман «Война и мир» был написан в 1863-1869 гг. в период пребывания писателя в Ясной Поляне. Первые главы появились в журнале «Русский вестник» в 1865 г. под названием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант названия, уже не конкретно-исторический, а философский: «Всë хорошо, что хорошо кончается». Затем роман был значительно переработан и получил название, под которым стал всемирно известен, – «Война и мир». Впервые полностью роман был опубликован в 1867-1869 гг. |
| | | |
− | Действие романа охватывает период с 1805 по 1820−е гг. Последние сцены эпилога относятся ко времени создания тайных обществ [[декабристы|декабристов]]. События развиваются в [[Москва|Москве]], в [[Петербург]]е, в провинции, а также в Европе − на местах знаменитых сражений эпохи наполеоновских войн. | + | Действие романа охватывает период с 1805 по 1820-е гг. Последние сцены эпилога относятся ко времени создания тайных обществ [[декабристы|декабристов]]. События развиваются в [[Москва|Москве]], в [[Петербург]]е, в провинции, а также в Европе – на местах знаменитых сражений эпохи наполеоновских войн. |
| | | |
− | В романе показаны все слои общества, люди разных поколений и убеждений. Действующих лиц − около 600: представители столичного '''дворянства''' (см. [[дворянин]]), простые '''крестьяне''' (см. [[крестьянин]]) и солдаты, много реальных исторических персонажей, среди них − император [[Александр I]], Наполеон, фельдмаршал [[Кутузов М.И. |М. И. Кутузов]], знаменитые генералы русской и французской армий. | + | В романе показаны все слои общества, люди разных поколений и убеждений. Действующих лиц в общей сложности около 600: представители столичного дворянства (см. [[дворянин]]), простые крестьяне (см. [[крестьянин]]) и солдаты, реальные исторические персонажи, среди которых император [[Александр I]], Наполеон, фельдмаршал [[Кутузов М.И. |М.И. Кутузов]], знаменитые генералы русской и французской армий. |
| | | |
− | Главные герои романа: '''Андрей Болконский''', '''Пьер Безухов''', [[Наташа Ростова]] − вымышленные, но имеющие реальные прототипы персонажи, чьи характеры и судьбы типичны для дворянства первой четверти ХIХ в. Жизнь героев, которые оказываются в центре исторических событий, определивших во многом их судьбы, неразрывно связана с историей страны и является еë частью. Обращаясь к истории, писатель стремился найти ответы на важнейшие вопросы общественного развития и нравственного состояния современной России. | + | Главные герои романа – Андрей Болконский, Пьер Безухов, [[Наташа Ростова]] – вымышленные, но имеющие реальные прототипы персонажи, чьи характеры и судьбы типичны для дворянства первой четверти ХIХ в. Жизнь героев, которые оказываются в центре исторических событий, определивших во многом их судьбы, неразрывно связана с историей страны и является еë частью. Обращаясь к истории, писатель стремился найти ответы на важнейшие вопросы общественного развития и нравственного состояния современной России. |
| | | |
− | Все персонажи романа−эпопеи находятся в нравственных исканиях, в поиске смысла жизни. Толстой не скрывает своих симпатий к героям, выражающим так называемую идею «непротивления злу насилием», смирение и принятие жизни такой, какая она есть, осознание себя частицей русского народа. Главный выразитель этих философских взглядов в романе − простой солдат Платон Каратаев. | + | Все персонажи романа-эпопеи находятся в нравственных исканиях, в поиске смысла жизни. Толстой не скрывает своих симпатий к героям, выражающим так называемую идею «непротивления злу насилием», смирение и принятие жизни такой, какая она есть, осознание себя частицей русского народа. Главный выразитель этих философских взглядов в романе – простой солдат Платон Каратаев. |
| | | |
− | В этом романе, по воспоминаниям жены писателя С. А. Толстой, Толстой любил ''«мысль народную»'': народ изображён в мирной жизни и на войне как движущая сила [[Армия|армии]] и партизанского движения. | + | В этом романе, по воспоминаниям жены писателя С.А. Толстой, Толстой любил ''«мысль народную»'': народ изображён в мирной жизни и на войне как движущая сила [[Армия|армии]] и партизанского движения. |
| | | |
− | Завершается роман эпилогом в двух частях. Первая часть показывает героев романа через 7 лет после событий [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]] Вторая часть представляет собой историко-философский трактат, в котором выражено понимание писателем движущих сил истории, философских категорий свободы и необходимости. Толстой предлагает читателю свою, не совпадающую с официальной, историческую концепцию: считая, что всеобщим ходом истории руководит высшее божественное начало, он полностью отрицает влияние на развитие истории отдельных личностей и развенчивает культ Наполеона, долгие годы существовавший в России. | + | Завершается роман эпилогом в двух частях. Первая часть показывает героев романа через семь лет после событий [[Отечественная война 1812 г.|Отечественной войны 1812 г.]] Вторая часть представляет собой историко-философский трактат, в котором выражено понимание писателем движущих сил истории, философских категорий свободы и необходимости. Толстой предлагает читателю свою, не совпадающую с официальной, историческую концепцию: считая, что всеобщим ходом истории руководит высшее божественное начало, он полностью отрицает влияние на развитие истории отдельных личностей и развенчивает культ Наполеона, долгие годы существовавший в России. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | Роман «Война и мир» многие годы включается в школьные (см. [[школа]]) программы по литературе. Его герои и события хорошо известны и вошли в культурно−историческую память народа, особенно некоторые эпизоды (первый бал Наташи Ростовой, размышления раненого Андрея Болконского на Аустерлицком поле, встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым и др.), а также философские рассуждения Толстого о ходе истории, о войне, о человеке на войне. | + | Роман «Война и мир» на протяжении многих лет входит в школьную (см. [[школа]]) программу по литературе. Его герои и события хорошо известны и вошли в культурно-историческую память народа, особенно некоторые эпизоды (первый бал Наташи Ростовой, размышления раненого Андрея Болконского на Аустерлицком поле, встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым и др.), а также философские рассуждения Толстого о ходе истории, о войне, о человеке на войне. |
| | | |
− | Изображëнные в романе Аустерлицкое сражение 1805 г., Бородинское сражение (см. [[Бородино]]), пожар Москвы 1812 г., изгнание остатков французской армии из России являются лучшим художественным воплощением этих исторических событий в русской литературе. С ними ассоциируются картины, посвящëнные Отечественной войне 1812 г.: панорама '''Ф. А. Рубо''' «Бородинская битва» (1911 г.), «Эпизод из войны 1812 года» '''И. М. Прянишникова''' (1874 г.), «Совет в Филях» '''А. Д. Кившенко''' (1880 г.). | + | Изображëнные в романе Аустерлицкое сражение 1805 г., [[Бородино (Бородинское сражение)|Бородинское сражение]], пожар в Москве в 1812 г., изгнание остатков французской армии из России являются лучшим художественным воплощением этих исторических событий в русской литературе. С ними ассоциируются картины, посвящëнные Отечественной войне 1812 г.: панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» (1911 г.), «В 1812 году» И.М. Прянишникова (1874 г.), «Совет в Филях» А.Д. Кившенко (1880 г.). |
| | | |
− | Роман неоднократно экранизировался. Одна из лучших экранизаций − четырёхсерийный фильм «Война и мир» режиссëра '''С. Ф. Бондарчука''' (1968 г.). | + | Роман неоднократно экранизировался. Одна из лучших экранизаций – четырёхсерийный фильм «Война и мир» режиссëра С.Ф. Бондарчука (1965-1967 гг.). |
| | | |
− | По роману «Война и мир» написана одноимённая опера '''С. С. Прокофьева''' (1941−1943 гг.). | + | По роману «Война и мир» написана одноимённая опера С.С. Прокофьева (1944 г.). |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
| Некоторые цитаты из романа стали крылатыми словами, например: выражение ''дубина народной войны'' стало образным названием партизанской войны. | | Некоторые цитаты из романа стали крылатыми словами, например: выражение ''дубина народной войны'' стало образным названием партизанской войны. |
| + | |
| + | = Медиатека = |
| + | |
| + | == Тексты == |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.1 ч.1 гл.8|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 1. Глава 8 (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.1 ч.2 гл.10|Л Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 2. Глава 10 (отрывок)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.1 ч.3 гл.19|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 1. Часть 3. Глава 19 (отрывок)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.2 ч.3 гл.1|Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Глава 1 (отрывок)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.2 ч.3 гл.16-17|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 3. Главы 16-17 (отрывки)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.2 ч.4 гл.7|Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 2. Часть 4. Глава 7 (отрывок)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.3 ч.2|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 3. Часть 2. Глава 33]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.3 ч.2 гл.39|Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 3. Часть 2. Глава 39 (отрывок)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.4 ч.1 гл. 12-13|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 4. Часть 1. Главы 12,13 (отрывки)]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и Мир». Том 4. Ч. 3. Гл. 1. (отрывок)|Л.Н. Толстой. Роман «Война и Мир». Том 4. Часть 3. Глава 1 (отрывок)]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Война и мир т.4 эпилог ч.1 гл.10|Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Том 4. Эпилог. Часть 1. Глава 10 (отрывок)]]<br /> |
| + | |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека: И.М. Прянишников. «В 1812 году». 1860-е годы|И. М. Прянишников. «В 1812 году»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Кившенко А.Д. Военный совет в Филях. 1880 |А. Д. Кившенко. «Военный совет в Филях»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Л.О. Пастернак. Наташа на балу. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1893|Л. О. Пастернак. Наташа на балу. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Шмаринов Д.А. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»|Д. А. Шмаринов. Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Шмаринов Д.А. Партизаны ведут пленных французов. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1953 |Д. А. Шмаринов. Партизаны ведут пленных французов. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Шмаринов Д.А. Пьер на батарее Раевского. Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1953 |Д. А. Шмаринов. Пьер на батарее Раевского. Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Николаев А.В. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 1971-1975 |А. В. Николаев. Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Рушева Н.Н. Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»|Н. Н. Рушева. Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Рубо Ф.А. Панорама «Бородинская битва». 1912 г.|Ф. А. Рубо. Панорама «Бородинская битва»]] |
| + | |
| + | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека: Андрей Болконский в исполнении В.В. Тихонова в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир». 1967|Андрей Болконский в исполнении В. В. Тихонова в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Наташа Ростова и Андрей Болконский в исполнении Л.М. Савельевой и В.В. Тихонова в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир». 1967|Наташа Ростова и Андрей Болконский в исполнении Л. М. Савельевой и В. В. Тихонова в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Пьер Безухов в исполнении С.Ф. Бондарчука в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир». 1967|Пьер Безухов в исполнении С. Ф. Бондарчука в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Кутузов М.И. в исполнении Б.Е. Захавы в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир». 1967|М. И. Кутузов в исполнении Б. Е. Захавы в фильме «Война и мир» С. Ф. Бондарчука]]<br> |
| + | |
| + | == Аудиозаписи == |
| + | # [[Медиатека:Ария Наташи Ростовой|Ария Наташи Ростовой «Какое право они имеют…» из оперы «Война и мир»]]<br> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 2)|Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Первый бал Наташи Ростовой)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 3)|Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Крестный ход с иконой Смоленской Богоматери перед Бородинским сражением)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:C1-С2 Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (Бородинское сражение)|Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Бородинское сражение)]]<br> |
| + | # [[Медиатека:Фильм С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (фрагмент 4)|Фильм С. Ф. Бондарчука «Война и мир» (Совет в Филях)]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Опера С.С. Прокофьева «Война и мир» в постановке Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (фрагмент 1). 1978|Опера С. С. Прокофьева «Война и мир» (Первый бал Наташи)]]<br> |
| + | # [[Медиатека: Опера С.С. Прокофьева «Война и мир» в постановке Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (фрагмент 2). 1978|Опера С. С. Прокофьева «Война и мир» (Финал)]]<br> |
| + | |
| + | = Интерактивные задания = |
| + | |
| + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf_proiz/voyimir_pf_1 «Война и мир» Л. Н. Толстого]<br> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/natarost_pf_1 Как узнать Наташу Ростову]<br> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/person/natarost_pf_3 Л. Н. Толстой о Наташе Ростовой]<br> |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/tolst_pf_3 Героини романов Л.Н. Толстого]<br> |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Художественная литература]] | | [[Категория:Художественная литература]] |