иконостáс
Перегородка с рядами икон (см. икона), отделяющая алтарь от основной части православного (см. православие) храма (от греческого eicon – «образ, изображение»; stasis – «место стояния»).
Энциклопедическая справка
Первые иконостасы с рядом икон появились на Руси в XIV-XV вв. До этого времени алтарь отделялся завесой, рядом колонн или решеткой с крестом в центре.
Обычно иконостас состоит из пяти рядов (чинов): праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности. Положение и порядок икон имеют символическое религиозное значение.
В иконах праотеческого ряда – история церкви, представленная в Ветхом Завете. В центре чина обычно находится икона Ветхозаветной Троицы, на которой изображены три ангела, явившиеся Аврааму и Саре, чтобы сообщить о том, что у них родится сын Исаак.
Пророческий чин представляет иконы пророков. В центре находится икона Богоматери Знамения, на ней Дева Мария изображена в молитвенной позе с поднятыми вверх руками (см. Богородица).
Праздничный чин составляют иконы, на которых изображены эпизоды из жизни Иисуса и Богоматери, в этот ряд включены иконы двунадесятых праздников.
Деисусный чин получил свое название от греческого слова моление, прошение. В центре этого ряда находится икона Спаса в силах, на которой Иисус изображен на престоле и в окружении ангелов. Справа и слева к нему склоняются фигуры святых в молитвенных позах. Обычно справа от Христа находится икона Богоматери, а слева – Иоанна Крестителя. Смысл этого чина в том, что святые молятся Иисусу и просят его быть милосердным.
В центре нижнего чина находятся царские врата – двустворчатая дверь, на которой обычно изображаются четыре евангелиста. Царские врата иногда называют райскими или небесными, они, в представлениях православных, служат главным входом в рай, который символизирует алтарь. Справа от царских врат находится местная, храмовая, икона, то есть икона, связанная с тем святым или праздником, которому посвящена церковь. Поэтому нижний чин иконостаса называется местным. Кроме центральных царских врат, в иконостасе есть еще северные и южные врата.
С XVI-XVII вв. в иконостас включают еще несколько рядов: апостольский (иконы с изображением учеников Христа) и страстной (эпизоды страстной недели, последней недели жизни Иисуса перед распятием).
Над иконостасом располагается крест с фигурой распятого Христа или фигура Иисуса с Богоматерью, Иоанном Богословом или ангелами.
Оформление иконостаса может быть разнообразным: роспись, резьба по дереву, золочение, лепка и др.
Самые известные иконостасы находятся в соборах Московского Кремля, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры (над ним работали известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный). Самый большой в России семиярусный иконостас XVII в. находится в Успенском соборе Рязанского кремля.
В культуре
В православной культуре иконостас – это символ объединения двух частей церкви, связи между небесами и земным миром.
В языке и речи
В разговорной речи слово иконостас иногда употребляется иронически для обозначения некоторых организованных рядов предметов, являющихся объектом поклонения – например, орденов или портретов.
Медиатека
Репродукции
- Устройство иконостаса
- Пророческий чин иконостаса
- Иконы деисусного чина Успенского собора во Владимире
- Икона «Иконостас». Палех
Фотографии
- Иконостас домовой церкви митрополичьих Палат Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры
- Древняя перегородка (иконостас) в Базилике Санта-Мария-ин-Космедин
- Скульптурная группа «Христос во славе» над аркой главного иконостаса Исаакиевского собора
- Иконостас Успенского собора Рязанского кремля
- Парадный мундир маршала Рокоссовского
Видеосюжеты
- Азбука православия. Иконостас. Фильм (фрагмент)
Интерактивные задания
Прецедентные феномены
- Иконостас православного храма
|
|
(не показано 20 промежуточных версий этого же участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | {{Заголовок статьи|name=иконостáс|image=}} | + | {{Заголовок статьи|name=иконостáс|image=Ikonostas s.jpg}} |
| | | |
− | Легкая стена с рядами икон (см. [[икона]]), которая отделяет алтарь от основной части православного (см. [[православие]]) [[храм]]а (от греческого ''eicon'' — ‘образ, изображение’; ''stasis'' — ‘место стояния’). На [[Русь|Руси]] появился в XIV—XV вв.
| + | Перегородка с рядами икон (см. [[икона]]), отделяющая алтарь от основной части православного (см. [[православие]]) [[Храм|храма]] (от греческого eicon – «образ, изображение»; stasis – «место стояния»). |
| | | |
| = Энциклопедическая справка = | | = Энциклопедическая справка = |
| | | |
− | Обычно иконостас состоит из пяти рядов или ''чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного''. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности. Положение и порядок икон имеют символическое религиозное значение.
| + | Первые иконостасы с рядом икон появились на [[Русь|Руси]] в XIV-XV вв. До этого времени алтарь отделялся завесой, рядом колонн или решеткой с крестом в центре. |
| | | |
− | В иконах праотеческого ряда — история [[церковь|церкви]], представленная в Ветхом Завете. В центре чина обычно находится икона Ветхозаветной '''Троицы''', на которой изображены три ангела, явившиеся Аврааму и Саре, чтобы сообщить о том, что у них родится сын Исаак. | + | Обычно иконостас состоит из пяти рядов (''чинов''): праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности. Положение и порядок икон имеют символическое религиозное значение. |
| + | |
| + | В иконах праотеческого ряда – история [[церковь|церкви]], представленная в Ветхом Завете. В центре чина обычно находится икона Ветхозаветной Троицы, на которой изображены три ангела, явившиеся Аврааму и Саре, чтобы сообщить о том, что у них родится сын Исаак. |
| | | |
| Пророческий чин представляет иконы пророков. В центре находится икона Богоматери Знамения, на ней Дева Мария изображена в молитвенной позе с поднятыми вверх руками (см. [[Богородица]]). | | Пророческий чин представляет иконы пророков. В центре находится икона Богоматери Знамения, на ней Дева Мария изображена в молитвенной позе с поднятыми вверх руками (см. [[Богородица]]). |
| | | |
− | Праздничный чин составляют иконы, на которых изображены эпизоды из жизни Иисуса и Богоматери, в этот ряд включены иконы [[Двунадесятые праздники|Двунадесятых праздников]]. | + | Праздничный чин составляют иконы, на которых изображены эпизоды из жизни Иисуса и Богоматери, в этот ряд включены иконы [[Двунадесятые праздники|двунадесятых праздников]]. |
| + | |
| + | Деисусный чин получил свое название от греческого слова ''моление, прошение''. В центре этого ряда находится икона Спаса в силах, на которой Иисус изображен на престоле и в окружении ангелов. Справа и слева к нему склоняются фигуры святых в молитвенных позах. Обычно справа от Христа находится икона Богоматери, а слева – Иоанна Крестителя. Смысл этого чина в том, что святые молятся Иисусу и просят его быть милосердным. |
| + | |
| + | В центре нижнего чина находятся ''царские врата'' – двустворчатая дверь, на которой обычно изображаются четыре евангелиста. Царские врата иногда называют ''райскими'' или ''небесными'', они, в представлениях православных, служат главным входом в рай, который символизирует алтарь. Справа от царских врат находится местная, храмовая, икона, то есть икона, связанная с тем святым или праздником, которому посвящена церковь. Поэтому нижний чин иконостаса называется местным. Кроме центральных царских врат, в иконостасе есть еще северные и южные врата. |
| + | |
| + | С XVI-XVII вв. в иконостас включают еще несколько рядов: апостольский (иконы с изображением учеников Христа) и страстной (эпизоды страстной недели, последней недели жизни Иисуса перед распятием). |
| | | |
− | Деисусный чин получил свое название от греческого слова ‘моление, прошение’. В центре этого ряда находится икона Спаса в силах, на которой Иисус изображен на престоле и в окружении ангелов. Справа и слева к нему склоняются фигуры святых в молитвенных позах. Обычно справа от Христа находится икона Богоматери, а слева — Иоанна Крестителя. Смысл этого чина в том, что святые молятся Иисусу и просят его быть милосердным.
| + | Над иконостасом располагается крест с фигурой распятого Христа или фигура Иисуса с Богоматерью, Иоанном Богословом или ангелами. |
| | | |
− | В центре нижнего чина находятся ''царские врата'' – двустворчатая дверь, на которой обычно изображаются четыре евангелиста. Царские врата иногда называют ''райскими'' или ''небесными'', они, в представлениях православных, служат главным входом в рай, который символизирует алтарь. Справа от царских врат находится местная, храмовая, икона, то есть икона, связанная с тем святым или праздником, которому посвящена церковь. Поэтому нижний чин иконостаса называется местным. Кроме центральных царских врат, в иконостасе есть еще северные и южные врата.
| + | Оформление иконостаса может быть разнообразным: роспись, резьба по дереву, золочение, лепка и др. |
| + | |
| + | Самые известные иконостасы находятся в соборах Московского Кремля, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры (над ним работали известные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный). Самый большой в России семиярусный иконостас XVII в. находится в Успенском соборе Рязанского кремля. |
| | | |
| = В культуре = | | = В культуре = |
| | | |
− | С XVI—XVII вв. в иконостас включают еще несколько рядов: апостольский (иконы с изображением учеников Христа) и страстной (эпизоды страстной недели, последней недели жизни Иисуса перед распятием).
| + | В православной культуре иконостас – это символ объединения двух частей церкви, связи между небесами и земным миром. |
− |
| |
− | Над иконостасом располагается [[крест]] с фигурой распятого Христа.
| |
| | | |
| = В языке и речи = | | = В языке и речи = |
| | | |
− | В разговорной речи слово ''иконостас'' употребляется иронически для называния некоторых организованных рядов предметов — например, орденов или портретов. | + | В разговорной речи слово ''иконостас'' иногда употребляется иронически для обозначения некоторых организованных рядов предметов, являющихся объектом поклонения – например, орденов или портретов. |
| + | |
| + | = Медиатека = |
| + | |
| + | == Репродукции == |
| + | # [[Медиатека:Иконостас устройство|Устройство иконостаса]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Пророческий чин иконостаса (фрагмент). Ярославль. VIII в.|Пророческий чин иконостаса]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Деисусный чин иконостаса. Успенский собор во Владимире|Иконы деисусного чина Успенского собора во Владимире]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Икона «Церковь с шестиярусным иконостасом». XIX в.|Икона «Иконостас». Палех]]<br /> |
| + | |
| + | == Фотографии == |
| + | # [[Медиатека:Иконостас домовой церкви|Иконостас домовой церкви митрополичьих Палат Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Древняя перегородка (иконостас) в Базилике Санта-Мария-ин-Космедин|Древняя перегородка (иконостас) в Базилике Санта-Мария-ин-Космедин]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Левый алтарь в Исаакиевском соборе|Скульптурная группа «Христос во славе» над аркой главного иконостаса Исаакиевского собора]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Иконостас Успенского собора Рязанского кремля|Иконостас Успенского собора Рязанского кремля]]<br /> |
| + | # [[Медиатека:Парадный мундир маршала Рокосовского|Парадный мундир маршала Рокоссовского]]<br /> |
| + | |
| + | == Видеосюжеты == |
| + | # [[Медиатека:Азбука православия. Иконостас. Фильм (фрагмент)|Азбука православия. Иконостас. Фильм (фрагмент)]]<br /> |
| + | |
| + | = Интерактивные задания = |
| + | == Прецедентные феномены == |
| + | # [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/icosta_pf_1c Иконостас православного храма]<br /> |
| + | |
| | | |
| <!-- Семантические свойства --> | | <!-- Семантические свойства --> |
| [[Категория:Религия]] | | [[Категория:Религия]] |
− | [[Категория:Изобразительное искусство]]
| |