Лингвострановедческий словарь «Россия».

Передвижники/C1-C2: различия между версиями


Текущая версия на 12:33, 10 декабря 2018

Peredvi s.jpg
передви́жники

Художники-реалисты, входившие в крупнейшее в России второй половины XIX в. демократическое творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870-1923 гг.).

Энциклопедическая справка

Товарищество было образовано в 1870 г. в Петербурге в противовес официальному центру русского искусства – петербургской Академии художеств; в него в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Вал.А. Серов. Идейным лидером объединения был Крамской, который ещё в 1863 г. возглавил протест выпускников Академии художеств, отказавшихся писать дипломные картины на заданный Советом Академии далёкий от жизни сюжет. Вышедшие из Академии художники объединились в «Петербургскую артель художников». «Артель» была организована по принципу коммуны: художники работали вместе и распределяли заказы среди участников группы. В своей деятельности они следовали идеям русских критиков, социал-демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Из «Артели» выросло «Товарищество передвижных художественных выставок». В новом объединении Крамской сохранил своё лидерство.

Передвижники считали, что искусство должно отражать реальную жизнь, быть не салонным, социальным по проблематике и адресованным не элитарному, а демократическому зрителю, просвещать его. Художников группы идейно поддерживали художественный критик В.В. Стасов и коллекционер П.М. Третьяков, покупавший по специальным заказам их картины. Передвижники организовывали свои выставки в разных городах Российской империи: Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Орле, Риге, Одессе. С 1871 г. по 1923 г. прошло 48 выставок объединения. Самым распространённым жанром на выставках была бытовая живопись (картины Репина, Перова, Мясоедова); историческая живопись была представлена работами Сурикова и Ге; батальные картины писал Верещагин; в жанре портрета работали Крамской, Репин и Перов. В объединение входило несколько художников, работающих в пейзажном жанре – Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан.

Расцветом «Товарищества» стали 1870-1880-е гг., когда в творчестве передвижников критический реализм достиг своей кульминации. В конце 1880-х гг. в группе начался творческий кризис: художники не находили больших и значимых общественно-политических тем. Возник конфликт между старшим и молодым поколениями передвижников. В картинах молодых художников Вал.А. Серова и К.А. Коровина старшие мастера видели формализм и безыдейность. В.М. Васнецов обратился к фольклорной и религиозной тематике. Многие передвижники вернулись к преподаванию в Академии художеств или вошли в другие художественные объединения, возникшие в России в конце XIX в. Искусство передвижников утратило критическую направленность и глубину. В 1923-1924 гг. уже малочисленное «Товарищество» влилось в объединение пролетарских художников.

В культуре

Крупнейшие коллекции произведений передвижников находятся в России в Третьяковской галерее и Русском музее.

Для большинства россиян передвижники – самые известные художники в истории русского изобразительного искусства, так как их произведения в советское (см. Советский Союз) время активно пропагандировались, репродукции картин были включены в школьные (см. школа) учебники. В наше время традиция передвижников сохраняется в творчестве ряда художников-реалистов.

В языке и речи

В речи название объединения «Товарищество передвижных художественных выставок» употребляется редко. Чаще говорят о товариществе передвижников, о традициях передвижников, о передвижниках ХХI века.

Медиатека

Репродукции

  1. В.М. Васнецов. «Алëнушка»
  2. В.М. Васнецов. «С квартиры на квартиру»
  3. В.В. Верещагин. «Расстрел в Кремле»
  4. А.М. Васнецов «За варкой варенья»
  5. Н.Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
  6. И.И. Левитан. «Владимирка»
  7. И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого»
  8. А.И. Куинджи. «Берёзовая роща»
  9. В.Е. Маковский «Варят варенье»
  10. Г.Г. Мясоедов. «Страдная пора (Косцы)»
  11. В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
  12. В.Д. Поленов. «Московский дворик»
  13. А.К. Саврасов. «Грачи прилетели»
  14. В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»
  15. И.И. Шишкин, К.А. Савицкий. «Утро в сосновом лесу»
  16. И.Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии»
  17. И.Е. Репин. «Портрет П.М. Третьякова»
  18. И.Е. Репин. «Не ждали»
  19. И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге»

Фотографии

  1. Илья Ефимович Репин
  2. Иван Иванович Шишкин в Дюссельдорфе
  3. Виктор Михайлович Васнецов
  4. Товарищество передвижных художественных выставок

Интерактивные задания

Прецедентные феномены

  1. Картина В.М. Васнецова «Богатыри»
  2. Как три богатыря
  3. Картина И.Е. Репина «Не ждали»
  4. Вот уж «не ждали»
  5. Картина В.М. Васнецова «Алёнушка»
  6. Как «Алёнушка» В.М. Васнецова
  7. Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
  8. Как «Тройка» В.Г. Перова
  9. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»
  10. Как «Бурлаки на Волге»
  11. Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
  12. Утром в сосновом лесу
  13. Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
  14. Грачи прилетели?
  15. Картина В.Д. Поленова «Московский дворик»
  16. В московском дворике
  17. Картина И.И. Левитана «Золотая осень»
  18. Золотая осень
(Новая страница: «{{Шаблон:Заголовок статьи|name=Передвижники|image=Peredvi s.jpg}} <!-- Семантические свойства --> Кат…»)
 
 
(не показаны 23 промежуточные версии 2 участников)Строка 1: Строка 1: −
{{Шаблон:Заголовок статьи|name=Передвижники|image=Peredvi s.jpg}}
+
{{Заголовок статьи|name=передви́жники|image=Peredvi s.jpg}}
 +
 
 +
Художники-реалисты, входившие в крупнейшее в России второй половины XIX в. демократическое творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870-1923 гг.).
 +
 
 +
= Энциклопедическая справка =
 +
 
 +
Товарищество было образовано в 1870 г. в [[Петербург]]е в противовес официальному центру русского искусства – петербургской Академии художеств; в него в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, [[Левитан И.И.|И.И. Левитан]], И.И. Шишкин, Вал.А. Серов. Идейным лидером объединения был Крамской, который ещё в 1863 г. возглавил протест выпускников Академии художеств, отказавшихся писать дипломные картины на заданный Советом Академии далёкий от жизни сюжет. Вышедшие из Академии художники объединились в «Петербургскую артель художников». «Артель» была организована по принципу коммуны: художники работали вместе и распределяли заказы среди участников группы. В своей деятельности они следовали идеям русских критиков, социал-демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Из «Артели» выросло «Товарищество передвижных художественных выставок». В новом объединении Крамской сохранил своё лидерство.
 +
 
 +
Передвижники считали, что искусство должно отражать реальную жизнь, быть не салонным, социальным по проблематике и адресованным не элитарному, а демократическому зрителю, просвещать его. Художников группы идейно поддерживали художественный критик В.В. Стасов и коллекционер [[Третьяков П.М.|П.М. Третьяков]], покупавший по специальным заказам их картины. Передвижники организовывали свои выставки в разных городах Российской империи: Петербурге, [[Москва|Москве]], [[Казань|Казани]], Харькове, Орле, Риге, Одессе. С 1871 г. по 1923 г. прошло 48 выставок объединения. Самым распространённым жанром на выставках была бытовая живопись (картины Репина, Перова, Мясоедова); историческая живопись была представлена работами Сурикова и Ге; батальные картины писал Верещагин; в жанре портрета работали Крамской, Репин и Перов. В объединение входило несколько художников, работающих в пейзажном жанре – Саврасов, Шишкин, Поленов, Левитан.
 +
 
 +
Расцветом «Товарищества» стали 1870-1880-е гг., когда в творчестве передвижников критический реализм достиг своей кульминации. В конце 1880-х гг. в группе начался творческий кризис: художники не находили больших и значимых общественно-политических тем. Возник конфликт между старшим и молодым поколениями передвижников. В картинах молодых художников Вал.А. Серова и К.А. Коровина старшие мастера видели формализм и безыдейность. В.М. Васнецов обратился к фольклорной и религиозной тематике. Многие передвижники вернулись к преподаванию в Академии художеств или вошли в другие художественные объединения, возникшие в России в конце XIX в. Искусство передвижников утратило критическую направленность и глубину. В 1923-1924 гг. уже малочисленное «Товарищество» влилось в объединение пролетарских художников.
 +
 
 +
= В культуре =
 +
 
 +
Крупнейшие коллекции произведений передвижников находятся в России в Третьяковской галерее и Русском музее.
 +
 
 +
Для большинства россиян передвижники – самые известные художники в истории русского изобразительного искусства, так как их произведения в советское (см. [[Советский Союз]]) время активно пропагандировались, репродукции картин были включены в школьные (см. [[Школа|школа]]) учебники. В наше время традиция передвижников сохраняется в творчестве ряда художников-реалистов.
 +
 
 +
= В языке и речи =
 +
 
 +
В речи название объединения «Товарищество передвижных художественных выставок» употребляется редко. Чаще говорят о ''товариществе передвижников'', о ''традициях передвижников'', о ''передвижниках ХХI века''.
 +
 
 +
= Медиатека =
 +
== Репродукции ==
 +
# [[Медиатека:Васнецов В.М. «Алëнушка»|В.М. Васнецов. «Алëнушка»]]<br>
 +
# [[Медиатека:Васнецов В.М. С квартиры на квартиру|В.М. Васнецов. «С квартиры на квартиру»]]<br>
 +
# [[Медиатека: В.В. Верещагин. «Расстрел в Кремле». 1898|В.В. Верещагин. «Расстрел в Кремле»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Васнецов А.М. «За варкой варенья»|А.М. Васнецов «За варкой варенья»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Ге Н. Н. «Пётр I допрашивает царевича Алексея». 1871 г|Н.Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Левитан И.И. Владимирка|И.И. Левитан. «Владимирка»]]<br>
 +
# [[Медиатека:Портрет Толстого. Крамской И.Н.|И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого»]]<br>
 +
# [[Медиатека:Куинджи А.И. Берёзовая роща|А.И. Куинджи. «Берёзовая роща»]]<br>
 +
# [[Медиатека:Маковский В.Е. «Варка варенья»|В.Е. Маковский «Варят варенье»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Мясоедов Г.Г. Страдная пора|Г.Г. Мясоедов. «Страдная пора (Косцы)»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Перов В.Г. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду|В.Г. Перов. «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]]<br>
 +
# [[Медиатека:Поленов В.Д. «Московский дворик»|В.Д. Поленов. «Московский дворик»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Саврасов А.К. «Грачи прилетели»|А.К. Саврасов. «Грачи прилетели»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Суриков В.И. «Боярыня Морозова»|В.И. Суриков. «Боярыня Морозова»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Шишкин И.И., Савицкий К.А. «Утро в сосновом лесу»|И.И. Шишкин, К.А. Савицкий. «Утро в сосновом лесу»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Репин И.Е. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг.|И.Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии»]]
 +
# [[Медиатека: Репин И.Е. «Портрет П.М. Третьякова». 1883 |И.Е. Репин. «Портрет П.М. Третьякова»]]<br />
 +
# [[Медиатека:Репин И.Е. «Не ждали»|И.Е. Репин. «Не ждали»]]<br>
 +
# [[Медиатека:Репин И.Е. «Бурлаки на Волге»|И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге»]]<br />
 +
 
 +
== Фотографии ==
 +
# [[Медиатека:Репин И.Е. Фотография 1890-х годов|Илья Ефимович Репин]]<br />
 +
# [[Медиатека:Шишкин И.И. Фотография 1864-1865 годов|Иван Иванович Шишкин в Дюссельдорфе]]<br />
 +
# [[Медиатека:Васнецов В.М. Фотография 1900-х годов|Виктор Михайлович Васнецов]]<br />
 +
# [[Медиатека:Товарищество передвижных художественных выставок. Фотография 1885 г.|Товарищество передвижных художественных выставок]]<br />
 +
 
 +
= Интерактивные задания =
 +
 
 +
== Прецедентные феномены ==
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/3bogat_pf_1 Картина В.М. Васнецова «Богатыри»]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/3bogat_pf_2 Как три богатыря]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/nezhdal_pf_1 Картина И.Е. Репина «Не ждали»]<br>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/nezhdal_pf_2 Вот уж «не ждали»]<br>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/alenu_pf_1 Картина В.М. Васнецова «Алёнушка»]<br>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/alenu_pf_2 Как «Алёнушка» В.М. Васнецова]<br>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_1 Картина В.Г. Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»]<br>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/troika_pf_2 Как «Тройка» В.Г. Перова]<br>
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/burlvol_pf_1 Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/burlvol_pf_2 Как «Бурлаки на Волге»]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/utroles_pf_1 Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/utroles_pf_2 Утром в сосновом лесу]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/grachi_pf_1 Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/grachi_pf_2 Грачи прилетели?]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/mosdvor_pf_1 Картина В.Д. Поленова «Московский дворик»]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/mosdvor_pf_2 В московском дворике]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/zolosen_pf_1 Картина И.И. Левитана «Золотая осень»]<br />
 +
# [http://{{SERVERNAME}}/storage/pf/zolosen_pf_2 Золотая осень]<br />
       
<!-- Семантические свойства -->
 
<!-- Семантические свойства -->
 
[[Категория:Изобразительное искусство]]
 
[[Категория:Изобразительное искусство]]